Урок "Цвет" в 9-м классе "Все живое стремится к цвету"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Рассмотреть цвет с точки зрения химии.
  2. Сформировать практические навыки при выполнении эксперимента.
  3. Отработать записи ионных уравнений.
  4. Изучить влияние цвета на познавательные процессы, физиологическое состояние человека, рекомендовать упражнения для стимуляции интеллекта работоспособности, осознать красоту окружающего мира, коррекция восприятия мира с помощью арттерапии и психотерапевтической метафоры.

Опережающее задание.

Сделать любой рисунок, используя свой любимый цвет, и принести его заранее. Подготовить к уроку квадраты разных цветов размером 5*5 см. В любом количестве. Используя справочную литературу, собрать краткие сведения о научных интересах знаменитых людей: Аристотель, В. Ван-Гог, А. Матисс, И. Ньютон, М.В. Ломоносов, И. Гете, Т. Юнг, Г. Гельмгольц, Джю Максвелл, Э. Геринг, А.Н. Скрябин, А. Римингон, М.С. Цвет.

Оборудование и реактивы (работа в четырёх группах):

  • зелёный: NiSO4 + NaOH→
  • жёлтый: KI + Pb(NO3)2
  • голубой: CuSO4 + NaOH→
  • фиолетовый: Na3PO4 + CoCl2
  • красный: KCNS + FeCl3
  • синий:Cu (OH)2↓ + NH3
  • оранжевый: K2CrO4 + H2SO4

Раздаточный материал на листах для каждой группы:

  • «Значение цвета в рисунках».
  • «Лечение цветом».

Оформление кабинета:

  • разноцветные шары, комнатные цветы, растения;
  • на стене рисунки детей.

«Все живое стремиться к цвету».
И. Гёте

«В красках заложены скрытые созвучие и контрасты,
которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе,
как для выражения настроения, нельзя использовать».
В. Ван-Гог

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Тему урока определим вместе. Вам было заданно дома опережающее задание – собрать сведения о некоторых знаменитых людях. Итак, кто же они такие и чем занимались? (Слайды 1-3)

Учащиеся, дают краткую характеристику.

Учитель: Оказывается, очень много людей с различными профессиональными интересами занимались изучением цвета. И тема сегодняшнего урока – «Цвет». (Слайды 5-6)

Учитель: Вам было дано задание сделать рисунки одним цветом. Посмотрим рисунки. Цвета, как видите разные. А причина различного выбора кроется в вас самих.

(Слайды 7-10)

Учащиеся выступают с краткими сведениями о цвете. (Слайды 11-18)

Учитель: Значение цвета велико в жизни человека. Пожилые люди, не зная науки предпочитают носить темные, черные цвета. Черный цвет поглощает, сохраняет энергию, тепло. В больницах стены окрашивают в светлые, белые тона. А летом мимо поляны цветущих одуванчиков никто не может пройти равнодушно. Ученые- медики используют лечение человека цветом.

Учащиеся выступают с краткими сведениями о лечением цветом. (Слайды 19-27)

Учитель: Вы не устали? Давайте с вами немножко отдохнём.

Физкультурная минутка.

Учитель: Перед вами 5 квадратов различного цвета. На каждый квадрат нужно посмотреть 15секунд. Такой приём чередования цвета улучшает работу мозга, глаз. Дома для себя можно сделать цветные квадраты, положить их в дневник, смотреть на них перед выполнением уроков.

Но прежде, чем выполнять эксперимент, я хотела бы вспомнить вместе с вами детскую считалку, которая связана с цветом. (Слайд 28)

Учитель: На уроках химии, мы часто имеем дело с веществами и растворами разных цветов. Ребята, а с чем у вас ассоциируется цвет? Какую детскую считалочку вы вспоминаете? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) В считалке первая буква слова совпадает с первой буквой цвета.

Сейчас мы проведём лабораторный эксперимент: получим растворы разных цветов. (Слайд 29)

Во время эксперимента будет звучать двухчастная композиция «прогресс» и «диско». Каждой части, как и каждой ноте композиции соответствует определенный цвет. Вы будите выполнять работу и слушать музыку, а потом назовёте цвет.

Ответ ученика: На мой взгляд, музыка неспокойная, мажорная, соответствует самым звучным нотам до, ре или ми. Музыка яркая, энергетическая, способствует творчеству.

Задание по группам. (Слайд 30-39)

Провести эксперимент, написать уравнение в ионом и молекулярном виде, назвать цвет получившегося раствора. Учащиеся записывают уравнения реакций в молекулярном и ионом виде.

Учитель: Цвет раствора с точки зрения химии определяется наличием частицы, которая называется ион. В аналитической химии существуют специфичные реакции, с помощью которых можно определить вещества. Эти реакции называются качественными. В физике вы так же будите учить цвет, но совсем с другой стороны. Волновая природа света.

Домашнее задание. (Слайд 40-41)

Учитель: Ребята, давайте проверим, что вы усвоили на уроке.

Синквейн по уроку. (Слайд 42)