Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.
  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки, учебник, опорная таблица.

Презентация

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №1)

- Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание» под кодовым названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием». Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.

III. Блиц-опрос.

Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие.

- Что такое чередование? (Ответы ребят).

- Давайте попросим Дежурного по словарю уточнить нам это понятие.

(Дежурный по словарю читает понятие «чередование»).

- В 5 классе, путешествуя по стране правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях. В каких корнях происходит этот процесс? Назовите правило.

- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним эти правила. (Слайд №2)

(Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).

  • Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.
  • Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.
  • Каково дерево, такова и отр..сль.
  • Подр..стешь – свое наживешь.

- От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного).

- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.

- Группа корней с чередованием очень большая. Рассмотрите эту группу на опорной таблице. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.

- Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.

Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (Слайд №3).

Работа с текстом. (Слайд №3) (Учитель читает текст).

В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно разгадать.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

IV. Исследовательская работа.

- Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4).

Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне).

(Работа в тетрадях).

- А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).

- Какие гласные чередуются? (Е – И).

Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.

V. Изучение нового материала.

- Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 5 -10).

Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.

- От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. (Слайд №11).

- А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12)

- Откройте учебники на странице 245 и найдите это правило, рассмотрите примеры. Как обозначается эта орфограмма?

- А теперь правило – подсказка. (Слайд №13).

- Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным?

VI. Закрепление изученного.

- Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.

1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях). (Слайд № 14).

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Физкультминутка.

2. Распределительный диктант.

- Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Слайд №15). (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).

Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться.

3. Взаимопроверка.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. (Слайд №16)

- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2 ошибки?

4. Самостоятельная работа уч-ся.

- А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Подготовьте свои космические корабли. На ракете, которая лежит у вас на столе, запишите себя командирами. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

VII. Итог урока.

- Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст несколько вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю.

(Слайд №17).

- Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».

VIII. Домашнее задание.

- Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18)

1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.

- Вы все успешно справились с полетом и получаете медали за успешное освоение Галактики «Правописание». (Самыми активными капитанами кораблей были…).

(Слайд №19) Спасибо за урок. (Слайд №20).