Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию
Программное содержание: закрепить знания детей о родном городе, главной улице 4А микрорайона.
Учить составлять описательные рассказы о зданиях, которые расположены на улице;
воссоздавать в строительной игре улицу города, характерные особенности жилых домов и административных зданий.
Формировать простейшие навыки чтения карты, умение ориентироваться в пространстве.
Учить планировать совместные действия в речевом общении и выполнять последующие действия в соответствии с намеченным планом.
Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что создано руками людей, живущих в городе.
Материал: глобус, план - схема Стрежевого, набор строительного материала на каждого ребёнка; игрушки: машинки, деревья, фонари; фотографии с изображением зданий города; аудиозапись песен о городе Стрежевом.
Предварительная работа: целевые прогулки по улице Строителей, рассматривание фотографий, чтение стихов, рассказов о Стрежевом, слушание и пение песен о городе, беседы об архитектуре города, труде людей , составление рассказов о городе.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Поворачиваясь друг к другу, дотрагиваясь двумя ладонями до ладоней соседа, произносят приветствия друг другу.
Воспитатель: Поиграем с пальчиками в игру “Шарик”?
Надуваем быстро шарик (все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками).
Он становится большой (в этом положении дети дуют на ладони, ладони принимают форму шара).
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой (воздух “выходит” и пальчики принимают исходное положение).
-Не огорчайтесь, что шарик лопнул, у меня есть ещё один. Давайте с ним поиграем. Передавая друг другу шарик, называйте предметы, которые имеют форму шара.
Дети: Луна, Солнце, Земля, мяч, шарик, яблоко, помидор, мандарин, апельсин, фонарь, перекати - поле, конфета, голова, глазное яблоко, снеговик, кукла Неваляшка, шаровая молния, горох…
Воспитатель: Вы назвали много предметов, имеющих форму шара. Я назову ещё один: глобус. Авы знаете, что такое глобус? (Слушаю ответы детей).
Уточняю: “Глобус - это модель земли”.
- Рассмотрите его. Что можно увидеть на глобусе?
Дети: На глобусе можно увидеть страны, города, моря, океаны, горы, реки…
Воспитатель: Хотите узнать, где находится наша страна? (Показываю на глобусе).
Как она называется?
Дети: Россия.
-Какой главный город нашего государства?
Дети: Москва.
Воспитатель: В каком городе мы с вами живём?
Дети: Мы живём в городе, который называется Стрежевой.
Воспитатель: Как называют людей , живущих в Стрежевом?
Дети: Стрежевчане.
Воспитатель: Найдите Стрежевой на глобусе.
Дети показывают, где расположен город Стрежевой.
Воспитатель: Стрежевой расположен на севере Томской области.
-Как вы думаете, наш маленький город известен жителям России или нет? Почему?
Дети: Наш город Стрежевой известен жителям России, потому что здесь добывают нефть.
Воспитатель: А в других странах он известен?
Дети: Наш город известен в Китае, Германии, Америке, Белоруссии, Казахстане, Украине в других странах.
Воспитатель: Большие и маленькие любят свой родной город Стрежевой, гордятся им и хотят, чтобы он был красивым. Могут ли дети что- то сделать для того, чтобы город был красивым?
(Дети рассказывают о том, что, они могут сделать для процветания города).
Воспитатель: О любимом городе стрежевские поэты и барды слагают стихи, песни.
-А что вы можете рассказать о микрорайоне, в котором живёте, о главной улице нашего микрорайона?
Слушаем два - три рассказа.
Воспитатель: Не только мы, но и наши куклы внимательно слушали, как красиво в городе. Им очень захотелось погулять по улице Строителей, но нельзя: одежды тёплой для них нет.
-Можно ли перенести улицу Строителей сюда, в группу? (Предположения детей).
-Воспитатель: Для того, чтобы перенести сюда улицу, что надо сделать?
Дети: Надо улицу Строителей построить в группе.
Воспитатель: Рассмотрим карту - схему Стрежевого. Покажите, где расположена улица Строителей? Что находится с правой стороны улицы? Что находится с левой стороны?
Дети рассматривают карту – схему и рассказывают, какие здания расположены по обеим сторонам главной улицы города
Запомнили порядок расположения домов?
Воспитатель: Чтобы быстро договориться о том, кто, что будет строить, давайте поступим так. Каждый возьмёт фотографию с изображением здания. Встанет справа от меня по порядку тот, кто будет строить правую часть улицы.
Тот, кто будет строить левую часть улицы, встанет слева от меня.
_ Что вам может помочь, если вы забыли порядок расположения строений?
Дети: Может помочь вспомнить план - карта города.
Воспитатель: Какими должны получиться у вас здания?
Дети: Прочными, красивыми, удобными.
Воспитатель: Представьте, что ваши мамы и папы вас слышат. Расскажите в песне, что вы будете делать.
Дети поют песню “Мы построим дом высокий” и выполняют движения.
Воспитатель: С чего начнёте работу?
Дети: Сначала надо поставить по два стола в длинный ряд и проложить из пластин дорогу.
Воспитатель: А потом какие будут ваши действия?
Дети: Потом надо будет принести строительный материал и начать строить задуманное здание.
Воспитатель: Приступайте к строительству.
Включаю записи песен о городе Стрежевом.
В процессе строительства обращаю внимание на создание благоприятных взаимоотношений между детьми
Воспитатель: (После того, как улица построена) Как вы думаете, увидели ли куклы красоту улицы Строителей?”
-Что им понравилось?
- Что вы чувствуете, глядя на улицу, построенную вами?
-Я тоже испытываю чувство гордости за вас. Я уверена, что вы, когда вырастете, будете делать всё для того, чтобы наш город стал ещё краше и знаменитее.
Давайте оставим постройку для того, чтобы познакомить с улицей нашего города малышей.