Цели:
• формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
• уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
• развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
• прививать интерес к предмету.
Тип урока:
• урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, сигнальные карточки, раздаточный материал, карточки для оценки урока.
Ход урока
I. Организационный момент
У. Улыбнулись друг другу, тихонько сели, вы создали в классе весеннее настроение.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на уроки всем нам
Захотелось вновь прийти!
Учитель читает стихотворение С.Я.Маршака “Апрель”.
Апрель!
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. (Слайд №1 (см. презентацию))
У. Урок у нас будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой хорошее настроение. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в обращении друг с другом и в конце урока дали оценку нашей работе: выбрали одну из предложенных на вашем столе карточек. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
II. Вхождение в тему
На слайде буквы: о, а, е, и, я. ( Слайд №2).
У. Ребята! Почему у нас в гостях появились эти
буквы?
Д. В написании этих гласных букв мы чаще всего
допускаем ошибки.
У. Что будем отрабатывать на уроке? Кто
назовет тему урока?
Д. Мы будем учиться писать слова с
безударными гласными в корне.
III. Минутка чистописания
У. Как обычно на уроках русского языка вам придется много писать. Поэтому минутка чистописания настроит вас на красивое письмо. Сегодня мы будем писать букву ж. Напишите данную букву по образцу, чередуя с гласными буквами на слайде.
Жжа Жжо Жже Жжи
У. С какой гласной буквой записи нет?
Д. С буквой я.
У. Почему? Дать характеристику звуку [ж].
Д. [ж] – согласный, звонкий, всегда
твердый, парный.
Жи пиши с буквой и.
IV. Постановка проблемы урока.
Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
У. Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет”.
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово? (Слайд № 3)
с м_чом – мяч – с мячом
V. Постановка темы и цели урока
• Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.) (Слайд № 4)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы: (Слайд № 5)
• Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
- Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
- Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
- Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
VI. Работа над темой урока
• Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной. (Слайд № 6)
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
•1) Работа в парах. (Слайд № 7)
Слезать, перелезать, слез.
След, следить, наследить.
Летит, слетать, долететь.
– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
• Проверка. (Слайд №8).
– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, след).)
– Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
Физкультминутка.
•2) Работа в группах (5 групп).
Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На слайде (№ 9) записан “корень”, вам нужно найти его “родственников” и записать.
1) весн-
2)ход-
3)бел-
4)свист-
5)цвет-
• Проверка (научный руководитель зачитывает слова от каждой группы).
– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
– Почему вы выбрали эти слова ? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
Физкультминутка.
•3) Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Игра “Будь внимательным” ( Устный словарный диктант) (Слайд № 10)
Н_чёвка, б_да, д_ла, цв_ток, л_сток, г_ревать, п_тно, тр_ва.
Молодцы! (Слайд №11)
4) Найди и исправь ошибку.(Слайд №12).
- Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибки, запишите правильно слова и в уме подберите проверочное.
Трова, вада, бижать, питно, свистеть.
• Проверка.(Слайд №13).
(пятна-пятно, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
VII. Итог урока.
Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными детьми. Спасибо за работу. Пожалуйста, выберите карточку с изображением лица, которое соответствует нашему уроку.