Урок русского языка во 2-м классе "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с признаками родственных слов;
  • учить находить в слове корень, подбирать однокоренные слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: рисунок Лесовичка, аудиозапись птичьих голосов, карточки для групповой работы в виде листьев деревьев, рисунки берёзы, дуба, тополя, ели, кедра, слайды на м/м системе.

Приложение. Презентация к уроку

Ход урока

1. Психологическая подготовка.

Звучит аудиозапись птичьих голосов.

Учитель. Улыбнёмся друг другу, дети. Какой сегодня прекрасный день! Закройте глазки, положите головы на парты и повторяйте, про себя то, что я буду говорить вслух.

– Сейчас я начну учиться!

– Я радуюсь этому!

– Внимание моё растёт!

– Память моя крепка!

– Голова мыслит ясно!

– Я очень хочу учиться!

– Я готов к работе!

– Я работаю!

Откройте глазки. Распрямите спинки. На добрый путь всегда готовым будь!

Чьи голоса вы сейчас слышали?

Где их можно услышать?

Мы с вами снова отправляемся в добрый путь за знаниями. А путь наш будет не лёгким. Он будет проходить по лесам нашего края. Но в лесу можно и заблудиться... Чтобы этого не случилось, возьмём с собой помощника – Лесовичка. (Рисунок Лесовичка на доске.)

Чтобы наше путешествие было интересным, он приготовил много интересных заданий. А вот и первое задание...

2. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель. Уберите мысленно буквы, которые повторяются, и вы узнаете слово, которое здесь спрятано. (Слайд 1.)

ПБФПЕФПР

 

 

П

 

 

ЁФПЗПФАФ

Что это за слово? Берёза. (Слайд 2.)

А что такое берёза? Дерево.

Растёт берёзка в наших лесах?

Посмотрите, какая она красивая, нежная. Назовите её ласково. Берёзонька. (Слайд 3.)

А как назвать лес, в котором растут одни берёзки? Березняк.

Как называется роща? Берёзовая.

Ой, что это мне Лесовичок шепчет?

Оказывается, я забыла про загадку. Отгадайте, о чём идёт речь?

Я родился в день дождливый
Под берёзкой молодой.
Круглый, маленький, красивый
С ножкой тонкой и прямой.

Это... Подберёзовик. (Слайд 4.)

Сколько красивых слов придумали ребята. Молодцы! - говорит Лесовичок. А теперь внимательно посмотрите на эти слова, что же есть общего у них? (Одинаковая часть -берёз-)

Что можно сказать о значении этих слов? (Сходные по значению.)

Правильно. И сегодня на уроке, на пути к знаниям, мы познакомимся с новой темой. Прочитайте на доске, как она называется. Корень слова. (Слайд 4 – тема и цели.)

Сегодня на уроке, подсказывает Лесовичок, мы будем знакомиться с признаками родственных слов, учиться находить в слове корень, подбирать однокоренные слова И, чтобы справиться с этими задачами, нам понадобится много внимания, старания и активной работы.

3. Работа над темой урока.

Учитель. Ну, тогда в путь с нашим другом и помощником Лесовичком. Давайте ещё раз остановимся около русской красавицы - берёзы. Слова, которые мы сейчас образовали, называются родственными. А общая часть родственных слов называется... Вы уже догадались? Корнем. Поэтому родственные слова имеют и другое название - однокоренные - один и тот же корень.

Итак, однокоренные слова должны быть... родственными и иметь общую часть.

Как называется общая часть родственных слов?

Как вы думаете, какую роль играет корень?

Корень – это главная часть слова, в нём заключён общий смысл всех однокоренных слов.

Посмотрите, когда корень разрастается, из него появляются новые слова – веточки. (Слайд 5.) Раз корень такой важный, то родственные слова соорудили ему домик: вот такой округлый и уютный. (Слайд 5.) И стали с тех пор корни жить в таких домиках.

4. Первичное закрепление.

Учитель. Ой, какая беда, корни этих слов остались без домиков. Ребята, Лесовичок просит помочь этим словам:

Лес, лист, лесной, листочек, лесник, листовой, листья, лесок.

Прочитайте эти слова. Надо записать их в тетрадь... Но наши пальчики ещё не готовы к письму. Давайте разомнём их - сделаем гимнастику.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Теперь запишите слова в тетрадь с красной строки, через запятую. Помните, подсказывает Лесовичок, что красиво писать - первое правило вежливости! Карандашом выделите корень в словах.

Какие корни в словах вам встретились?

Разделите слова на две группы.

Как вы выделяли корень в словах? Что подбирали?

Сделайте вывод. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, посмотреть, какая часть в них является общей.

Есть такая пословица: «Доверяй, но проверяй!» Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали, по учебнику на стр. 75.

Я и Лесовичок очень рады за вас. Какие вы молодцы!

Посмотрите, а Лесовичок опять что-то для нас приготовил.

Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова!

Очень хочется Лесовичку увидеть, как вы умеете работать в группах, сможете ли вы сами подобрать однокоренные слова. Покажем, какие мы дружные и умелые?!

5. Работа в группах.

На доске рисунки деревьев.

Учитель. Какой красивый лес! Давайте сделаем в нём остановку. У каждой группы есть свой листочек со слово. Вы должны подобрать и записать как можно больше однокоренных слов, выделить корень.

Дети работают в группах. Затем, зачитывают свои слова, называют корень, прикрепляют листок к своему дереву.

Учитель. Дорогие мои, друзья природы. Кто из вас был очень внимателен на уроках окружающего мира, тот знает, какое дерево не растет в наших лесах. Какое? (Дуб – растёт в лесах южнее.)

Очень доволен Лесовичок вашей работой! Мы славно поработали, пора и отдохнуть.

6. Физминутка.

Учитель. Если я прочитаю пару родственных слов – хлопайте в ладоши, если вы не согласны, что это родственные слова – топайте.

Лес – лесник

 

 

сад – садовый

Река – плот

 

 

дом – домашний

Стена – гвоздь

 

 

дом – дым

Кот – котик

 

 

поле – полюшко

Обед – стол

 

 

гриб – грибной

Молодцы! Вижу, что ученики этого класса очень внимательные.

7. Применение знаний на практике.

Учитель. А это что за дерево у нас на пути? (Рисунок кедра.)

Это кедр. Я сейчас прочитаю текст, вы должны запомнить и назвать однокоренные слова слову кедр.

В тайге растёт кедр. Кедр – хвойное вечнозелёное растение. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладёт их под язык. Потом кедровочка прячет своё богатство в мох, в дупло, в лесную подстилку. Весной в тайге появляются молодые кедры.

Назовите однокоренные слова. (Слайд 6.) Назовите общую часть этих слов. Как она называется?

Придумайте предложение с этими словами.

Какие замечательные предложения! Вы, наверное, будущие писатели! Лесовичку очень понравилось это задание. Он тоже придумал предложения. Давайте запишем их. (Слайд 7.)

В тайге растёт могучий кедр. Осенью на нём созревают кедровые шишки. Прилетают кедровки.

Учитель. Спишите. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Взаимопроверка.

Учитель. И с этим заданием мы справились. Но Лесовичок ещё не хочет нас отпускать. Он приготовил для вас карточки, чтобы вы поработали в парах.

8. Творческий уровень.

Учитель. Устраните «лишнее» слово. В цепочке объясните, почему?

  • ряд (на партах) – вода, водичка, водитель, водяной (Слайд 8 – проверка.)
  • ряд – поле, полюшко, полевой, полочка (Слайд 9 – проверка.)
  • ряд – печь, печурка, печка, печать (Слайд 10 – проверка.)

Учитель. Вы отлично справились со всеми сложными заданиями, а вот Лесовичку пора в свой сказочный лес.

9. Рефлексия.

Учитель. Но перед расставанием, давайте вспомним, что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока?

Чтобы Лесовичок не скучал в своём лесу, давайте напомним ему, как мы работали на уроке, какие задания выполняли, что на помогло?

У кого остались вопросы?

У кого всё получилось?

Лист настроения – телеграмма Лесовичку. (Разный шрифт и цвет.)

интересно

 

 

не интересно

старался

 

 

не старался

уверен в себе

 

 

волнуюсь

радуюсь

 

 

огорчаюсь

не устал

 

 

устал

10. Домашнее задание.

Учитель. Лесовичка никто и никогда не видел. Я себе представляю его таким. А каким вы его представляете? Нарисуйте дома.