Цель:
- Познакомить с литературной сказкой, проанализировать её по ходу чтения вслед за авторской мыслью
- Рассмотреть содержание сказки с точки зрения системы образов, особенностей языка
- Показать детям иной от традиционного вид анализа сказки, построенный на принципах кропотливой работы с текстом и предугадывания
Ход занятия
1. - Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Как называется это произведение , вы узнаете чуть позже.
2. «Шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре».
- Что такое Сахара?
- Что такое пустыня?
- Что означает словосочетание «вынужденная посадка»?
«Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил ,что попробую сам всё починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было ни какого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту среди океана, и тот был бы не так одинок.»
- Сейчас мы с вами нарисуем дерево - предсказание.
Итак, произошла авария и человек находится один в пустыне. Как вы думаете, что с ним произойдёт дальше?
-Каковы ваши предсказания?
«Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок.
Он сказал:
- Пожалуйста…нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. начал осматриваться. И вижу- стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает.
Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, что этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать , что это ребёнок, потерявшийся в пустыне, вдалеке от всякого жилья.»
- Как вы думаете, откуда взялся мальчик?
«Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
- Но…что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьёзно:
- Пожалуйста…нарисуй барашка…
Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказать. Хоть и нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию,- и сказал малышу( немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать.
Он ответил:
- Всё равно. Нарисуй барашка.
Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать,- удава снаружи. И очень , когда малыш воскликнул:
- Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома всё очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
И я нарисовал.»
- Попробуйте и вы нарисовать барашка.
«Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал.
Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога…
Я опять нарисовал по-другому.
Но он и от этого рисунка отказался.
- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение- ведь надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал вот что:»
- Как вы думаете, что…?
«И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего очень мало…
- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький…- сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок.- Смотри-ка! Он уснул…
Почему мальчик просил нарисовать именно барашка?
А видел ли он настоящего барашка? Почему вы так думаете?
Так я познакомился с Маленьким принцем.»
- Именно так и называется это произведение – «Маленький принц».
«Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но, когда я спрашивал о чём-нибудь, он будто и не слышал.»
- Почему Маленький принц делал вид, что не слышит вопрос?
- Что бы вы предприняли для того, чтобы узнать о нём всю правду?
«Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолёт, он спросил:
- Что это за шутка?
- Это не шутка. Это самолёт. Мой самолёт. Он летает.
И я с гордостью объяснил, что умею летать. Тогда малыш воскликнул:
- Как! Ты упал с неба?
- Да,- скромно ответил я.
- Вот забавно!..
И маленький принц звонко рассмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьёзно. Потом он прибавил:
- Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?»
-Что бы это означало?
«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»- подумал я и спросил напрямик:
- Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?»
- Каким вы представляете себе ответ принца?
- Откуда он явился? С какой планеты? Каково название этой планеты?
«Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая самолёт:
- Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…
И надолго задумался о чём-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.
Можете представить ,как разгорелось моё воображение от этого полупризнания о « других планетах». И я попытался разузнать побольше .
- Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести барашка?
Он помолчал в раздумье, потом сказал:
- Очень хорошо, что ты дал мне ящик, барашек будет там спать по ночам.
- Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе верёвку, чтобы днём его привязывать. И колышек.
Маленький принц нахмурился:
- Привязывать? Для чего это?
- Но ведь если его не привяжешь, он забредёт неведомо куда и потеряется.
Тут мой друг опять весело рассмеялся:
- Да куда же он пойдёт?
- Мало ли куда? Всё прямо, куда глаза глядят.
Тогда маленький принц сказал серьёзно:
- Это ничего, ведь у меня там очень мало места.
И прибавил не без грусти:
- Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь…»
- Каковы размеры этой планеты? Нарисуйте, какой она вам представляется.
«Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!»
3. Итак, каковы ваши впечатления от этой истории? Хотели бы вы узнать дальнейшую судьбу этих героев?
Я предлагаю вам прочитать это интересное произведение.