Цели:
- познакомить с признаками родственных слов;
- учить находить в слове корень, подбирать однокоренные слова;
- развивать внимание, речь;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунок Лесовичка, аудиозапись птичьих голосов, карточки для групповой работы в виде листьев деревьев, рисунки берёзы, дуба, тополя, ели, кедра, слайды на м/м системе.
Приложение. Презентация к уроку
Ход урока
1. Психологическая подготовка.
Звучит аудиозапись птичьих голосов.
Учитель. Улыбнёмся друг другу, дети. Какой сегодня прекрасный день! Закройте глазки, положите головы на парты и повторяйте, про себя то, что я буду говорить вслух.
– Сейчас я начну учиться!
– Я радуюсь этому!
– Внимание моё растёт!
– Память моя крепка!
– Голова мыслит ясно!
– Я очень хочу учиться!
– Я готов к работе!
– Я работаю!
Откройте глазки. Распрямите спинки. На добрый путь всегда готовым будь!
Чьи голоса вы сейчас слышали?
Где их можно услышать?
Мы с вами снова отправляемся в добрый путь за знаниями. А путь наш будет не лёгким. Он будет проходить по лесам нашего края. Но в лесу можно и заблудиться... Чтобы этого не случилось, возьмём с собой помощника – Лесовичка. (Рисунок Лесовичка на доске.)
Чтобы наше путешествие было интересным, он приготовил много интересных заданий. А вот и первое задание...
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель. Уберите мысленно буквы, которые повторяются, и вы узнаете слово, которое здесь спрятано. (Слайд 1.)
ПБФПЕФПР |
|
|
П |
|
|
ЁФПЗПФАФ |
Что это за слово? Берёза. (Слайд 2.)
А что такое берёза? Дерево.
Растёт берёзка в наших лесах?
Посмотрите, какая она красивая, нежная. Назовите её ласково. Берёзонька. (Слайд 3.)
А как назвать лес, в котором растут одни берёзки? Березняк.
Как называется роща? Берёзовая.
Ой, что это мне Лесовичок шепчет?
Оказывается, я забыла про загадку. Отгадайте, о чём идёт речь?
Я родился в день дождливый
Под берёзкой молодой.
Круглый, маленький, красивый
С ножкой тонкой и прямой.
Это... Подберёзовик. (Слайд 4.)
Сколько красивых слов придумали ребята. Молодцы! - говорит Лесовичок. А теперь внимательно посмотрите на эти слова, что же есть общего у них? (Одинаковая часть -берёз-)
Что можно сказать о значении этих слов? (Сходные по значению.)
Правильно. И сегодня на уроке, на пути к знаниям, мы познакомимся с новой темой. Прочитайте на доске, как она называется. Корень слова. (Слайд 4 – тема и цели.)
Сегодня на уроке, подсказывает Лесовичок, мы будем знакомиться с признаками родственных слов, учиться находить в слове корень, подбирать однокоренные слова И, чтобы справиться с этими задачами, нам понадобится много внимания, старания и активной работы.
3. Работа над темой урока.
Учитель. Ну, тогда в путь с нашим другом и помощником Лесовичком. Давайте ещё раз остановимся около русской красавицы - берёзы. Слова, которые мы сейчас образовали, называются родственными. А общая часть родственных слов называется... Вы уже догадались? Корнем. Поэтому родственные слова имеют и другое название - однокоренные - один и тот же корень.
Итак, однокоренные слова должны быть... родственными и иметь общую часть.
Как называется общая часть родственных слов?
Как вы думаете, какую роль играет корень?
Корень – это главная часть слова, в нём заключён общий смысл всех однокоренных слов.
Посмотрите, когда корень разрастается, из него появляются новые слова – веточки. (Слайд 5.) Раз корень такой важный, то родственные слова соорудили ему домик: вот такой округлый и уютный. (Слайд 5.) И стали с тех пор корни жить в таких домиках.
4. Первичное закрепление.
Учитель. Ой, какая беда, корни этих слов остались без домиков. Ребята, Лесовичок просит помочь этим словам:
Лес, лист, лесной, листочек, лесник, листовой, листья, лесок.
Прочитайте эти слова. Надо записать их в тетрадь... Но наши пальчики ещё не готовы к письму. Давайте разомнём их - сделаем гимнастику.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Теперь запишите слова в тетрадь с красной строки, через запятую. Помните, подсказывает Лесовичок, что красиво писать - первое правило вежливости! Карандашом выделите корень в словах.
Какие корни в словах вам встретились?
Разделите слова на две группы.
Как вы выделяли корень в словах? Что подбирали?
Сделайте вывод. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, посмотреть, какая часть в них является общей.
Есть такая пословица: «Доверяй, но проверяй!» Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали, по учебнику на стр. 75.
Я и Лесовичок очень рады за вас. Какие вы молодцы!
Посмотрите, а Лесовичок опять что-то для нас приготовил.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова!
Очень хочется Лесовичку увидеть, как вы умеете работать в группах, сможете ли вы сами подобрать однокоренные слова. Покажем, какие мы дружные и умелые?!
5. Работа в группах.
На доске рисунки деревьев.
Учитель. Какой красивый лес! Давайте сделаем в нём остановку. У каждой группы есть свой листочек со слово. Вы должны подобрать и записать как можно больше однокоренных слов, выделить корень.
Дети работают в группах. Затем, зачитывают свои слова, называют корень, прикрепляют листок к своему дереву.
Учитель. Дорогие мои, друзья природы. Кто из вас был очень внимателен на уроках окружающего мира, тот знает, какое дерево не растет в наших лесах. Какое? (Дуб – растёт в лесах южнее.)
Очень доволен Лесовичок вашей работой! Мы славно поработали, пора и отдохнуть.
6. Физминутка.
Учитель. Если я прочитаю пару родственных слов – хлопайте в ладоши, если вы не согласны, что это родственные слова – топайте.
Лес – лесник |
|
|
сад – садовый |
Река – плот |
|
|
дом – домашний |
Стена – гвоздь |
|
|
дом – дым |
Кот – котик |
|
|
поле – полюшко |
Обед – стол |
|
|
гриб – грибной |
Молодцы! Вижу, что ученики этого класса очень внимательные.
7. Применение знаний на практике.
Учитель. А это что за дерево у нас на пути? (Рисунок кедра.)
Это кедр. Я сейчас прочитаю текст, вы должны запомнить и назвать однокоренные слова слову кедр.
В тайге растёт кедр. Кедр – хвойное вечнозелёное растение. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладёт их под язык. Потом кедровочка прячет своё богатство в мох, в дупло, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.
Назовите однокоренные слова. (Слайд 6.) Назовите общую часть этих слов. Как она называется?
Придумайте предложение с этими словами.
Какие замечательные предложения! Вы, наверное, будущие писатели! Лесовичку очень понравилось это задание. Он тоже придумал предложения. Давайте запишем их. (Слайд 7.)
В тайге растёт могучий кедр. Осенью на нём созревают кедровые шишки. Прилетают кедровки.
Учитель. Спишите. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
Взаимопроверка.
Учитель. И с этим заданием мы справились. Но Лесовичок ещё не хочет нас отпускать. Он приготовил для вас карточки, чтобы вы поработали в парах.
8. Творческий уровень.
Учитель. Устраните «лишнее» слово. В цепочке объясните, почему?
- ряд (на партах) – вода, водичка, водитель, водяной (Слайд 8 – проверка.)
- ряд – поле, полюшко, полевой, полочка (Слайд 9 – проверка.)
- ряд – печь, печурка, печка, печать (Слайд 10 – проверка.)
Учитель. Вы отлично справились со всеми сложными заданиями, а вот Лесовичку пора в свой сказочный лес.
9. Рефлексия.
Учитель. Но перед расставанием, давайте вспомним, что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока?
Чтобы Лесовичок не скучал в своём лесу, давайте напомним ему, как мы работали на уроке, какие задания выполняли, что на помогло?
У кого остались вопросы?
У кого всё получилось?
Лист настроения – телеграмма Лесовичку. (Разный шрифт и цвет.)
интересно |
|
|
не интересно |
старался |
|
|
не старался |
уверен в себе |
|
|
волнуюсь |
радуюсь |
|
|
огорчаюсь |
не устал |
|
|
устал |
10. Домашнее задание.
Учитель. Лесовичка никто и никогда не видел. Я себе представляю его таким. А каким вы его представляете? Нарисуйте дома.