Логопедическое занятие "Слоги" (с презентацией)

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Ключевые слова: звук «р», слоги


Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно- двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой, они с трудом делят слова на слоги, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.

В письменных работах дети с ЗПР делают ошибки, которые можно подразделить, учитывая вызвавшие их причины, на следующие группы:

  • отражающие несформированность фонематического слуха;
  • связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;
  • вызванные недостатками развития лексико-грамматического строя речи.

Современная школа имеет возможность использовать компьютерную коррекционно-логопедическую поддержку для совершенствования общепринятых и коррекционных методов и приёмов, а также интегрированного подхода к решению учебно-развивающих задач.

При использовании элементов компьютерных технологий в обучении школьников с задержками развития становится возможным:

  • мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;

  • моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

  • моделировать продуктивные виды деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;

  • создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия.

Необходимо еще раз подчеркнуть принципиальный момент:

Вся работа логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи. Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка.

Цели:

Учебные - закреплять понятие "слог" и умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов.

Воспитательные - воспитывать вежливое отношение к старшим, друг к другу, воспитание гостеприимства.

Коррекционные и развивающие - развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие и фонематический слух, речевое дыхание и речевое восприятие; коррекция нарушений памяти, обогащение и активизация словарного запаса.

Оборудование: презентация, монеты с цифрами 1, 2, 3, плакат с лабиринтом, табло с карманами и жетоны для подведения итогов, цветные мелки.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

- Привет. Здравствуйте. Добрый день. Здорово. Приветствую вас! Здравия желаю.

- Какое слово я выделила голосом?

- Какое было первым?

- Какое подойдёт для приветствия наших гостей? – Поприветствуйте их. Садитесь.

II. Дыхательная гимнастика.

Вдох (носом)

Выдох

/_

а______________

/_

о______________

/_

у______________

- А теперь вспомним гласные буквы:

А о у ы э

Я ё ю и е

III. Сообщение темы. –Составьте из букв (Слайд 2)

И Л Г С О

5 2 4 1 3

- Что такое слог? (Часть слова)

- Как узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов –

Это знает каждый из учеников)

IV. – Мы забыли о гостях и они заскучали. – Прочитайте столбик слов:

Гости

Гость

Гостить

Гостинец

Гостиница

Гостеприимный

- Объясните значение слов.

V. Закрепление. - Найдите слоги на праздничном торте, который мы, как гостеприимные хозяева, приготовили для гостей. (Слайд 3)

(Если не используется презентация, то задание выполняется на карточках: Найди и раскрась слоги.)

Устно – дополни слог до слова.

VI. Речевая зарядка.

- Дополнить слогами. (Сначала – индивидуально, один ученик, которому нужно автоматизировать звук “Р”, а потом повторяют хором)

Ра – ра – ра – начинается иг… ра

Ро – ро – ро – у нас новое вед … ро

Ру – ру – ру – продолжаем мы иг … ру

Ры – ры – ры – воздушные ша … ры

Ра – ра – ра – громко крикнули у … ра

Ра – ра – ра – нам писать уже по … Ра

  1. Оформление тетрадей. – Записываем число, тему.
  2. – Приготовим подарки, гостинцы (“Гостинец” – сладкий подарок):

А) Проговорить названия картинок по слогам (карандаш, сок, книга, альбом, шоколад, бант, мяч, кубики, торт, конфеты, фрукты, кукла) (Слайд 5)

Б) Дидактическая игра “Магазин”: у каждого ученика монетки с цифрами 1, 2, 3. Нужно выбрать и купить товар соответственно с 1, 2, 3 слогами. (Слайд 4)

В) Записать эти слова в 3 столбика по количеству слогов.

Г) Проверка: повторяем правило, как найти слоги, и ученики выделяют гласные буквы красным карандашом.

IX. Физминутка.

Вот кастрюля, поварёшка,

Вот тарелочки, вот ложки,

Чашки, полные сластей –

Пригласили мы гостей.

Х. Составление слов из слогов “Лабиринт”. (Слайд 6)

(Позвал, творог, пирог, нашли)

XI. Дополнение текста получившимися словами. На карточках. (Слайд 6.)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______.
Я взял муку и взял _______,
Испёк рассыпчатый ______.
Я ждал, пока хватило сил.
Потом я кусочек откусил.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______.

- Вежливо ли он сделал?

- А гости могут опаздывать?

- Попробуйте придумать продолжение: что скажут гости, что он ответит.

XII. Составление схемы.

- Прочитайте предложение, выделенное жирным шрифтом. Нарисуйте схему этого предложения: укажите количество слов и слогов, запишите гласные буквы.

Проверка:

XIII. Подведение итогов.

- Вы должны были научиться делить слова на слоги. На доске написаны слова в столбик

(гости, гость, гостить, гостинец, гостиница, гостеприимный)

У учеников – мелки разных цветов. Они по очереди подходят к доске и делят слово на слоги вертикальной чертой.

- Теперь дайте себе оценку, поместив жетончик в соответствующий карманчик на табло:

Я научился

Ещё допускаю ошибки
Пока не умею

- Спасибо. Жду вас послезавтра.