Цели:
- Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;
- Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности;
- Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
Форма: заочная экскурсия по экологическим тропинкам.
Подготовительная работа:
- Класс делится на две группы, каждой из которых дается домашнее задание:
- Подготовить название команды, эмблему, девиз.
- Сделать плакат "Сбережём родную природу!"
- Сделать костюмы и поделки из бросового материала.
- Для проведения мероприятия выбирается жюри, которое готовит призы победителям и участникам игры, а так же обговаривают критерии оценки и баллы каждого этапа. По итогам конкурса подводятся итоги.
Оборудование: карта - схема путешествия, выставка рисунков "Мой любимый уголок природы", карточки с заданиями, слайды, проектор, шкатулка.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. Природа - первооснова красоты и величия. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.
У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.
(Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)
Но бережём ли мы эту красоту? По утверждению многих ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: "Охранять природу - значит охранять Родину".
Сегодня вы можете показать свои знания в этой области. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача.
1 тур "Давайте познакомимся!"
Объявляются команды - участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.
1 команда "Экологи" | 2 команда "Юннаты" |
Соперников наших мы знаем, Удачи желаем мы им. Но твердо жюри объявляем: В обиду себя не дадим! |
Мы ждём - не дождемся сраженья И баллов тревожный подсчёт. Не бойтесь, друзья, поражения, Нас в бой капитан повезёт. |
Вывешивается карта- схема путешествия.
2 тур "Остров загадок"
Начинаем путешествие. Сначала мы поплывём на корабле, но по пути нам нужно остановиться на таинственном "Острове загадок", где обитают разные животные и птицы и богатый растительный мир. А какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки для команды "Экологи"
1) Длинные иголки
По земле волочатся,
Приставать к нему
Никому не хочется! (Дикобраз)2) В земле живёт,
Под землёй ползет,
За собой ходы оставляет,
Землю разрыхляет. (Земляной червь)3) И гол, и лохмат,
Царь - да не богат. (Лев)4) На травке - муравке
Да на резной лавке
Сидят - грустят Наташки,
Белые юбки, жёлтые рубашки.
(Ромашки)5) Серая скала,
У скалы - два крыла,
Длинный трос,
К скале прирос,
Скала на месте не стоит-
Топчет землю и трубит. (Слон)
Загадки для команды "Юннаты"
1) Солнечная лесенка -
Да поди долезь - ка!
На лестнице - рожки,
Под лестницей - ножки. (Жираф)2) Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчики)3) Нос крючком
Да чуб торчком,
Яркий наряд-
Болтает все подряд. (Попугай)4) Мишка плюшевый -
Круглые уши,
В ветвях поселился,
К стволу прилепился,
Любит этот медведь
Вниз головой висеть. (Коала)5) Кривоногий Кирилл
Рыбку ловил,
Что ни поймает -
В мешок кладет,
На нос мешок повесил,
Доволен он и весел. (Пеликан)
4 тур "Грибная полянка"
Продолжим путешествие по лесным тропинкам.
Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов - малюток - всего мм. Многие грибы очень "дружат" с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом)
Написать названия съедобных грибов. Какая команда больше напишет.
(Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, свинушки, зеленушки и др.)
5 тур. "Заветная шкатулка природы"
В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. В этой "Заветной шкатулке" спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных. (Из каждой команды выходят по одному ученику и берут из шкатулки карточку с заданием. Команды готовятся и отвечают.)
Карточка 1. Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса - 1, 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь)
Карточка 2. Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупны хищный зверь. (Белый медведь)
Карточка 3. Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь)
Карточка 4. В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль)
Карточка 5. Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг. Питается крупно- копытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Карточка 6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго)
5 тур. Привал.
Какой же привал без игр и песен.
Давайте сейчас отдохнем и споем вместе песню
"Песенка защитников природы"
1) Если б только-только только
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно - можно-можно,
То наверно - верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!Припев: А- а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
А-а, и зелёный попугай!2) И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай.
И запомни - помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
6 тур "Вопросы-шутки"
Для команды "Экологи"
- Ветки, каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)
- Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
- Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)
- Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)
- В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
- От чего утки плавают? (от берега)
- Сколько ног у паука? (8)
- Первые весенние птицы (грачи)
- Что делает ёж зимой? (спит)
- Каркуша - это : (ворона)
- Какая змея самая большая? (анаконда)
- Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)
Вопросы-шутки для команды "Юннаты"
- Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)
- Во что превратит буква "к" лён, если встанет рядом? (Клён)
- Дерево с шишками (ель, сосна)
- Какие камни в море? (мокрые)
- Целый день летает, всем надоедает (муха)
- В пруду купался, а сух остался. (Гусь)
- Какие животные вылезают из кожи вон (змея)
- Рыжая плутовка (лиса)
- Он начинает неделю (понедельник)
- Первый весенний цветок (подснежник)
- Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)
- Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
7 тур "Море фантазии"Когда туристы снимаются с привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые банки и склянки? Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет. А как можно использовать бросовый материал? (из коробок можно сделать кормушки для птиц, из пластиковых бутылок - разные приспособления, поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, сделать новогодние костюмы и многое другое) Давайте посмотрим, что команды подготовили к этому конкурсу.
1) Выставка поделок из бросового материала.
2) Экологическая мода. (Звучит музыка, идет показ)
8 тур "Экологическая задача"
Задача для команды "Экологи"
В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 час? Если в литре 5 таких стаканов воды, сколько вытекает в сутки?
Задача для команды "Юннаты"
В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопного газа. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
9 тур "Сбережём родную природу!"
Конкурс для капитанов.
За несколько дней до игры дети получают задание: сделать плакат "Сбережём родную природу!" Капитаны защищают свои плакаты.
10 тур "Важный совет"
В конце пути вам надо решить головоломку "Важный совет".
В этой головоломке зашифровано мудрое изречение о природе. Чтобы прочитать этот совет, вам надо вспомнить последовательность букв в русском алфавите. Ключ к чтению - на рисунке. Для удобства чтения записывайте в рамки.
Показывается слайд.
(Ответ: Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую - и сам будешь сыт, здоров и весел, человек.)
Давайте прочитаем, какие правила должен воспитывать в себе человек, которому небезразлична природа.
Слайд.
- Охранять природу как источник материальных благ, здоровья и духовного богатства человека.
- Изучать законы природы.
- Оказать практическую помощь в охране природы и умножать её богатства.
- Вести борьбу с браконьерами и всеми, кто наносит ущерб природе.
- Вести борьбу против несанкционированных свалок.
- Быть верным девизу "Охранять природу - значит охранять родину!"
Мы ответственны за судьбу своего общего дома - планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?
Подведение итогов, поздравления.
Литература.
- Учебники А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 2- 3 кл.
- Я познаю мир (детская энциклопедия).Животные. -М.: аст, 1997г.
- Олимпиадные задания. Окружающий мир 2-4 кл. Г.Т.Дьячкова -Волгоград: Учитель, 2006г.
- Г.С Игонина, Н.А. Горелова "Наша Родина - Россия".
- Кроссворды, ребусы, головоломки. Москва "Просвещение" 2007.