Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно- двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой, они с трудом делят слова на слоги, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.
В письменных работах дети с ЗПР делают ошибки, которые можно подразделить, учитывая вызвавшие их причины, на следующие группы:
- отражающие несформированность фонематического слуха;
- связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;
- вызванные недостатками развития лексико-грамматического строя речи.
Современная школа имеет возможность использовать компьютерную коррекционно-логопедическую поддержку для совершенствования общепринятых и коррекционных методов и приёмов, а также интегрированного подхода к решению учебно-развивающих задач.
При использовании элементов компьютерных технологий в обучении школьников с задержками развития становится возможным:
мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;
моделировать продуктивные виды деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия.
Необходимо еще раз подчеркнуть принципиальный момент:
Вся работа логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи. Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка.
Цели:
Учебные - закреплять понятие "слог" и умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов.
Воспитательные - воспитывать вежливое отношение к старшим, друг к другу, воспитание гостеприимства.
Коррекционные и развивающие - развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие и фонематический слух, речевое дыхание и речевое восприятие; коррекция нарушений памяти, обогащение и активизация словарного запаса.
Оборудование: презентация, монеты с цифрами 1, 2, 3, плакат с лабиринтом, табло с карманами и жетоны для подведения итогов, цветные мелки.
Ход занятия
- Оргмомент.
- Привет. Здравствуйте. Добрый день. Здорово. Приветствую вас! Здравия желаю.
- Какое слово я выделила голосом?
- Какое было первым?
- Какое подойдёт для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь.
II. Дыхательная гимнастика.
Вдох (носом) |
Выдох |
/_ |
а______________ |
/_ |
о______________ |
/_ |
у______________ |
- А теперь вспомним гласные буквы:
А о у ы э
Я ё ю и е
III. Сообщение темы. –Составьте из букв (Слайд 2)
И Л Г С О
5 2 4 1 3
- Что такое слог? (Часть слова)
- Как узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов –
Это знает каждый из учеников)
IV. – Мы забыли о гостях и они заскучали. – Прочитайте столбик слов:
Гости
Гость
Гостить
Гостинец
Гостиница
Гостеприимный
- Объясните значение слов.
V. Закрепление. - Найдите слоги на праздничном торте, который мы, как гостеприимные хозяева, приготовили для гостей. (Слайд 3)
(Если не используется презентация, то задание выполняется на карточках: Найди и раскрась слоги.)
Устно – дополни слог до слова.
VI. Речевая зарядка.
- Дополнить слогами. (Сначала – индивидуально, один ученик, которому нужно автоматизировать звук “Р”, а потом повторяют хором)
Ра – ра – ра – начинается иг… ра
Ро – ро – ро – у нас новое вед … ро
Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … ру
Ры – ры – ры – воздушные ша … ры
Ра – ра – ра – громко крикнули у … ра
Ра – ра – ра – нам писать уже по … Ра
- Оформление тетрадей. – Записываем число, тему.
- – Приготовим подарки, гостинцы (“Гостинец” – сладкий подарок):
А) Проговорить названия картинок по слогам (карандаш, сок, книга, альбом, шоколад, бант, мяч, кубики, торт, конфеты, фрукты, кукла) (Слайд 5)
Б) Дидактическая игра “Магазин”: у каждого ученика монетки с цифрами 1, 2, 3. Нужно выбрать и купить товар соответственно с 1, 2, 3 слогами. (Слайд 4)
В) Записать эти слова в 3 столбика по количеству слогов.
Г) Проверка: повторяем правило, как найти слоги, и ученики выделяют гласные буквы красным карандашом.
IX. Физминутка.
Вот кастрюля, поварёшка,
Вот тарелочки, вот ложки,
Чашки, полные сластей –
Пригласили мы гостей.
Х. Составление слов из слогов “Лабиринт”. (Слайд 6)
(Позвал, творог, пирог, нашли)
XI. Дополнение текста получившимися словами. На карточках. (Слайд 6.)
Я захотел устроить бал, И я гостей к себе _______. Я взял муку и взял _______, Испёк рассыпчатый ______. Я ждал, пока хватило сил. Потом я кусочек откусил. Когда же гости подошли, То даже крошек не ______. |
- Вежливо ли он сделал?
- А гости могут опаздывать?
- Попробуйте придумать продолжение: что скажут гости, что он ответит.
XII. Составление схемы.
- Прочитайте предложение, выделенное жирным шрифтом. Нарисуйте схему этого предложения: укажите количество слов и слогов, запишите гласные буквы.
Проверка:
XIII. Подведение итогов.
- Вы должны были научиться делить слова на слоги. На доске написаны слова в столбик
(гости, гость, гостить, гостинец, гостиница, гостеприимный)
У учеников – мелки разных цветов. Они по очереди подходят к доске и делят слово на слоги вертикальной чертой.
- Теперь дайте себе оценку, поместив жетончик в соответствующий карманчик на табло:
Я научился |
Ещё допускаю ошибки |
Пока не умею |
- Спасибо. Жду вас послезавтра.