Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как
своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в
процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов,
экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного,
гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина
становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина,
мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края,
могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём,
чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или
город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого
своя, она одна-единственная, как мама.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи.
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
1 класс.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Что изучает краеведение? | 1 |
2 | Родная школа (экскурсия). | 1 |
3 | Экскурсия около школы. | 1 |
4 | Что растёт на клумбе. | 1 |
5 | Трудовая жизнь в школе. | 1 |
6 | Из истории школы. | 1 |
7 | С днём рождения наш класс. | 1 |
8 | Мой дом. | 1 |
9 | Безопасный и короткий путь домой. | 1 |
10 | Моя улица, почему так названа. | 1 |
11 | Моя семья. | 1 |
12 | Я и моё имя. | 1 |
13 | Такие разные профессии. | 1 |
14 | Профессии в моей семье. | 1 |
15 | Традиционные ремёсла моего края. | 1 |
16 | Люди моего города. | 1 |
17 | Традиции моей семьи. | 1 |
18 | Наша дружная семья. | 1 |
19 | Выставка семейных поделок. | 1 |
20 | Моя родословная. | 1 |
21 | История моей семьи в истории города Боброва. | 1 |
22 | Мой четвероногий друг. | 1 |
23 | Зимние забавы наших предков. | 1 |
24 | Масленица. | 1 |
25 | Проводы русской зимы. | 1 |
26 | Мой город. | 1 |
27 | Заочное путешествие по городу. | 1 |
28 | Экскурсия по городу Боброву. | 1 |
29 | Экскурсия в краеведческий музей города. | 1 |
30 | Бобровский район. Сёла Бобровского района. | 1 |
31-32 | Обобщающий урок. | 2 |
2 класс.
Природа Бобровского Прибитюжья.
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Бобровского Прибитюжья». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Боброва является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Бобровского Прибитюжья. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу , парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | В гости к осени. Экскурсия. | 1 |
2 | Территория, границы, географическое положение. | 1 |
3 | Богатства нашей земли. | 1 |
4 | Климат нашего края. | 1 |
5 | Водоёмы нашего края. | 1 |
6 | Река Битюг. | 1 |
7-8 | Заповедные места Бобровского района. | 2 |
9 | Экскурсия в Хреновской дендрарий. | 1 |
10-11 | Растения нашего края. | 2 |
11 | Леса нашего края. | 1 |
12 | Экскурсия в музей Бобровского лесничества. | 1 |
13 | Берёзка – символ родины моей. | 1 |
14 | В гости к зиме. Урок-экскурсия. | 1 |
15 | Акция «Кормушка» (урок-проект). | 1 |
16 | Птицы зимой. | 1 |
17 | Животные нашего края. | 1 |
18 | Бобры – символ моего города. | 1 |
19 | Экскурсия в Воронежский зоосад. | 1 |
20 | Редкие животные нашего края. | 1 |
21 | Садово-парковая культура города. | 1 |
22 | Экскурсия в музей. | 1 |
23 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 |
24 | Как природа залечивает раны. | 1 |
25-26 | Экскурсия в Хреновской конезавод. | 2 |
27-28 | Экскурсия в Чесменский конезавод. | 2 |
29 | Научные исследования Н. А. Северцова. | 1 |
30 | Будь природе другом. | 1 |
31 | Экскурсия в природу. | 1 |
32-33 | Дивногорье. | 2 |
3 класс.
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Бобровского края, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изо».
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Фольклор – духовное богатство народа. | 1 |
2-3 | Наш край в устном народном творчестве. | 2 |
4-5 | Народные таланты нашего края. | 2 |
6 | Русская народная сказительница А.Н.Королькова (1892-1984). | 1 |
7 | Собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев (1826-1871). | 1 |
8 | Песенное творчество нашего края. | 1 |
9 | О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. | 1 |
10 | М. Е. Пятницкий – собиратель русской песни. | 1 |
11 | Воронежский государственный русский народный хор. М Мордасова. | 1 |
12 | Народный танец. | 1 |
13 | Воронежский край – земля Кольцова и Никитина. | 1 |
14 | Творчество С. Я. Маршака. | 1 |
15 | Загадочный мир названий. | 1 |
16 | Фамилии старожилы. | 1 |
17-18 | Писатели и другие деятели культуры и наш край. | 2 |
19 | Язык живописи. | 1 |
20 | Бобров на полотнах живописцев. | 1 |
21-22 | Художники нашего края. | 2 |
23 | Песни и стихи о Боброве. | 1 |
24 | Жизнь и творчество Исаева. | 1 |
25 | Творчество Дмитрия Попова. | 1 |
26 | Великая Отечественная война в творчестве наших земляков. | 1 |
27 | Встреча в литературном клубе города. | 1 |
28 | Наш город (район, край) в художественной и мемуарной литературе. | 1 |
29 | Проба пера. | 1 |
30 | Районная газета «Звезда». | 1 |
31 | Экскурсия в редакцию газеты и типографию. | 1 |
32-34 | Развитие спорта в нашем районе. | 3 |
4 класс.
История родного края.
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории.
Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Воронежа, Боброва и Бобровского района.
Учитель знакомит с этапами становления города Боброва, с историческими событиями, повлиявшими на становление города.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», Изо.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Государственная символика. | 1 |
2 | История возникновения города Боброва. | 1 |
3-5 | История Бобровских деревень. | 3 |
6 | Хронология Боброва. | 1 |
7 | Заочное путешествие по Боброву. | 1 |
8 | Реки Бобровской земли и их история. | 1 |
9 | История двух мостов. | 1 |
10 | Из истории городских улиц. | 1 |
11-13 | Городская архитектура. | 3 |
14-15 | Православные храмы. | 2 |
16 | Памятники. Памятные знаки. | 1 |
17 | История промышленности города Боброва. | 1 |
18 | Очерки истории школ. | 1 |
19 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 |
20 | Суровые годы Великой Отечественной Войны. | 1 |
21 | Герои-земляки. | 1 |
22 | Послевоенный Бобров. | 1 |
23 | Бобров в 50-70 годы. | 1 |
24 | Современный город: жизнь и быт. | 1 |
25-26 | История Бобровских предприятий. | 2 |
27-28 | Экскурсии на предприятия города. | 2 |
29 | История Хреновского конезавода. | 1 |
30 | История Чесменского конезавода. | 1 |
31 | Образование в городе Боброве. | 1 |
32 | Почётные граждане города Боброва. | 1 |
33-34 | Обобщающие уроки «Знатоки родного края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». |
2 |
Литература:
- Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж. 2002.
- Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
- Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003.
- Гринько А. В боях за Воронеж. Воронеж. 1985.
- Елецких В.Л. Донские легенды. Воронеж. 2007.
- Елецких В.Ю. От великого до смешного. Воронеж. 2007.
- Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж. 1996.
- Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж. 1982.