Создание единого коллектива родителей, детей и педагогов одно из важных условий успешности работы образовательного учреждения. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как образовательное учреждение, так и семья. Участие родителей в жизни детей поможет им:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка
- Относиться к ребёнку как к равному
- Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше. Чем вчера. Нужно радоваться его личному росту
- Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их
- Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей
- Установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.
- Одной из инновационных форм работы с семьёй является соблюдение традиций группы и образовательного учреждения таких, как:
- День рождения группы
- Сладкая среда
- Тематические выставки и сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Участие родителей в праздниках и развлечениях
- Аллея выпускников
Активное участие родителей в мероприятиях группы и образовательного учреждения способствует повышению самооценки и статуса детей в коллективе сверстников. По данным социометрических исследований коэффициент сплочённости детского коллектива вырос на 11% (2006 год -32%, 2008год - 43%). Дети в группе стали более доброжелательными, общительными, длительно играют в коллективные игры, стали реже возникать конфликты между детьми.
Такой инновационный приём, как традиции. способствует сплочению детского коллектива, поднятию самооценки каждого мальчика и девочки группы, развитию коммуникативных качеств детей, уверенности в своих силах и возможностях. Родители, активно принимая участие во всех мероприятиях группы и образовательного учреждения, становятся партнёрами и образцом для подражания своим детям, так как родительский коллектив тоже становится дружным и крепким. По данным социологического опроса активность в содействии детскому учреждению среди родителей заметно выросла, в среднем на 52%.
Традиции, которые прводятся в нашей группе поддерживаются и учителями начальной школы, тем самым осуществляя преемственность между дошкольным отделением и начальными ступенями обучения.
"День рождения группы"
Цель данного праздника: показать значимость каждого ребёнка группы.
Каждый год в октябре месяце мы проводим праздник, посвящённый группе. На этом празднике говорится о том, что дети стали на год взрослее, перешли на новую ступень в обучении, подводятся итоги за прошедший год, отмечаются все достижения в жизни группы и каждого ребёнка. На празднике отмечаются изменения, произошедшие в семьях детей (рождение второго ребёнка, посещение детьми кружков и секций, летний отдых всей семьи). В оформлении зала присутствуют коллажи фотографий "Мы всей семьёй на отдыхе". На празднике дети и родители дарят друг другу подарки в виде музыкальных номеров - песни, танцы, фокусы, юмористические номера, инсценировки, развлекательные игры. Заканчивается наш праздник дружным чаепитием, для которого родители совместно с детьми стряпают и пекут угощения.
"Сладкая среда"
Цель: внести разнообразие, новые яркие чувства и переживания после трёх дней проживания ребёнка в детском саду.
Подготовка начинается у детей дома, когда они совместно с родителями готовят угощение. В группе этой традиции отводится особое время (когда дети не заняты занятиями и играми), чаще всего это время после дневного сна. Детям накрывается один общий стол, очень красиво сервируется, оригинально раскладываются угощения. Дети участвуют в сервировании стола. После того, как столы накрыты, дети занимают свои места по желанию. За столом детям разрешается негромко разговаривать, воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем то беседу, помогает детям развить темы разговоров. Закончив трапезу, дети благодарят угощавшего их ребёнка. Ребёнок, который угощает в день сладкой среды, чувствует себя объектом общего внимания, у него повышается самооценка, весь день у ребёнка положительный настрой.
Дети с нетерпением ждут, когда наступит "их" сладкая среда, готовятся к ней, чувствуют ответственность, для них это личный праздник.
"Встречи с интересными людьми"
Цель таких встреч - расширить круг познавательных интересов, формировать у детей умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. В заранее обдуманный день к детям приходит, уже знакомый им, человек (родители, работники детского учреждения и т.д.). Гость рассказывает детям о своей профессии, орудиях труда и результатах своей работы. Наряду с этим, гость рассказывает о своих увлечениях и хобби. Дети на такой встрече могут задать гостю любой интересующий их вопрос. Ребёнок, чей родитель приходит на встречу, испытывает чувство гордости, радости, чувствует себя лидером, находится под всеобщим вниманием.
"Тематические выставки и сообщения"
Большой развивающий эффект заложен в семейных познавательных проектах "Познаём вместе". Суть таких традиционных мероприятий заключается в том, что каждая семья, учитывая свои предпочтения и возможности, готовит материал по заранее выбранной теме. Этот материал преподносится ребёнком в группе, При этом идёт рассказ с показом подготовленного материала. Каждая встреча даёт толчок возникновению и развитию познавательных интересов и повышению самооценки у детей. Данная традиция проходит в таких формах - тематические выставки плакатов, коллажи семейных фотографий, сообщения детей на заданную тему и собранные потом в тематический альбом.
"Участие родителей в праздниках и развлечениях"
Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Родители с удовольствием выбирают роли сказочных персонажей, шьют костюмы, посещают репетиции, придумывают сюжетные линии героев. Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, рассматривают фотографии, видеозаписи, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе.
"Аллея выпускников"
Доброй традицией выпускников нашего учреждения стало высаживание саженцев молодых деревьев и кустарников на территории детского учреждения. Эта традиция помогает осуществлять преемственность детского сада и школы. Дети - выпускники чувствуют значимость и ответственность в этом начинании. В последующем они приходят понаблюдать за ростом растений и поухаживать за ними. Обычно это происходит после торжественной части выпускного праздника. Дети вместе с родителями высаживают саженцы в заранее подготовленное место, Этот момент символически отождествляет окончание дошкольного детства и начало нового этапа - школьной жизни. Дети младших групп ухаживают за посаженными растениями и знают, что их посадили выпускники.