Математика. 3-й класс. Открытый урок по теме "Умножение однозначного числа на двузначное"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: закрепить приём умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное; повторить переместительное свойство умножения; развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету.

Оборудование: макет замка, замок, карточки-ключи; картинка печки с Емелей, поленья, на которых написаны задания, рисунок с изображением царевны Несмеяны, Водяного, болотных кочек, карточки-слезинки, картинка щуки, маленькие рыбёшки с домашним заданием.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Проверьте, всё ли на месте, все ли готовы слушать сказку. Да, да, сегодня мы отправляемся в сказку! А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете, если откроете замок на замке.

Устный счёт.

(На доске макет замка, но он на замке. Висят на гвоздике ключи с заданием.)

Учитель. Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка 21.

(Ребята выходят по очереди к доске, берут ключи, решаем устно примеры, подбираем подходящий ключ).

а) уменьшите 93 на 22

б) сумма чисел 56, первое слагаемое 18. Чему равно второе слагаемое.

в) найти разность чисел 48 и 27.

г) увеличьте 9 в 6 раз.

д) чему равно частное чисел 48 и 6.

е) уменьшите 36 в 4 раза.

Учитель. Открываем замок. В какую сказку попали?

(по рисунку на доске дети определяют сказку “По щучьему велению”).

Учитель. На чём путешествовал Емеля?

Учащиеся. На печке.

Учитель. Мы тоже будем путешествовать вместе с Емелей на печке.

Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать?

Учащиеся. Нужно печь затопить.

Учитель. Правильно. А что же нужно, чтобы затопить печь?

Учащиеся. Дрова.

(на доске расположены поленья)

Учитель. На каждом полене есть задание. Его нам с вами надо выполнить.

Подсказка: это экспресс - задачи. Будем записывать только решение с ответом.

а) Дядя Фёдор написал папе с мамой в Крым 20 писем, а в Простоквашино – в 3 раза больше. Сколько писем написал дядя Фёдор в Простоквашино?

б) Курочка Ряба за год снесла 100 яиц простых, а золотых в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба?

в) Старик рыбачил у синего моря 33 года и поймал одну золотую рыбку. Сколько лет ему надо рыбачить, чтобы поймать 2 золотые рыбки?

(решения записываются в тетрадях, а затем проводится взаимная проверка)

Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Итак, растопили мы печь, теперь отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны.

(вывешивается рисунок с изображением царевны Несмеяны)

По дороге мы повторим приёмы умножения двузначного числа на однозначное и наоборот, порешаем задачи. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретится с царевной.

Закрепление пройденного.

Учитель. Ой, ребята, что это там такое?

(на доске появляется картинка с изображением Водяного)

Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
По кочкам печку не пущу,
В болоте всех я утоплю.

Учитель. Ребята, нам срочно надо решить примеры, записанные на болотных кочках.

(появляются болотные кочки с примерами: 18х4, 4х16, 26х2, 39х2 .Решаем примеры с комментированием).

Учитель.

Вот наша печка к речке подходит.
Где же здесь плот? Его не находим.
Чтобы на речку плот опустить,
Надо задачу решить.

(решение задачи №2 стр. 80)

Учитель.

Задачу мы все с вами решили,
Вот бы пора уж всем и устать.
Будем сейчас мы все отдыхать.

Физкультминутка.

Мы туристы, мы в пути
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь не близок, не далёк.
Вперёди течёт ручей.
Перепрыгнем поскорей.

Закрепление пройденного.

Учитель.

Баба Яга на пути нас встречает
И головою седою качает:
(вывешивается на доску рисунок с изображением Бабы Яги)
Нет, не пройдёте дальше вы, детки,
Если не получите хорошей отметки.
Всех посажу я в железные клетки.
А решить вы должны без сомненья
Все выражения.

(на карточках задания решаем и тут же проверяем)

а) найдите лишнее число:

10 20 30 40 55 60

1 2 31 4 5 6 7

24 11 13 15 17 19 12

б) №5 стр. 80 – с комментированием.

Учитель. Дальше на печке всем классом мы едем

В царство Несмеяны никак не доедем.

Что это, ребята?

(Показываю всем картинки-слезинки, на них написаны примеры на порядок действий. Слезинки раздаются ученикам.)

Самостоятельная работа.

Учитель. Царевна наплакала речку,

Наплакала море.

Давайте поможем царскому горю и решим примеры.

(Учащиеся решают примеры самостоятельно на слезинках, пишут ответ, проверяем: учитель называет ответ, ученик с данным ответом выходит к доске, переворачивает слезинку, а там буква; после того как все ребята вышли к доске, читаем сложившую фразу “Мы уже пришли к Несмеяне. Браво”.)

Учитель. Царевна Несмеяна перестала плакать, но чтобы она улыбнулась, надо выполнить дополнительное задание.

(вывешивается большая слезинка, на ней пример, а с обратной стороны восклицательный знак)

Итог урока.

Учитель. Чем занимались на уроке?

Учащиеся. Путешествовали по сказке, выполняли задания, решали примеры, задачи; нам надо было попасть в замок к царевне Несмеяне.

IХ. Домашнее задание.

Учитель. Сейчас закроем все глаза и произнесём волшебные слова “Крибле, крабле, бумс”.

(в это время появляются Несмеяна и Емеля – переодетые старшеклассники)

Несмеяна. Ой, как я рада, что вы помогли высушить мне слёзы на лице.

Емеля.

Низкий поклон всем вам, ребята.
Все так решали, все отвечали,
Столько препятствий смогли вы пройти.
Счастье моё помогли мне найти!

(Емеля раздаёт каждому щуку с домашним заданием)

Несмеяна.

В знак благодарности щуку примите,
Будет она в ваших книгах лежать.
И все примеры, и все задачи
Будет всегда помогать вам решать.

Учитель. На этом сказке конец!
Кто слушал, работал, тот молодец!