Цель: Сформировать у учащихся первоначальное представление о зоне субтропиков.
Задачи:
- Образовательные: сообщить учащимся сведения о положении на физической карте зоны субтропиков, климате и природных условиях. Продолжить расширять кругозор учащихся об окружающем мире.
- Коррекционные: развивать познавательные способности, зрительную память; применять практико-ориентированную деятельность.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к изучению различных природных зон нашей страны, бережное отношение к природе.
Средства обучения: учебные принадлежности, физическая карта, компьютер.
Методические ресурсы: учебник География России. Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина, Просвещение, 2004 г. Использование сети Интернет (сайт с фотографиями Черноморского побережья, субтропиков).
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке и узнаем много нового! Все готовы?
Ученики. Да.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Но для начала мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что мы изучали на прошлом уроке. А для этого я предлагаю разгадать кроссворд.
Каждому ученику дается карточка с кроссвордом, и они начинают индивидуальную работу.
По горизонтали:
- Обширные пространства земли с бедной растительностью.
- Песчаные холмы, перемещаемые ветром.
- Самое крупное животное пустыни.
По вертикали:
- Невысокое дерево в пустыне с искривленным стволом.
Учащиеся отвечают, что по горизонтали 1 – пустыни, 2- барханы, 3 – верблюд. По вертикали: 1 – саксаул.
Учитель. Хорошо, молодцы, я вижу, вы усвоили материал прошлого урока, и мы можем перейти к новой теме.
3. Введение в тему.
Учитель: Тема нашего урока: «Субтропики. Положение на карте». Запишите в тетради тему урока.
Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.
Учитель. Субтропики - это природная зона умеренного пояса. В России зона субтропиков находится на юго-западе Черноморского побережья Кавказа. Обратите внимание на карту. (Учитель демонстрирует положение этой природной зоны на физической карте).
В этих районах большую часть года тепло. Лето жаркое, продолжительное, а зима мягкая, короткая, бесснежная.
Посмотрите на слайды.
Слайд №3 изображающий побережье Черного моря.
Учитель. На климат побережья влияют воздушные массы, которые приходят с Атлантического океана и Средиземного и Черного морей. Двигаясь над поверхностью океана, воздух увлажняется. Поэтому во влажных субтропиках создаются благоприятные условия для пышной растительности.
Ребята, посмотрите на иллюстрации в учебнике на странице 145.
Учащиеся рассматривают иллюстрации.
Учитель. Что можно сказать о растительности зоны субтропиков, судя по иллюстрации?
Учащиеся отвечают, что видят много зеленых деревьев и кустарников.
Учитель. А чем отличается растительность зоны субтропиков от зоны пустынь и полупустынь?
Учащиеся отвечают, что в зоне пустынь растительность скудная, а местами и вообще отсутствует, а в субтропиках она пышная.
Учитель. Хорошо, молодцы. Так вот, ребята, как вы увидели на иллюстрации, на склонах гор растут широколиственные субтропические леса. Но сейчас лесов становится меньше, плодородные почвы субтропиков почти все распаханы. Вдоль моря разбивают парки и скверы.
Обратите внимание на слайды.
Слайд № 4 с изображением различных курортных зон.
Учащиеся рассматривают слайды.
Учитель. Растительность там очень пышная. В парках и скверах растут вечнозеленые лиственные растения, привезенные из теплых стран: пальмы, бананы, бамбук, эвкалипт, кипарис, камфорный лавр, пробковый дуб, тунговое дерево, магнолии.
Слайд № 5
Учитель. Сейчас я буду демонстрировать эти растения и дам краткую характеристику каждому, а вы у себя в тетради в это время запишите название растения.
Слайд №6 пальма.
Пальмы - не дают плодов в наших субтропиках и не так высоки, как у себя на родине. Этими красивыми растениями украшают парки и сады.
Слайд №7 бамбук.
Бамбук – гигантская трава, но по внешнему виду напоминает дерево. Бамбук растет очень быстро, за сутки вырастает на полметра. Высота взрослого растения достигает 40 метров.
Слайд № 8 эвкалипт.
Эвкалипты – вечнозеленые деревья, одни из самых высоких растений в мире, часто вырастают до 100 метров. У эвкалипта ценная древесина и листья. Эвкалиптовое масло применяют в медицине как противовоспалительное средство.
Слайд № 9 кипарис.
Кипарис – вечнозеленое хвойное дерево, имеет высокую, заостренную крону. В основном его выращивают как декоративное растение.
Слайд № 10 пробковый дуб.
Пробковый дуб – его ствол и толстые ветви к 5 годам жизни покрываются пробковой корой. Ее снимают один раз в 10 лет. Из пробковой коры делают спасательные жилеты, обшивку для подводных лодок, а из крошки – пробки для бутылок.
Слайд №11 магнолия.
Магнолии – деревья с крупными темно-зелеными плотными листьями. Цветки у магнолии большие с сильным запахом.
Учитель. Давайте отложим ручки и проведем физическую минутку.
Я делаю один хлопок в ладоши, вы поднимете руки вверх (а если они подняты, то опускаете), два хлопка - встаете (или, если уже стоите, то нужно сесть). Начали!
Учащиеся. Выполняют упражнение.
Учитель. Хорошо. Отдохнули? Работаем дальше.
Сейчас на странице 147 найдите в тексте, какие культурные растения выращивают на Черноморском побережье.
Учащиеся. Самостоятельно работают с текстом.
Дают предположительный ответ, что большие площади заняты под цитрусовые – мандарины, апельсины, лимоны. Выращивают также инжир, гранаты маслины, сливы, табак и другие культуры. Субтропики – единственный район в нашей стране, где выращивают чай.
Учитель. Отлично! Молодцы!
Как вы заметили, ребята, субтропики занимают небольшую территорию, (еще раз показать на карте) почти вся она занята культурными посадками, поэтому животный мир этой зоны небогат.
Дикие животные в субтропических районах находятся под охраной. Это – горные козлы, архары, гиены и другие животные.
Около города Сочи создан Сочинский национальный парк.
4. Закрепление.
КОЗ №1
Компетентность разрешения проблем.
Аспект: целеполагание и планирование деятельности. Уровень I.
Информационная компетентность.
Аспект: планирование информационного поиска. Уровень I.
Учитель. Представьте себе, что вашему классу предложили поехать в Сочинский национальный парк, чтобы оказать помощь в сохранении растительного и животного мира зоны субтропиков. Но поехать туда могут только те, кто имеет достаточно знаний об этой природной зоне.
Сейчас вы получите задание. Вам нужно будет прочитать вопрос и из трех вариантов ответов выбрать верный. Чтобы правильно ответить на вопросы вы постараетесь вспомнить о том, что я рассказала вам на уроке, или поработать с текстом учебника. Приступайте.
Учащиеся. Начинают выполнять задание
1. Где находится зона субтропиков? |
|
а) на побережье Каспийского моря. |
2. Какое растение является травой, хотя по внешнему виду напоминает дерево? |
|
а) бамбук. |
3. Что можно сказать о климате зоны субтропиков? |
|
а) влажный. |
Ключ: 1б, 2а, 3а.
Учитель. Теперь сверьте свои ответы с ключом.
Учащиеся. Сверяют и называют правильные ответы.
Слайд № 12
КОЗ №2
Компетентность разрешения проблем.
Аспект: целеполагание и планирование деятельности.
Информационная компетентность.
Аспект: планирование информационного поиска.
Учитель. Хорошо. Представьте, что вы поехали на Черноморское побережье, но один из ваших друзей заболел. Какое растение зоны субтропиков поможет ему в быстрейшем выздоровлении?
Выберите из предложенного списка это лекарственное растение.
- пальма.
- кипарис.
- эвкалипт.
- магнолия.
- бамбук.
Учащиеся предполагают, что это эвкалипт.
Учитель. А теперь сверьте с ключом. Ключ: 3
Хорошо, вы верно ответили, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы не только увидели эвкалипт, но и почувствовали запах этого лекарственного растения. (открыть бутылочку с маслом эвкалипта, но предварительно выяснить нет ли среди учащихся аллергиков. Применяется как элемент ароматерапии).
Слайд № 13
Учитель. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового и я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в будущей жизни.
У нас остается еще время, и я предлагаю сделать макет зоны субтропиков в уменьшенном виде. К. сделает макет Черного моря, И. выполнит побережье, К. поможет ему. С. и А. сделают несколько разновидностей растительного и животного мира.
Учащиеся приступают к коллективной работе.( Материал для изготовления макета может быть различным: пластилин, соленое тесто, бумага).
Когда макет готов, учитель еще раз проводит этап закрепления, используя изготовленную учащимися наглядность.
Учитель. Задает вопросы.
- Что влияет на климат зоны субтропиков?
- Какие растения можно увидеть на Черноморском побережье Кавказа?
- Расскажите о каком-нибудь растении влажных тропиков. Отличается ли это растение от растений нашей местности?
Учащиеся отвечают на вопросы.
5. Итог урока.
Учитель. Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни?
В какой ситуации вы сможете их применить?
Учащиеся проводят рефлексию собственной деятельности на уроке.
Учитель. Сегодня особенно активно работали С. и К.. И. так же отвечал на многие вопросы и заработал хорошую отметку. Я надеюсь, что К. и А. на следующем уроке проявят активность и тоже получат хорошие отметки.
Домашнее задание: И. и К. подготовить краткое сообщение о курортном хозяйстве зоны субтропиков. С. сделает схематический рисунок на альбомном листе Черноморского побережья и отметит на нем города-курорты.
А К. и А. получат карточки с индивидуальные заданием.