Цели урока:
Образовательная цель:
1. Создать условия для формирования представления об открытии строения атома, а также понятия о планетарной модели атома.
2. Создать условия для развития умений детально распознавать информацию на слух, совершенствовать технику чтения и развития речевых навыков.
Воспитательная цель:
1. Воспитывать у учащихся уважение к труду и гениальности изобретателей.
2. Воспитание интереса и уважительного отношения к научным открытиям учёных страны изучаемого языка.
Развивающая цель:
1. Развитие мышления, памяти и внимания.
2. Совершенствование речевых способностей.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I |
Орг. момент |
Good morning. I’m glad to see you at our unusual lesson today. Здравствуйте, ребята! Вы уже поняли, что сегодня не совсем обычный урок, это урок физики и английского языка. (На интерактивной доске-презентация (Приложение 1), слайд №1). | Good morning. |
II |
Актуализация знаний. |
1. Ребята, напомните мне название темы,
которой мы сейчас занимаемся на уроках физики? Правильно, спасибо. Я думаю, вы легко ответите на мой вопрос – что изображено на этом схематическом рисунке? (слайд 1) Молодцы! Действительно, это модель атома. Как вы это поняли? Действительно, это так. Послушайте, какие слова сказал об устройстве атома наш русский поэт Валерий Брюсов в своем стихотворении, написанном в 1922 году: -Быть может, эти электроны – Действительно, сегодня известно, что атом – это целая Вселенная, он имеет сложный состав и строение. Сегодня мы познакомимся с тем, как же было открыто это сложное строение, а также узнаем, кто совершил это замечательное открытие. Итак, тема урока: “Открытие строения атома. Эрнест Резерфорд” Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Молодцы! Вы абсолютно правильно поставили цели. (слайд 3) Итак, приступим. |
Ядерная физика. Строение атома. Схема строения атома. Я увидел основные части атома: ядро и вращающиеся вокруг него электроны. (записывают) - мы вспомним, как устроен атом и из чего он состоит. - познакомимся с открытием сложного строения атома - узнаем, кто совершил это открытие и как он это сделал. |
III |
Фонетическая зарядка |
Look at our interwrite board, and read the limerick all together: (Презентация, слайд №4) | (Учащиеся читают стихотворение). |
IV |
Речевая зарядка (проверка домашнего задания) |
This is Ernest Rutherford! And this is very important sentence about him! (Презентация, слайд №5) You have read the text about Ernest Rutherford,s live and his biography, and now I want you to answer my questions. (Презентация, слайд №6) | (Учащиеся переводят). Текст про Э. Резерфорда (приложение 2) являлся дом. заданием. Учащиеся читают и отвечают на вопросы. |
V |
Изучение нового материала |
Давайте вспомним, кем была предложена первая модель атома и как она выглядела? | - Первую модель атома предложил Дж. Томсон в 1903 году. Он представлял атом в виде “+” заряженного шара , в котором “плавают” “-“ электроны, нейтрализующие заряд ядра. |
Действительно, это так. Каков был размер
атома “по Томсону”? Спасибо. Экспериментально
проверить эту модель взялся ученик Томсона
Эрнест Резерфорд в 1911 году. Чтобы понять, как
проводился опыт, рассмотрим рисунок. (слайд 4). Свинцовый сосуд с радиоактивным веществом помещен напротив экрана. Напомните мне, что значит “радиоактивно”? Совершенно верно. Итак, это вещество излучало -частицы, которые вылетали через узкий канал со скоростью примерно 15000 км\с. Что такое -частица? Действительно, эти частицы, попадая на экран, производят вспышки, благодаря тому, что экран покрыт специальным веществом. Процесс хорошо виден в микроскоп. Вся установка помещена в сосуд, из которого откачан воздух. Как вы думаете, зачем это было сделано? Совершенно правильно. Когда на пути -частиц нет препятствия, то они падают на экран узким пучком напротив отверстия, что видно по световым вспышкам. Если же на их пути поместить тонкую фольгу из золота, то некоторые -частицы при взаимодействии с веществом рассеиваются на разные углы. Согласно модели Томсона, это отклонение не должно превышать 2 градусов. Однако в опытах Резерфорда углы оказались значительно больше, до 90 градусов, а некоторые частицы даже отражались от фольги. Основная же часть частиц проходила через фольгу без отклонений. Так почему же значительная часть -частиц отклонялась так сильно, что заставляло их так себя вести? Какие будут предположения? Молодец! К таким же выводам пришел и Резерфорд. Скажите, а почему часть -частиц отражалась от фольги, то есть отклонялась под углом 180 градусов? Итак, по результатам опыта Резерфорд предложил модель атома, которую мы знаем как планетарную. Напомните мне, как она выглядит? Спасибо. А как вы объясните, что все же подавляющее большинство -частиц вообще не изменило своего направления? Молодец, именно слова “пустота” и боялся Томсон, он считал, что ее не может быть в атоме. Обратите внимание на лежащую перед вами схему описания опыта. По этой схеме мы будем описывать все опыты в физике, о которых будем говорить:
Прикрепите схему себе в тетрадь. Давайте повторим опыт по схеме и запишем. Замечательно, спасибо. Кроме этого, Резерфорд определил размеры ядра атома. Они оказались сравнимы по размерам с самим атомом: атом 10-10, ядро 10-15 м. Запишите эти цифры, пожалуйста. |
Примерно 10-10 м. -Это значит, что оно способно самопроизвольно испускать частицы и энергию. - это ядро атома гелия, имеющее заряд +2 и массу 4. - Для того, чтобы исключить помехи, ведь -частицы могли сталкиваться с молекулами воздуха. - Так как -частицы заряжены положительно, значит в атоме есть положительные заряды по размерам значительно большие, чем -частицы, сосредоточенные в небольшом объеме, тогда их влияние на направление довольно крупных -частиц будет таким заметным. Видимо, это ядро. -Видимо, происходило столкновение с этой положительной частицей в ядре. -В центре атома находится положительное ядро, вокруг него вращаются отрицательные электроны, каждый по своей орбите (рисует на доске). - Эти частицы прошли через пустоту между ядром и электронами, то есть в атоме есть и пустота. (записывают и комментируют))
(записывают) |
||
VI |
Лексика |
Now we are working with new words. Match the English word and its Russian equivalent. Write them in your vocabularies! | Учащиеся работают на интерактивной доске с заданием: соответствия (рисунок 1), записывают лексику в словарь |
VII |
Практика в аудировании |
Now let’s listen to a little text about the work of Ernest Rutherford.
There are new words in this text. You will listen to the text once and then you will make
a test. Fill the words in the gaps in the right form. (Аудирование с
извлечением полной информации) Rutherford is best known for devising the names alpha, beta and gamma rays to classify various forms of “rays” which were poorly understood at his time (alpha and beta rays are particle beams, while gamma rays are a form of high-energy electromagnetic radiation). Rutherford deflected alpha rays with both electric and magnetic fields in 1903. He also observed that the intensity of radioactivity fell of with the time and named it “half-life”. Rutherford proposed that the atom was “nuclear”. For his discoveries, Rutherford was awarded the Nobel Prize in 1908 |
Учащиеся слушают текст, затем выполняют тест (приложение 3) |
Предлагаем вам проверить, как вы усвоили новый материал. Вам розданы тексты. Заполните, пожалуйста, пробелы в этих текстах. У вас всего 3 минуты | (выполняют письменную работу) | ||
VIII |
Повторение изученного |
Русский текст Первая модель атома была предложена в 1903 году……Согласно этой модели, атом был заряжен…., т. К. в …. среде были расположены отрицательные... Планетарную модель атома предложил…. Эта модель была разработана по результатам опыта по рассеянию… на золотой фольге. В планетарной модели в центре атома находится.., заряженное положительно. Вокруг него вращаются … заряженные электроны. Просим вас сдать работы, результаты вы узнаете на следующем уроке | Ключевые слова (по порядку): Томсон, нейтрально, положительно, электроны, Резерфорд, -частицы, ядро, отрицательно. (сдают работы) |
IX |
Итоги урок |
Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? | -мы узнали, как было открыто устройство атома, вспомнили планетарную модель атома |
Кто совершил это открытие? | -Эрнест Резерфорд | ||
Чему научились? | -Научились описывать опыт по схеме | ||
Рефлексия |
Как вы считаете, мы достигли наших целей урока? Хорошо, ребята, вы сегодня молодцы! Мы с вами сегодня побыли в роли Резерфорда и совершили свое маленькое открытие | -Да, конечно | |
X |
Домашнее задание |
Запишите домашнее задание: §56, уметь описывать опыт по схеме и объяснять его результаты. (Презентация, слайд №8). Оценки за урок….. Урок окончен. До свидания! The lesson is over, you may be free, good bye boys and girls | (записывают домашнее задание) |