"Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

1. Обучающая: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; дать представление о звёздах, кометах, туманностях; познакомить с созвездиями как участками звёздного неба; учить находить созвездия на звездной карте и в ночном небе.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь посредством работы в группах, составлении связного текста научного характера.

3. Воспитывающая: воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире, воспитание любви к родной планете – Земля.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с планетами солнечной системы;
  • познакомить с понятиями: “планеты”, “кометы”, “метеориты”, “созвездия”;
  • развивать словарный запас детей путём знакомства с новыми терминами;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать
  • учить учащихся пользоваться дополнительной литературой, работать со словарём;
  • заинтересовать учащихся исследовательской работой на уроке, учить отбирать и анализировать информацию.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ВИД УРОКА: урок с применением и использованием мультимедиа

ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, тексты для работы в парах, кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы, фотоматериалы.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока

  • Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала

III.Изучение нового материала

  • Работа над темой “Вселенная”
  • Работа над темой “Солнце”

IV.Закрепление нового материала

  • Работа в парах ,проверка задания.

V. Изучение нового материала

5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

  • Работа в группах
  • Проверка новых полученных знаний.

5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

5.3. Закрепление изученного материала

VI. Физкультурная минутка.

VII. Новый материал

VIII. Подведение итогов: Тест “Планеты Солнечной системы”

IX. Домашнее задание

КОММЕНТАРИЙ – ПОЯСНЕНИЕ К УРОКУ

Данная разработка мультимедийного урока ориентирована на учителей, работающих с учебным комплектом А. А. Плешакова. Он содержит весь необходимый материал для полноценного проведения урока по теме “Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.” по курсу “Окружающий мир” в 4 классе общеобразовательных школ.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной деятельности учащихся, является использование занимательности и наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе. Занимательность и наглядность вызывают у детей младшего школьного возраста интерес к знаниям, в результате чего появляется желание учиться, повышается уровень мотивации.

На данном уроке предлагаются следующие формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Здесь реализуется занимательность в процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, через их труд и поиск, через соревнование и дидактическую игру, без которой не может быть полноценного умственного развития

Данный урок предлагается провести с использованием новых информационных технологий - мультимедиа, внедрение которых в образовательный процесс неизбежно. Преследуются следующие цели применения мультимедийной системы:

  • стимулирование восприятия и осознания новой для детей информации;

  • повышение мотивации учащихся;

  • развитие навыков совместной работы;

  • формирование более глубокого понимания и восприятия новых знаний.

Мультимедийные технологии в сочетании с традиционными формами работы на уроке перспективны в плане развития коммуникативных навыков учащихся. Применение мультимедийных технологий оказывает существенную помощь учащимся, когда во время устного выступления учителя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстрированный материал.

Данный урок может быть использован учителями, работающими по курсу “Окружающий мир” других авторов учебных комплектов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада встрече с вами! Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать ваши предположения.

(Дети высказывают свои предположения)

2. Сообщение темы и целей урока

-Нам предстоит многое узнать: что же такое астрономия, кто такие астрономы, какие планеты входят в состав Солнечной системы, раскрыть их секреты. Поговорим о спутниках этих планет. Узнаем, что такое туманности, созвездия. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение анализировать и, конечно, быть дисциплинированными. (слайд 1 (см. презентацию)).

  • Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала

- Чтобы быть более точными в высказываниях, обратимся за помощью к Господину Словарю С. И. Ожегова (Работа со словарём. Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)

- А как вы думаете, кто такие астрономы? ( Работа со словарём. Астроном – специалист по астрономии.)

-Мы с вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки. (слайд 2)

3.Изучение нового материала

  • Работа над темой “Вселенная”

- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. (слайды 3 – 7)

Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.

- Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

- Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел. (слайды 8 – 10)

Существует несколько гипотез (предположений) о том, как родилась Солнечная система. Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

  • Работа над темой “Солнце”

_ А сейчас предлагаю вам загадку. Разгадав её, вы узнаете, о чём следующая страничка нашего урока. (слайды 11 – 12)

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце и небо)

- Что вы можете сказать о Солнце из этой загадки? (Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое или имеет форму шара)

-Что ещё можно сказать о Солнце? (Солнце находится на небе, значит, это небесное тело.)

- Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце даёт нам свет и тепло)

-И это тоже верное высказывание. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: В Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

- Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. Приведите примеры:

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет.

4. Закрепление нового материала

- А теперь впишите в текст недостающие данные, опираясь на текст в учебнике.

  • Работа в парах (Раздается текст один на парту)

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

  • Проверка задания.

- Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце? (Солнце – это звезда, имеет форму шара. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тысяч раз. Это раскаленное небесное тело.)

5. Изучение нового материала

5.1. Работа над темой “Наша планета – Земля”

(слайды 13 – 15)

- А теперь ответьте мне на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать “наш космический корабль”? (Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) - А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту).

  • Работа в группах

-Сейчас вы разобьетесь на группы. Представим, что все мы отправляемся в космос. Каждая группа будет собой представлять экипаж. И каждому экипажу я предлагаю разгадать кроссворд. (слайд 16)

1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)

2. Куда уходит Солнце вечером? На… (Запад)

3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце)

4. Вселенная – это … с точки зрения астронома. (Мир)

5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Учёный)

6. Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

( Ключевое слово “ВПЕРЁД”)

  • Проверка новых полученных знаний.

- Теперь необходимо запустить в работу главный компьютер корабля. А для этого надо ввести пароль. Кодовые знаки: (вывешивается табличка)

-Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись: (слайд 17)

1. Земля – это одна из планет Солнечной системы.

2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

4.Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами

5. Земля движется вокруг Солнца.

6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную трубу.

-Итак, вводим пароль: img3.jpg (2936 bytes)

- Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов. Компьютер к работе готов. Прочитайте хором ключевое слово кроссворда.

- Итак, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

- Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

img4.jpg (10008 bytes)

- Какая она, наша планета Земля? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета)

- Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. А почему она такая голубая? (На Земле много воды)

- На земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубой цвет.

- Что еще можно сказать о планете Земля? (По размеру это небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

- Обратите внимание: Земля имеет единственный естественный спутник. Как он называется? (Луна)

- А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? (Потому что на ней растут растения)

  • 5.2. Работа над темой “Планеты Солнечной системы”

- И еще потому, что на Земле есть жизнь. Давайте поближе познакомимся с другими планетами. О них расскажут наши командиры экипажей. (Детям заранее раздавался текст)

МЕРКУРИЙ (слайд 18)

- Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. ( А также считывается информация со слайда по каждой планете)

img6.jpg (4866 bytes)

ВЕНЕРА (слайд 19)

-Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

img5.jpg (3530 bytes)

МАРС (слайд 20)

- Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос , что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов.

-Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами земной группы.

ЮПИТЕР (слайды 21-22)

- Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

САТУРН (слайд 23 - 24)

- Сатурн – вторая по величине планета Солнечной Системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

img10.jpg (5192 bytes)

УРАН, НЕПТУН И ПЛУТОН (слайд 25 - 29)

-Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым цветом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов.

Плутон так далек от солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов. Это самая маленькая планета солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых.

  • 5.3. Закрепление изученного материала (слайд 30)

-Итак, мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

- Ребята, назовите самую большую планету этой группы и самую маленькую. (Юпитер, Плутон)

-Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)

-Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет стихотворение, которое мы прослушали в самом начале урока.

6. Физкультурная минутка.

Стихотворение (изучаемое вначале урока) сопровождается движениями.

7. Новый материал

- А теперь мы познакомимся с созвездиями, метеоритами, кометами, туманностями, а также с науками, которые изучают космос.

img12.jpg (3585 bytes)

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ – НАША ГАЛАКТИКА (слайд 31-32)

МЕТЕОРИТЫ (слайд 33-34)

МЕТЕОРИТ – кусок внеземного вещества, упавший на поверхность Земли; дословно – “камень с неба”. Метеориты делят на “упавшие” и “найденные”. Если человек видел, как метеорит падал сквозь атмосферу и затем действительно обнаружил его на земле, то такой метеорит называют “упавшим”.Если же он был найден случайно и опознан, что типично для железных метеоритов, то его называют “найденным”.

КОМЕТЫ (слайды 35-39)

ТУМАННОСТИ (слайды 40-45)

НАУКИ (слайд 46-47)

АСТРОЛОГИЯ, дисциплина, предлагающая общую концепцию мироздания, основанную на допущении существования соответствий между движениями небесных светил (Солнца, Луны и планет) и событиями в земной жизни.

АСТРОБИОЛОГИЯ – научная дисциплина, посвященная поиску жизни за пределом Земли и изучению возможности ее существования в условиях отличных от земных.

АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА – науки, изучающие движение и природу Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и других небесных тел.

8. Подведение итогов

-Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в космос. (Чтение стихотворения, слайд 48)

-Какие знания вы сегодня получили? Что нового узнали из этой темы? А сейчас проверим ваши знания с помощью теста. (Выставление отметок за урок) (слайд 49)

Тест “Планеты Солнечной системы” (индивидуальные карточки)

– А теперь закрепим наши знания, ответив на вопросы теста:

1. Планеты Солнечной системы изучают

а) географы б) химики в) астрономы г) физики

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…

а) 7 б) 9 в) 11

3. Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один б) нет в) есть, два

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн

Ответы к тесту: 1 в), 2 б), 3 б), 4 в), 5 а), 6 в).

9. Домашнее задание: выучить название планет по порядку расположения от Солнца, подготовить сообщение о любой планете.

(слайд 50)

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Тейлер Р. Строение и эволюция звезд. М., 2003

2.Каплан С. А. Физика звезд. М., 1996

3. Шкловский И. С. Звезды. Их рождение, жизнь и смерть. М., 2004

4. Сурдин В. Г. Ламзин С. А. Протозвезды. Где, как и из чего формируются звезды. ., 2000

5. Спитцер Л. Пространство между звездами. М., 1996

6. Кононович Э. В. , Мороз . И. Общий курс астронмии. М. 2006

7. Бааде в. Происхождение и эволюция звезд и галактик. М.: Мир, 2006

8. Воронцов – Вельяминов Б. А. Внегалактическая астрономия. М.: Наука, 2004.

9. Марочник Л. С., Сучков А. А. Галактика. М.: Наука, 2004

10. Ходж П. Галактики. М.: Наука, 2007.