Цели урока:
- Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
- Развивать фонематический слух, речь.
- Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.
- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.
- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».
2. Повторение.
- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.
- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)
1) Индивидуально.
- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)
- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)
- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)
- С «познавательной минуткой» работает ...
2) Фронтально.
- Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)
3) Проверка индивидуальной работы (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).
- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».
Физкультурная минутка «Лечебные звуки».
В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.
III. Новый материал.
1. Вступительная беседа.
- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)
- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)
- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)
- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)
- Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)
- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.
2. Знакомство с буквой.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
- Это буква «ъ» (показать на плакате).
- На что похож ъ? (Ответы детей.)
- Посмотрите... (Слайд 21, 22) (2 слайда – смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)
На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила... (наизусть читает ученик):
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра стала в рост:
- Ш-ш-ш...
Я вам не угрожаю, -
Твёрдый знак изображаю.
- Откройте учебники на с. 158. найдите стихотворение Г. Сапгира «Шутка». Найдите и подчеркните все буквы «ъ», посчитайте их.
3. Роль «Ъ» в словах.
- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)
- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. (Слайд 23)
- Въезд.
- Подъезд.
- Отъезд.
- Объезд.
- Прочитайте слова.
- Как называются эти слова? (Однокоренные.)
- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)
- Какой корень?
- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)
- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.
- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)
- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:
- Выезд.
- Переезд.
- Проезд.
- Приезд.
- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?
- Назовите корень.
- Есть ли приставки? Какие?
- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?
- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?
- Сделайте вывод.
- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)
- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)
- Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.
- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.
- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.
- Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?
- Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова .
- Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)
- Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».
Физкультурная минутка для глаз.
IV. Закрепление.
- Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)
- Объясните смысл пословицы.
1. Работа со скороговоркой.
На доске:
У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).
- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?
- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?
- Какое незнакомое слово увидели?
- Предположите, что оно означает?
- Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)
- Что такое «объегорить»?
Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».
- Читаем медленно и четко. Затем быстрее, увеличиваем темп. (Спросить отдельных учеников.)
2. Самостоятельная работа.
- Давайте посмотрим, как вы поняли для чего в словах нужен «ъ». Положите перед собой карточки со стихотворением (у каждого ребёнка).
Все кругом объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет.
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.Но совсем не ест людей.
И не трогает животных.
(С. Бондаренко)
- Прочитайте стихотворение. Найдите слова с разделительным «ъ». Письменно объясните, почему написан ъ. Как будете действовать? (Выделяем приставку, подчеркиваем согласную, на которую заканчивается приставка и подчеркиваем первую букву корня.)
- Проверка с разбором значений слов.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Какое вызывает настроение?
- Можно ли назвать стихотворение шуточным?
3. Лингвистическая разминка.
На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:
- Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
- Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
- Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
- Путь снизу вверх. (Подъём.)
- Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
- Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
- Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
- Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
- Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
- Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)
- Что общего у этих слов?
V. Домашнее задание.
Дома вы вернётесь к стихотворению Г. Сапгира. Научитесь его выразительно читать и объясните, почему оно называется «Шутка».
VI. Итог.
- С какой буквой познакомились?
- В чем ее особенность?
- Когда пишется «ъ»?
- Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)
- Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».
- Кому показалась сегодняшняя тема трудной?
- Поделитесь своими знаниями с родителями.
- Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной.
- А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.