Цель урока:
- Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном пути нашей Родины.
- Развивать умение обобщать.
- Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование урока:
- Информационные учебно-наглядные пособия: индивидуальные разноуровневые дидактические карточки – задания, реферат, лист контроля работы на уроке.
- Учебно-наглядные пособия: презентация «Кем и чем гордится Россия», физическая карта России.
- Контрольные учебно-наглядные пособия: тесты 1 уровня.
- Технические средства информации: компьютер с программным обеспечением «Microsoft Office Power Point», проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).
2. Тема урока.
Сегодня мы совершим путешествие по ленте времени, вспомнив события становления России. Мы завершаем большой раздел «Прошлое России». А тему урока мне хотелось бы, чтобы вы определили сами. Послушайте стихотворение.
- О чем это стихотворение? (Ответы детей.)
Тема сегодняшнего урока: «Кем и чем гордится Россия». (Слайд 1)
3. Актуализация знаний.
Давайте для начала вспомним значимые события в становлении России.
- Какого захватчика сокрушил российский народ в отечественной войне 1812 года?
- Какое событие произошло в Российской империи в 1917 году? Как в дальнейшем стало называться государство?
- От каких завоевателей освободила Советская Армия многие страны Европы?
А теперь обо всем подробнее. Перед вами карточка 1. (см. Приложение 2)
Выполним задание на карточке. (Слайд 2)
Проверяем. Кто выполнил это задание. Проверьте и отметьте результаты в листе контроля. (Слайд 3)
Проверяем следующий вопрос. Те кто выполнял это задание, объясните, какое слово лишнее и почему?
- Под буквой а.
- Под буквой б.
- Под буквой в.
Зафиксируйте ответы в листе контроля. (см. Приложение 1)
Работаем дальше.
- Почему в истории современной России мы вспоминаем события Отечественной войны, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны?
- Как вы думаете, кем и чем гордится наша Родина?
Но не только это гордость нашего народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы можем гордиться тем, что в нашем государстве живут люди разных национальностей, которые сохранили свой язык, традиции, культуру.
До 1991г. Наша страна называлась ... Как? – Союз Советских социалистических республик. В этот период времени родились ваши бабушки и дедушки, папы и мамы.
Давайте проверим, что мы знаем о нашей стране в этот период времени. Откройте тест. (см. Приложение 3) Выполните задание. (Слайд 4)
Взаимопроверка. Поменяйтесь работами с соседом. Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок. Зафиксируйте результаты.
- Росли, горели, разрушались во время войн, восстанавливались и украшались старинные города.
- Назовите эти города. Чем они славят Россию? (Архитектурными памятниками.)
Давайте полюбуемся этой красотой (мини-сообщения). (Слайд 5-6)
Узнать подробнее об этих и других городах вы сможете, познакомившись с творческими работами наших ребят (обратить внимание на рефераты на доске). Велик подвиг нашего народа, который сумел сохранить эти города.
Мы можем гордиться делами миллионов россиян, которые, начиная с 16 века, изучили, заселили и обустроили громадные пространства Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Наш народ своим беззаветным трудом сделал явью пророческие слова М.В.Ломоносова «Могущество России прирастать будет Сибирью». (Слайд 7)
Обратите внимание на последнее слово этого высказывания.
- О чем вам это говорит? (Ответы – край, в котором мы живем.)
Мы должны с вами гордиться, что живем на этой богатой недрами земле, гордиться трудовыми делами нефтяников, которые приумножают богатство и славу России. Но сибиряки славились еще крепким здоровьем. Давайте сделаем небольшой перерыв.
Физкультурная минутка.
Наш народ гордится не только историческими событиями, но и героями этих событий.
Россияне могут гордиться тем, что в течение более 11 веков существование российского государства наш народ отстоял свою независимость, территорию, язык и культуру. Мы гордимся подвигами богатырей Древней Руси.
- Назовите их имена. (Слайд 8)
- Назовите героев времен московского государства. (Слайд 9)
- Назовите имя героя-фельдмаршала Бородинской битвы. (Слайд 10)
- Назовите выдающегося полководца 20 века. (Слайд 11)
Россия гордится и тем, что в 1941-1945г.г. наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками. Мы гордимся подвигами защитниками городов-героев:
- Ленинграда. (Слайд 12) Каким событием вошел этот город в историю России? Как называется этот город сейчас?
- Сталинграда. (Слайд 13) Какое название имеет город сейчас?
- Бреста. (Слайд 14) В чем подвиг этого города?
Великие достижения нашего народа и в мирное время.
Лучшие творения художников собраны в Третьяковской галерее в Москве (Слайд 15), в залах русского музея Санкт-Петербурга (Слайд 16), в музеях других городов России.
Давайте заслушаем небольшое сообщение (сообщение ученика).
Историю государства хранят музеи, памятники искусства.
- Какие события истории отражают фотографии памятников. (Слайд 17)
Выполним задание блиц-опроса.
Проверьте ваши ответы. Результаты зафиксируйте.
Мы живем в великой могучей стране. Но нашей маленькой Родиной стал северный городок Лянтор. Наш город молодой, но и в нем уже есть свои памятники-символы. Давайте их назовем. (Слайды 18-21)
Приумножать славу малой Родины – значит приумножать славу и богатство государства, в котором ты живешь.
Наш урок близится к своему завершению.
Для того чтобы подвести итог, нам необходимо выполнить обобщающее задание на карточке 2.(см. Приложение 4) (Слайд 22)
Проверим ваши ответы. (Слайд 23)
Результаты зафиксируйте.
Посчитайте общую сумму баллов и выберете соответствующую фишку. (Слайд 24) Ваши результаты меня радуют. А свое отношение к уроку покажите на значке справа.
Окончательную оценку вы получите после моей проверки ваших листов контроля.
Прочитайте еще раз, какая тема была сегодня на уроке?
Как вы думаете, всех ли героев и все ли подвиги, которыми гордится Россия, мы назвали на уроке.
Мы с вами сегодня приоткрыли большую, нет – огромную – книгу Славы и гордости нашего народа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.