Третий год работаю по учебно-методическому комплекту “Начальная школа XXI века”. На этом уроке дети знакомятся с новым “опасным местом” в написании имен существительных - суффиксы -иц и –ец в безударном положении, у них формируется умение видеть эту орфограмму и применять нужное правило.
Для достижения результативности урока использовала проблемный, исследовательский, программированный метод обучения, а так же применяла эвристическую беседу.
Использовались фронтальная, групповая, дифференцированная формы работы.
Реализовала поставленные цели с помощью следующих средств обучения:
алгоритм применения правила о правописании суффиксов -иц, -ец в безударном положении, жетоны для поощрения и фраза “Умники и умницы”, разрезанная на части для того, чтобы команды в процессе соревнования стремились собрать её как можно быстрее, учебник “Русский язык 3 класс часть 2” (Автор Иванов С.В.. и др.), рабочая тетрадь с печатной основой “Пишем грамотно” часть 2 (Автор Кузнецова М.И.), “блоки сигналов”, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Созданная проблемная ситуация на уроке обеспечила мотивацию изучения данной темы. В результате школьники прочно усвоили, что нельзя написать без ошибок “опасные места”, не зная правила.
Подобранные упражнения не только актуализируют знания учащихся, обучают конкретным знаниям, но и развивают у школьников восприятие, внимание, память, мышление, речь, самоконтроль, и самооценку. Решаются воспитательные задачи на мотивационном, деятельностном, знаниевом уровне.
На уроке преобладает деятельность поискового характера. Весь урок дети сравнивали, объясняли, находили причину ошибки. Только на этапе актуализации знаний использовались формы работы репродуктивного характера.
На уроке были использованы следующие методы познания: наблюдение, поиск информации, сравнение, программирование.
Задачи урока.
Образовательная: сформировать прочные знания о написании существительных с суффиксами -иц, –ец, повторить группу словарных слов, изучаемых на этой неделе, совершенствовать орфографическую зоркость.
Развивающая: развивать умение работать в группе, воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чувство культуры интеллектуального труда, развивать речь, мыслительные процессы и познавательную активность, все виды памяти, создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребенком.
Методы: проблемный, исследовательский, эвристическая беседа, программированный.
Формы работы: фронтальная, групповая, дифференцированная.
Средства обучения: презентация к уроку “блок-сигналов” , жетоны для поощрения и фраза “Умники и умницы”, разрезанная на части для того, чтобы команды в процессе соревнования стремились собрать её как можно быстрее, учебник “Русский язык 3 класс часть 2” (Автор Иванов С.В.. и др тетрадь с печатной основой “Пишем грамотно” часть 2 (Автор Кузнецова М.И.), карточки для индивидуальной и групповой работы.
Структура урока.
1.Организационный этап.
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
-Человеку приятно, когда его хвалят. Похвалу – одобрение можно получить за хорошее поведение, прилежание, учебу, различные достижения. Каждый из вас достоин похвалы.
Сегодня вы сможете это доказать и получить похвалу в конце урока в виде телеграммы.
-Если вы решите задачу, то узнаете о содержании урока.
Посмотрите на доску. Это словарные слова. В каждом слове “потеряна” только одна буква.
СЛАЙД 2-11
Спишите слова, восстановив их. Из первых букв каждого словарного слова соберите слово.Выигрывает та команда, у которой все игроки запишут правильный отает. Она получает первую часть слова- похвалы.
ф . мил . я , с. лют, учит . ль , инж . нер, к . л . ндарь, с. лдат, футб . лист,
СЛАЙДЫ 12-18
-Произнесите долгий звук.
Выберите правильное утверждение:
[Ф]- согласный, ударный, непарный, твердый, мягкий.
[Ф]-согласный, твердый парный [Ф'], глухой парный [в].
[Ф]- гласный, твердый непарный ,глухой парный [в].
[Ф]- гласный, твердый парный [Ф'], звонкий парный [в].
[Ф]-согласный, мягкий парный [Ф'], глухой непарный
[Ф]-согласный, твердый парный [Ф'], глухой непарный.
Дети должны показать красный сигнал.
Команда, ответившая правильно, получает вторую часть телеграммы.
-Мы составили слово “суффикс”, выбрали нужную букву в словах и записали их грамотно,
повторили характеристику звуков.
-Кто догадался в каком блоке сегодня будем работать? (Мы будем работать в блоке “правописание”.)
-Значит сегодня снова открытие. Отправляемся “К тайнам нашего языка”.
3.Актуализация знаний.
На столе у каждого ребенка карточки. Задания составлены трех уровней.
Приложение 1 (карточки 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.)
В результате фронтальной проверки дети перечисляют те суффиксы, которые им встретились в работе.
-Какие значения имеют суффиксы?
СЛАЙД 19
-Какие суффиксы вы умеете проверять? (–ик, -ек, -онок, -енок,ть,-ок.)
-Вспомните правила правописания.
4.Первичное усвоение новых знаний.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Посмотрите внимательно на слова. Запомните их. Через несколько секунд вы должны записать их по памяти, выделить суффиксы. Там где нужно замените звуки буквами.
1группа слов: брат[иц], красав[иц], певец, молодец, мудрец.
2группа слов: сестрица, красав[иц]а, певица, девица, умн[иц]а.
-Давайте проверим, что у нас получилось.
Игра “У кого так”
Возникает проблемная ситуация, потому, что ученики, конечно же, написали суффиксы по-разному.
- Кто сформулирует тему урока?
(Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффиксы -иц и –ец.)
-Теперь давайте разбираться с проблемой.
-Чем отличается одна группа слов от другой? (В первой группе записаны слова мужского рода, во второй женского рода.)
-Как вы думаете, какие суффиксы я записала буквами, а какие звуками? (Звуками записаны безударные суффиксы.)
-Как звучат суффиксы –иц и –ец в безударном положении? (В безударном положении мы всегда слышим суффикс –иц.
-Проанализируйте группы слов и сделайте вывод.(Суффикс –иц пишется у существительных женского рода, суффикс –ец пишется у существительных мужского рода.)
-Давайте проверим наш вывод по учебнику. Откройте урок 85.Прочитайте правило.
-Какое новое “опасное место” в существительном мы должны сегодня запомнить? (Безударный суффикс –иц.)
-Для лучшего усвоения составим алгоритм.
-Мы слышим суффикс [иц]. Какие суффиксы можно записать? (иц или ец)
СЛАЙД 20
-Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс? (Корень.)
СЛАЙДЫ 21
-Суффикс стоит после корня, или перед ним? (После.)
СЛАЙД 22,23
-Над каким суффиксом –иц нужно задуматься? (Если он безударный.)
СЛАЙД 24-28
- Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс? (Нужно определить род.)
СЛАЙД 29-32
- (Если это существительное мужского рода, то напишу суффикс –ец. Если это существительное женского рода, то напишу суффикс – иц.
-Вернемся к нашей проблеме? Почему у нас были разногласия? (Мы не знали правило.)
-Теперь мы можем исправить ошибки? (Да.)
Во время “открытия нового знания” команды получают жетоны. По количеству жетонов командам раздаются следующие отрывки фразы.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
5.Первичная проверка понимания.
-Запишите слова по образцу.
Содержание упражнения:
скворец, лужица, лисица, курица, купец, дворец, умница, холодец, тигрица, боец, красавец, бумажица.
(Дети выходят к доске, записывают слова и получают буквы к ключевой фразе).
6.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения по образцу.
ГРУППОВАЯ РАБОТА.
1 ГРУППА
Дети – холерики и сангвиники с преобладанием зрительной памяти, имеющие высокий уровень обученности, выполняют творческую работу.
Они объединяются в творческую группу. Если творческая группа справится, то каждая команда получает оставшиеся обрывки фразы. (Дети садятся за резервный стол.)
Задание на карточке.
Приложение 2 (карточка 4)
2 ГРУППА
Все оставшиеся ученики. Работают со мной.
Выборочный диктант.
-Я читаю предложение. В хлопните в ладоши, если услышите слово с новой орфограммой.
Прокоментируйте его в группе и запишите.
(Цепочкой коментирует каждый человек в группе.)
Всем известно, что ящерица обладает способностью оставлять хвост во время бегства от врага.
В какой русской народной сказке брат ослушался сестру и превратился в козленочка?
Попросил добрый молодце красну девицу подать ему яблочко.
Сидит лисица-сестрица на шее у волка и приговаривает: “Битый небитого везет”.
2ГРУППА
Дети-меланхолики с преобладанием смысловой памяти теперь получают задание для самостоятельной работы. (Тетрадь“Пишем грамотно” часть2, стр.6, упр. 3.)
Отметь ту часть слова, в которой пропущена буква, заполни пропуски.) Раздаю карточки- жетоны.
3 ГРУППА
Это дети, у которых преобладает механическая память. Им требуется многократное повторение.
Они работают вместе со мной. Выполняют задание из тетради “Пишем грамотно” часть2,стр5, упр1 с коментированием )
Подведение итогов.
1 группа читает орфографически слова из своего задания.
3 группа читает орфографически слова из своего задания.
2 группа находит слова на наше правило.
7.Информация о домашнем задании.
1 и 3 группа : тетрадь “Пишем грамотно” часть2, стр.6, упр3.
2 группа : учебник часть 2, стр 21, упр1.
8.Рефлексия.-Оцените свои знания. Что вы можете сказать про себя.