В XXI веке всё более динамично развиваются новые информационные технологии, увеличивается объём информации. Детям уже недостаточно лишь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Учащиеся должны научиться добывать их и применять в различных ситуациях.
Кроме того, информация, которую школьник воспринял пассивно, остаётся в его памяти недолго. Чтобы она закрепилась в памяти, надо, чтобы он путём разрешения какой-то проблемы сам сделал выводы.
Также в последнее время у школьников неуклонно снижается интерес к учёбе, особенно к чтению. Родители не всегда могут уделить достаточно внимания детям, и многие ребята поводят всё свободное время, сидя за компьютерами и у телевизора.
Раздумья о том, как же заинтересовать ребят и побудить их с пользой использовать свободное время, привели меня к осознанию того, что необходимо искать новые формы работы с детьми.
Метод проектов – как раз такая деятельность, которая помогает решать вышеперечисленные проблемы. Проектирование предполагает процесс работы над учебным проектом для достижения какой-то цели. В ходе работы у учащихся формируются следующие умения:
- умения ставить цель, планировать пути её достижения, анализировать, выполнять операции, контролировать свои действия, получать результат, обобщать и делать выводы;
- коммуникативно-речевые умения - ребята учатся общаться и выражать свои мысли;
- умения проводить наблюдения и эксперименты, самостоятельно добывать информацию в книгах, Интернете и других источниках.
В процессе осуществления проекта у ребят повышается самооценка, интерес к учёбе, они становятся инициативнее и лучше адаптируются в обществе. Поэтому проектная деятельность становится всё более популярной формой организации учебного процесса и внеурочной деятельности.
Ребята с большим удовольствием участвуют в различных проектах.
Так, в 2007-2008 учебном году учащиеся 3 а класса представили проект «Расти здоровым!» на городской научно-практической конференции «Почемучка», где стали лауреатами. В ходе работы над проектом они провели исследование (анкетирование), проанализировав результаты которого, сделали выводы о том, что далеко не все ребята питаются правильно. Затем участники проекта сформулировали тему («Расти здоровым!») и подумали, в какой форме донести информацию до слушателей. Сочинили стихи, нарисовали красивые рисунки. Подобрали народные пословицы о здоровье:
- Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
- На всякую болезнь зелье вырастает.
- Баня здоровит, разговор веселит.
- В здоровом теле - здоровый дух.
- Чистота - половина здоровья.
- Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Обсудили выполненные работы, выбрали лучшие. Затем подготовили презентацию проекта и показали её учащимся третьих классов, а затем на «Почемучке». Ребята сумели заинтересовать слушателей и привлечь внимание к данной проблеме. Вот какие стихотворения у них получились:
Всем известно в этом мире,
Что полезны витамины.
Яблоки, сливы, дыня, арбуз
Пользу несут и прекрасны на вкус!
Если хочешь быть здоров,
Кушай свёклу и морковь.
Ешь капусту и салат-
Пользы будет во сто крат.
Гречневая каша – матушка наша.
А хлеб ржаной – отец родной.
Эта рыбка не простая, эта рыбка золотая.
Посудите сами, люди, что лежит у вас на блюде -
Кальций, магний, бром и йод.
Каждый человек поймёт:
Глазки будут зоркими,
Зубки будут твёрдыми,
Станем мы красивыми,
Умными и сильными.
Не надо кушать часто
Чипсы, шоколадки,
Тебе полезней то,
Что выросло на грядке.
Леденец, конечно, сладкий,
Но поешь его – беда.
Могут разболеться зубы,
В нём лишь сахар и вода.
Много сахара в конфете,
Их не ешьте много, дети.
Лучше выпейте пока
Стакан парного молока!
Перед вами молоко,
Очень вкусное оно.
Дети все прекрасно знают –
Утром мама кашу сварит,
Настроенье у детей
Сразу станет веселей!
Любят дети молоко-
Всё даётся им легко:
Прыгать, бегать, песни петь,
Читать, писать и не болеть!
Ешьте, дети, творожок-
Будете здоровы.
А спасибо за него
Скажете коровам.
Всем полезен очень сыр,
Жаль, что в нём так много дыр.
Сыр всем зубки укрепляет
И расти нам помогает.
Ешьте овощи и фрукты,
Пейте соки, кисели.
Будете всегда здоровы
И учитесь от души!
Кроме этого мои ученики участвовали и в других проектах: проекте Городского Дворца детского (юношеского) творчества « Люди, изменившие мир», городском телекоммуникационном проекте « Хочу всё знать!», «История Омска в российской истории». Сейчас участвуем в проектах «Моя семья», «Зимние фантазии», литературный марафон по книге В. Драгунского «Денискины рассказы».
Чтобы ребята полюбили книгу, проводим проекты по различным произведения, которые не изучаются по программе: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», «Новые приключения Баранкина», А Волков «Волшебник Изумрудного города», В. Богомолов «Иван», В.Катаев «Сын полка» и другие. Ученики с удовольствием ищут главную мысль произведения, причины поступков героев, готовят вопросы для одноклассников, составляют кроссворды и задания.
В работе над проектами возникают и проблемы: не все ребята оказываются задействованы, некоторым комфортнее пассивная роль. Такие дети были и будут всегда, но всё же хочется найти подход и к ним. Вторая проблема – недостаточное оснащение школы компьютерами и мультимедийными досками. После уроков, когда ребята хотят поучаствовать в телекоммуникационных проектах, кабинет информатики занят – там уроки у старшеклассников. Приходится ждать и искать другие выходы из положения.
И всё же проектная деятельность интересна и полезна детям! Работая над проектами, учащиеся знакомятся с окружающим миром, учатся добывать информацию, анализировать и обобщать её, формируется ответственность за свою работу. Дети готовятся к дальнейшему изучению наук в среднем звене.
Учителю надо хорошо продумать организацию проекта ( тему, цели и задачи, материал). Он помогает ребятам выбирать нужные сведения и ведёт к поставленной цели. Для этого учителю надо овладевать методическими приёмами, осваивать технические средства и работать над собой. Но результат стоит этих усилий!