"Наши пальчики играют"

Разделы: Работа с дошкольниками


Специализация проекта: практико-ориентированный проект.

Срок выполнения проекта: сентябрь-май.

Источники финансирования: за счет привлечения материально-технической базы МДОУ, привлечения спонсорских средств.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Партнеры.
  5. Средства достижения поставленных задач.
  6. Целевые группы.
  7. Этапы реализации проекта.
  8. График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Показатели результативности.

Приложение.

Введение

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти рук, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечнососудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями перекатывание восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: "Ладушки", "Сорока-белобока", "Коза рогатая". Многие не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращать внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями - правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Актуальность. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

При проведении занятий по развитию речи возникла проблема: недостаточность развития речи у детей раннего возраста.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем "Ладушки", "Сорока-ворона" и т.д. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта "глаза в глаза". Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность "прочувствовать" свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Соединение "слово - палец" наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

На 2-3 году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный -горячий -теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый).

Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.

Цель проекта.

  • Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

Задачи проекта.

  1. Разработать план работы по теме "Наши пальчики играют".
  2. Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
  3. Оформить информационные листы для родителей.
  4. Развить коммуникативные отношения.
  5. Развивать координацию движений, использовать самомассаж.
  6. Развивать речь детей 2-3 лет.
  7. Расширить словарный запас детей.

Партнеры:

  • дети;
  • педагоги,
  • родители,
  • методический кабинет,
  • средства массовой информации,
  • старшая медицинская сестра ДОУ,
  • МУП детская поликлиника № 4.

Средства достижения поставленных задач:

  • Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
  • Игры на занятиях;
  • Игры на прогулках;
  • Изобразительное творчество;
  • Фольклорные праздники;
  • Информационные листы для родителей;
  • Разучивание потешек;
  • Использование атрибутов к пальчиковым играм.

Целевые группы

Целевые группы Что получают от реализации проекта
Дети Развитие речи и пополнение словарного запаса.

Развитие коммуникативных отношений.

Развитие координации движений.

Укрепление психического и физического здоровья.

Развитие творческих способностей.

Умение соотносить действия с текстом.

Ознакомление с фольклором.

Педагоги Ознакомление с пальчиковыми играми.

Участие в праздниках, утренниках.

Оформление информационных листов.

Изготовление атрибутов к играм.

Участие в творческих выставках.

Родители Совместное разучивание потешек и игр.

Участие в творческих выставках.

Участие в музыкальных праздниках, утренниках.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Получение информации о влиянии пальчиковых игр на развитие ребенка.

Этапы реализации проекта

Этапы Педагоги Дети Родители
Подготовительный Составление плана мероприятий.

Распределение обязанностей между целевыми группами.

Проведение практических занятий.

Проведение занятий.

Организация игр.

Использование пальчиковых игр в физкультминутках.

Участие в приобретении и изготовлении атрибутов.
Основной Проведение пальчиковых игр, направленных на умственное развитие и развитие речи детей 2-3 лет.

Развитие координации движений и сформированность схемы собственного тела.

Создание положительно-

эмоционального климата.

Участие в проведении пальчиковых игр.

Рассказывание потешек.

Активизация словарного запаса.

Участие в организации игр и музыкальных праздников.
Заключительный Проведение итогов работы. Укрепление психологического климата, развитие двигательной активности, укрепление физического здоровья. Выпуск информационного листа.

График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми

Месяц Неделя Название игры
Сентябрь 1 - 2

3 - 4

"Готовим салат вместе с мамой"

"Точка, точка, запятая"

Октябрь 1 - 2

3 - 4

"Семья"

"Хоровод среди цветов" / "Колокольчики"

Ноябрь 1 - 2

3 - 4

"Собери игрушки"

"Соберем гербарий"

Декабрь 1 - 2

3 - 4

"Следы"

"Зима"

Январь 1 - 2

3 - 4

"Как на горке - снег, снег"

"Этот пальчик..."

Февраль 1 - 2

3 - 4

"Ваза для фруктов"

"Горячая - холодная"

Март 1 - 2

3 - 4

"Подари березе листочки"

"Тюльпан - ромашка"

Апрель 1 - 2

3 - 4

"Дождик, дождик лей, лей"

"Ромашка"

Май 1

2

3

4

"Соберем гербарий"

"Ваза для фруктов"

"Подари березе листочки"

"Тюльпан - ромашка"

Ожидаемые результаты

Образовательные:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
  • Активизация познавательных процессов ребенка.

Воспитательные:

  • Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
  • Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

Статусные:

  • Развитие коммуникативных отношений.
  • Укрепление психического и физического здоровья детей 2-3 лет.
  • Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Показатели результативности

  • Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.
  • Творческие выставки.
  • Отзывы родителей и педагогов.