Урок обучения грамоте по теме "Разделительный Ъ", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
  2. Развивать фонематический слух, речь.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

- Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.

- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Индивидуально.

- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

- С «познавательной минуткой» работает ...

2) Фронтально.

- Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

3) Проверка индивидуальной работы  (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).

- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».

Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.

III. Новый материал.

1. Вступительная беседа.

- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

- Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!

- Это буква «ъ» (показать на плакате).

- На что похож ъ? (Ответы детей.)

- Посмотрите... (Слайд 21, 22) (2 слайда – смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)

На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила... (наизусть читает ученик):

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра стала в рост:
- Ш-ш-ш...
Я вам не угрожаю, -
Твёрдый знак изображаю.

- Откройте учебники на с. 158. найдите стихотворение  Г. Сапгира «Шутка». Найдите и подчеркните все буквы «ъ», посчитайте их.

3. Роль «Ъ» в словах.

- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)

- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. (Слайд 23)

  • Въезд.
  • Подъезд.
  • Отъезд.
  • Объезд.

- Прочитайте слова.

- Как называются эти слова? (Однокоренные.)

- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

- Какой корень?

- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

  • Выезд.
  • Переезд.
  • Проезд.
  • Приезд.

- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

- Назовите корень.

- Есть ли приставки? Какие?

- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

- Сделайте вывод.

- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

- Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.

- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.

- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.

- Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?

- Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова .

- Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)

- Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Физкультурная минутка для глаз.

IV. Закрепление.

- Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)

- Объясните смысл пословицы.

1. Работа со скороговоркой.

На доске:

У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).

- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

- Какое незнакомое слово увидели?

- Предположите, что оно означает?

- Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)

- Что такое «объегорить»?

Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».

- Читаем медленно и четко. Затем быстрее, увеличиваем темп. (Спросить отдельных учеников.)

2. Самостоятельная  работа.

- Давайте посмотрим, как вы поняли для чего в словах нужен «ъ». Положите перед собой карточки со стихотворением (у каждого ребёнка).

Все кругом объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет.
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.

Но совсем не ест людей.
И не трогает животных.

(С. Бондаренко)

- Прочитайте стихотворение. Найдите слова с разделительным «ъ». Письменно объясните, почему написан ъ. Как будете действовать? (Выделяем приставку, подчеркиваем согласную, на которую заканчивается приставка и подчеркиваем первую букву корня.)

- Проверка с разбором значений слов.

- Выразительное чтение стихотворения.

 - Какое вызывает настроение?

- Можно ли назвать стихотворение шуточным?

3. Лингвистическая разминка.

На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:

  1. Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
  2. Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
  3. Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
  4. Путь снизу вверх. (Подъём.)
  5. Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
  6. Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
  7. Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
  8. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное  где-нибудь. (Объявление.)
  9. Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
  10. Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)

- Что общего у этих слов?

V. Домашнее задание.

Дома вы вернётесь к стихотворению Г. Сапгира. Научитесь его выразительно читать и объясните, почему оно называется «Шутка».

VI. Итог.

- С какой буквой познакомились?

- В чем ее особенность?

- Когда пишется «ъ»?

- Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)

- Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».

- Кому показалась сегодняшняя тема трудной?

- Поделитесь своими знаниями с родителями.

- Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой,  точной.

- А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.

Приложение