Клуб как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по правовому воспитанию. Игра "Счастливый случай"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Введение

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношений людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства.

С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности – вот основа правового воспитания дошкольников.

Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Признание прав человека государством необходимо, чтобы любое государство взяло на себя обязательство обеспечить эти права в определенном объеме.

Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психологического и физического благополучия. Все права и свободы человека могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе (конституция РФ, ст. 1). И наоборот: осуществление прав человека – необходимое условие формирования гражданского общества и правового государства. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Дети будущее нашей планеты. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. С одной стороны, права ребенка есть права человека. Так, Конвенция о правах ребенка утверждает, что дети в государствах – участниках договоров пользуются правами наравне со взрослыми. Однако ребенок – это лицо которому оказывается особое покровительство.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано; в этом возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Декларация прав ребенка, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите прав ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Впервые ребенок рассматривается не только как субъект, требующий специальной защиты, нго и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Очевидно, что контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно толькл при наличии определенного механизма.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости с семьей может стать важным элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиты следующих прав ребенка-дошкольника, представленных в Конвенции:

  • право на охрану здоровья;
  • право на образование;
  • право на участие в играх;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

Исходя и того, что родители являются гарантами соблюдения прав ребенка перед нами была поставлена цель: повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения прав человека. С этой целью в работе используются официальные материалы, тесты, анкеты, сочинения родителей, конкретные ситуации.

Для повышения родительской компетенции используются разнообразные формы работы: индивидуальные консультации; групповые дискуссии; "Родительские университеты"; беседы; совместное творчество; "Родительская гостиная"; анкетирование; тестирование; библиоконсультирование; тематические "рюкзачки"; деловые игры; психологические тренинги; психологические викторины.

Для реализации цели, поставили перед собой следующие задачи:

  1. Расширить представления родителей о правах человека.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.

Ход игры

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения прав человека.

Задачи:

  1. Расширить представления родителей о правах человека.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.

Ведущий. Уважаемые коллеги! Родители! Гости! Мы рада приветствовать вас на нашем очередном заседании "Родительского университета". Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную, актуальную тему. В современно мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, соблюдать их и защищать от посягательств. Наша встреча будет проходить в виде игры "Счастливый случай". Тема игры "Нравственно-правовое воспитание дошкольников.

В игре участвуют две команды: "Солнышко", "Звездочка" (ставлю название команд на столы). Приглашаю родителей принять участие в игре. Команды в сборе, теперь необходимо выбрать независимую группу экспертов, которая будет оценивать вашу работу. (Предлагаю гостям быть экспертами, а главному эксперту вешаю бэйджик, обозначаю стол эксперта)

Гейм. “Разминка”

Начнём нашу игру. Задания для вас. Вы должны будите назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и конечное самих сказочных героев. За каждый правильный ответ независимый эксперт будет ставить один бал.

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка).

3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Н.Толстой).

4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К.И.Чуковский).

5. Отмою всё! (Мойдодыр. К.И.Чуковский).

6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”).

7. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье мудрую жену которая была заколдована (стрела).

8. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки (игла).

9. Каким, очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? (печка).

10 .Кто так говорил о себе: “Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё видел злым и безобразным”. (Кай. “Снежная королева”).

11. 0 ком идёт речь в этих стихах?

“ Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце была,
Кто мастерица эта была?” (Василиса прекрасная).

12. Она пришла из сказки Андерсена. Её имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. (Дюймовочка).

13.В какой сказке, действуют как живые существа овощи: лук, помидор, тыква? (Приключение Чипполино)

14.Игрушка - главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

Гейм. “ Заморочки из мешочка”

В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека.

В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. В этом гейме будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно!

Я буду вытаскивать бочонки с номером вопроса и зачитывать ваш вопрос, желтые - для команды “Солнышко”, а зеленые - для команды “Звездочка”.

1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)

2. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3-х лет)

3. Кто несёт ответственность за воспитание ребенка в случае развода? (Оба родителя)

4. На какие виды делятся права ребёнка? (защита от жестокого обращения, право на охрану и здоровье ребёнка, образование, игру, на индивидуальность).

5. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. (Право на жизнь)

6. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” обижали утенка, какое право они этим нарушили? (Он не был таким как все, нарушено право на сохранение индивидуальности).

7. Какое право было нарушено в сказке “Заюшкина избушка”. (Право на собственность)

8. Какие права были нарушены в ситуации, ребенку в больнице перелили зараженную кровь. (Право на жизнь)

Музыкальная пауза

Исполняются частушки

Гейм “Гонка за лидером”

А мы продолжаем, работа по информационным карточкам. Перед вами карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов. Зачитываете вопрос и находите на ваш взгляд правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Карточка №1.

Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государство и

участники Конвенции о правах ребенка.

а) Право на жизнь, на гражданство, на образование;

б) Право на жизнь, на семейные связи, на образование;

в) право на жизнь, свободное выражение мысли, на отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка №2.

Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка:

а) органы управления Российской Федерации;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

Карточка №3.

Кто должен участвовать в принятии решений затрагивающих настоящее и будущее ребёнка;

а) родители или другие лица замещающие родителей несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

б) ребенок и родители или лица замещающие родителей;

в) родители или другие лица замещающие родителей;

г) родители и органы местного самоуправления.

Карточка №4.

Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод детей обучающихся в образовательных учреждениях;

а) лица, совершившие или допустившие нарушение;

б) органы местного самоуправления;

в) местный орган управления образования;

г) образовательное учреждение.

Карточка №5.

Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:

а) учредитель;

б) органы управления образовательного учреждения;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) органы управления образовательным учреждением.

Карточка №6.

Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:

а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатные медицинские обследования;

б) правильно организовать режим питания, занятия, воспитания;

в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепления здоровья воспитанников.

Карточка №7.

Всем стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вы предпримите:

а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий;

б) сообщить в Образовательное учреждение, где находится ребенок;

в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушены права ребенка.

Карточка №8.

Какие различия (расовые, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

Карточка №9.

На кого конвенция о правах ребенка возлагается обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

Карточка №10.

ООН считает человека ребенком до:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 19 лет.

Вы отлично справились с заданиями и самое время отдохнуть. Прошу всех встать. Сейчас вы, передавая друг другу вот эту игрушку будите назвать слова, которые выражают похвалу ребенку, ласковые и добрые слова.

Игра - тренинг для родителей.

Ни одного дня без похвалы и ласковых слов для наших малышей. Это надо взять за правило.

Гейм “Ты мне я тебе”.

И последний гейм нашей игры, называется “ ты мне я тебе”.

Вам предложены ситуации, капитаны зачитывают их для команды соперников, а те предлагают свои ответы, и наоборот.

1. Здравствуйте Анна Ивановна!

- Алёша, а ты почему не здороваешься?

Сейчас же скажи: “Здравствуйте!”.

Ну, что молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной.

Скажи сейчас же “Здравствуйте!”. Я жду. В кого он такой упрямый, не

ребенок, а наказание. Ну, скажите, как мне его ещё учить?”

- Какие советы вы дали бы матери?

- Как поступили бы вы в такой ситуации?

2. Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сиденье одно место оказалось свободным.

- Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место?

3. Оле 3 года. Она размазала салат по столу.

- “ Вытри стол, Оля!” - сказала мама. Девочка насупилась и не сдвинулась с места.

- “Вытирай сейчас же!. - сама напачкала, сама и убирай за собой!” Мама ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.

- Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли

4. Сергей, придя с улицы, сел за стол.

- “ Что за манера являться к обеду в таком виде? - строго спросила мама 6-летнего сына.

- Какой же ты поросенок! Руки грязные, а рубашка!?

Посмотри на свои волосы, ты их когда-нибудь причесываешь?”

Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением, словно спрашивал:

- “К чему ты еще придерешься?”

Как вы можете объяснить поведение ребенка и матери?

Закончилась игра и мне хотелось бы узнать результаты, и объявить победителей нашей игры!

Слово предоставляется главному эксперту.

Команда “Солнышко” -

Команда “Звездочка” -

Вручение памятных призов и вручение дипломов команде победителей.

Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи клуба "Родительского университета".

Самое главное работа по правовому образованию родителей дала положительные результаты:

  • расширилось представление родителей об особенностях правового воспитания;
  • В процессе игры повысилась коммуникативная компетентность;
  • при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.

Любая педагогическая система не существует без семьи. И сегодня мы с вами нашли такую форму общения, при которой был осуществлен поиск взаимоотношений, поддержки в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания. Создали дружелюбное партнерство между детским садом и семьей, которое обеспечивает появление новых качественных характеристик, как в развитии ребенка, так и развитии педагогической системы в целом.

А сейчас, я предлагаю нашим игрокам присоединиться к зрителям. И просмотрев инсценировку сказки "Теремок", подумать, какие права были нарушены в этой сказке.

Инсценировка "Теремок"

Вот и подошла к завершению наша встреча. До новых встреч!

Список литературы

  1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]. – М.: 2002. – С 13 – 20.
  2. Доронова, Т.Н. Дошкольные учреждения и семья [Текст]. – М.: Линка-Пресс, 2001. – С 93 – 103.
  3. Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка [Текст]. – М.: Провинция, 2003. – С 61 – 107.
  4. Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. – С 6 – 11.
  5. Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С 110 – 114.
  6. Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С 14 – 20.
  7. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]. – М.: Творческий центр, 2008. – С 68 – 74.
  8. Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ [Текст]. – М.: Творческий центр, 2007.
  9. Ребенок в детском саду. – 2005. – № 6. – С 23 – 29.
  10. Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С 34 – 38.
  11. Управление в ДОУ. – 2005. – № 6. – С 83 – 100.

Приложения

Приложение 1. Материал к заседанию клуба

Приложение 2. Оценочный лист.