Цели урока:
- Рассмотреть цвет с точки зрения химии.
- Сформировать практические навыки при выполнении эксперимента.
- Отработать записи ионных уравнений.
- Изучить влияние цвета на познавательные процессы, физиологическое состояние человека, рекомендовать упражнения для стимуляции интеллекта работоспособности, осознать красоту окружающего мира, коррекция восприятия мира с помощью арттерапии и психотерапевтической метафоры.
Опережающее задание.
Сделать любой рисунок, используя свой любимый цвет, и принести его заранее. Подготовить к уроку квадраты разных цветов размером 5*5 см. В любом количестве. Используя справочную литературу, собрать краткие сведения о научных интересах знаменитых людей: Аристотель, В. Ван-Гог, А. Матисс, И. Ньютон, М.В. Ломоносов, И. Гете, Т. Юнг, Г. Гельмгольц, Джю Максвелл, Э. Геринг, А.Н. Скрябин, А. Римингон, М.С. Цвет.
Оборудование и реактивы (работа в четырёх группах):
- зелёный: NiSO4 + NaOH→
- жёлтый: KI + Pb(NO3)2→
- голубой: CuSO4 + NaOH→
- фиолетовый: Na3PO4 + CoCl2→
- красный: KCNS + FeCl3→
- синий:Cu (OH)2↓ + NH3→
- оранжевый: K2CrO4 + H2SO4→
Раздаточный материал на листах для каждой группы:
- «Значение цвета в рисунках».
- «Лечение цветом».
Оформление кабинета:
- разноцветные шары, комнатные цветы, растения;
- на стене рисунки детей.
«Все живое стремиться к цвету».
И. Гёте
«В красках заложены скрытые созвучие и контрасты,
которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе,
как для выражения настроения, нельзя использовать».
В. Ван-Гог
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Тему урока определим вместе. Вам было заданно дома опережающее задание – собрать сведения о некоторых знаменитых людях. Итак, кто же они такие и чем занимались? (Слайды 1-3)
Учащиеся, дают краткую характеристику.
Учитель: Оказывается, очень много людей с различными профессиональными интересами занимались изучением цвета. И тема сегодняшнего урока – «Цвет». (Слайды 5-6)
Учитель: Вам было дано задание сделать рисунки одним цветом. Посмотрим рисунки. Цвета, как видите разные. А причина различного выбора кроется в вас самих.
Учащиеся выступают с краткими сведениями о цвете. (Слайды 11-18)
Учитель: Значение цвета велико в жизни человека. Пожилые люди, не зная науки предпочитают носить темные, черные цвета. Черный цвет поглощает, сохраняет энергию, тепло. В больницах стены окрашивают в светлые, белые тона. А летом мимо поляны цветущих одуванчиков никто не может пройти равнодушно. Ученые- медики используют лечение человека цветом.
Учащиеся выступают с краткими сведениями о лечением цветом. (Слайды 19-27)
Учитель: Вы не устали? Давайте с вами немножко отдохнём.
Физкультурная минутка.
Учитель: Перед вами 5 квадратов различного цвета. На каждый квадрат нужно посмотреть 15секунд. Такой приём чередования цвета улучшает работу мозга, глаз. Дома для себя можно сделать цветные квадраты, положить их в дневник, смотреть на них перед выполнением уроков.
Но прежде, чем выполнять эксперимент, я хотела бы вспомнить вместе с вами детскую считалку, которая связана с цветом. (Слайд 28)
Учитель: На уроках химии, мы часто имеем дело с веществами и растворами разных цветов. Ребята, а с чем у вас ассоциируется цвет? Какую детскую считалочку вы вспоминаете? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) В считалке первая буква слова совпадает с первой буквой цвета.
Сейчас мы проведём лабораторный эксперимент: получим растворы разных цветов. (Слайд 29)
Во время эксперимента будет звучать двухчастная композиция «прогресс» и «диско». Каждой части, как и каждой ноте композиции соответствует определенный цвет. Вы будите выполнять работу и слушать музыку, а потом назовёте цвет.
Ответ ученика: На мой взгляд, музыка неспокойная, мажорная, соответствует самым звучным нотам до, ре или ми. Музыка яркая, энергетическая, способствует творчеству.
Задание по группам. (Слайд 30-39)
Провести эксперимент, написать уравнение в ионом и молекулярном виде, назвать цвет получившегося раствора. Учащиеся записывают уравнения реакций в молекулярном и ионом виде.
Учитель: Цвет раствора с точки зрения химии определяется наличием частицы, которая называется ион. В аналитической химии существуют специфичные реакции, с помощью которых можно определить вещества. Эти реакции называются качественными. В физике вы так же будите учить цвет, но совсем с другой стороны. Волновая природа света.
Домашнее задание. (Слайд 40-41)
Учитель: Ребята, давайте проверим, что вы усвоили на уроке.
Синквейн по уроку. (Слайд 42)