Методическая разработка урока геометрии по теме "Параллельные прямые" с использованием мультимедийной презентации

Разделы: Математика


Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока геометрии в 7 классе общеобразовательной школы по теме «Параллельные прямые» с использованием мультимедийной презентации.

Данный урок является заключительным при изучении темы «Параллельные прямые», на котором необходимо обобщить и систематизировать все полученные знания по данной теме, добиться четкого понимания того, когда в задаче нужно применить признак параллельности двух прямых, а когда - свойство, а также подготовить учащихся к выполнению контрольной работы. Таким образом, на этом уроке необходимо не только повторить весь теоретический материал по теме, что само по себе достаточно трудоемко, но и решить как можно больше задач, рассмотреть различные способы их решения, восполнить возможные пробелы в знаниях и умениях, дать возможность проявить себя «сильным» и не потерять «слабых» учеников. За 40 минут урока должна быть проделана огромная работа каждым учеником и, конечно, учителем.

Геометрия, пожалуй, единственный школьный предмет, который требует ежеурочного использования наглядных материалов. Прежде всего, это конечно, чертежи. Данный урок не является исключением. Выполнение достаточного количества чертежей мелом на доске не всегда возможно, как и использование раздаточных материалов или типовых таблиц и схем на уроках.

Мультимедийная презентация способна решить эти проблемы:

Во-первых, качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране, т.е. повышается уровень наглядности на уроке;

Во-вторых, в случаях выявления в слайдах недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

В-третьих, в зависимости от подготовленности учащихся, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока;

В-четвертых, учитель, создающий и использующий мультимедийную презентацию, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

В-пятых, учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Основными методами обучения на данном уроке являются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый. Формы урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Мулитимедийная презентация используется лишь на этапе повторения теоретического материала и решения устных геометрических задач на готовых чертежах. Применение презентации на протяжении всего урока считаю нецелесообразным, поскольку, на мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного представления информации по данной теме. Функции мультимедийной презентации и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо. Кроме того при использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается не более 20 – 25 минут.

Тема урока: «Параллельные прямые» 7 класс

Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7 – 9, учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.

Цели урока:

  • Образовательная – обобщить и систематезировать знания по теме «Параллельные прямые», реализовать знания и умения по данной теме для решения задач базового уровня и повышенной сложности, подготовить к контрольной работе
  • Развивающая – способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательная – побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, работе в команде, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.

Оборудование: Мультимедийные средства обучения, наличие учебной презентации.

План урока.

  • Организационный момент, постановка цели. (2 мин.)
  • Повторение теоретического материала, решение устных задач по готовым чертежам. (10-12 мин.)
  • Обсуждение различных способов решения задачи с опорой на готовый чертеж. (5-8 мин.)
  • Отработка практических умений при решении задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. (15 мин)
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд №1 Приложения 1).

Учитель формулирует тему урока, просит сформулировать учащихся цель данного урока. Ученики записывают тему урока в тетрадь, обсуждают, уточняют и формулируют цель урока.

2. Повторение теоретического материала, решение устных геометрических задач по готовым чертежам.

Слайд № 2. (Приложение 1) По данному чертежу найти пару накрест лежащих углов, соответственных углов и односторонних углов. Учитель формулирует задание и проводит фронтальный опрос. Ученики отвечают на поставленные вопросы, показывают углы на чертеже.

Учитель формулирует вопрос: «Какие теоремы позволяют нам доказать параллельность двух прямых? Сформулируйте их».

Слайд №3. (Приложение 1) Ученики формулируют признаки параллельности прямых, проверяют правильность формулировок по опорному конспекту на слайде. Учитель просит повторить формулировки более слабых учеников с опорой на конспект, более сильные ученики следят за правильностью формулировок. Проводится фронтальная работа и индивидуальный подход к более слабым учащимся.

Слайд №4. (Приложение 1) Работа в парах. По готовому чертежу № 1 обсудить решение задачи. Учитель формулирует задание, оказывает помощь не справляющимся ученикам. Ученики выполняют решение задачи в тетради, обмениваются тетрадями в парах, идет проверка решения. Далее проводится фронтальная работа с обсуждением хода решения задачи и проверяется правильность решения по ответу на слайде. За верно выполненное решение каждой задачи выставляется 1 балл учениками при проверке. Аналогичная работа проводится и с задачей №2 на данном слайде.

Слайд №5. (Приложение 1) Учитель формулирует вопрос: «Какие теоремы позволяют нам делать выводы о свойствах углов, образованных параллельными прямыми и секущей? Сформулируйте их».

Ученики формулируют свойства параллельных прямых. Идет фронтальная работа, на которой идет обсуждение свойств и признаков параллельных прямых, различие задач, где они применяются.

Слайд №6. (Приложение 1) Работа в парах. По готовым чертежам задач 1 и 2 слайда №6 ученики решают задачи и обмениваются тетрадями в парах. На фронтальной работе отбирают наиболее рациональный способ, проверяют правильность решения по приведенному на слайде решении. Ученики выставляют 1 балл за каждую правильно выполненную задачу при проверке. Учитель следит за выполнением работы в парах, отвечает на вопросы учеников, оказывает помощь не справляющимся с заданием.

3. Обсуждение различных способов решения задачи с опорой на готовый чертеж.

Слайд №7. (Приложение 1) Решить задачу по приведенному условию и чертежу на данном слайде. Учитель просит выполнить это задание самостоятельно с оформлением решения в тетрадь. Ученики решают в тетради задачу. Затем решение обсуждается, несколько учеников приводят свои способы решения задачи, выходят к экрану и поясняют ход своих рассуждений с опорой на чертеж. Выбирается наиболее рациональный способ решения. Выполняется проверка решения задачи, приведенная на слайде.

4. Отработка практических умений при решении задач на применение признаков и свойств параллельных прямых.

Решение задач: №213, 215. (Приложение 2) из дополнительных задач к главе III учебника. Решение данных задач проводится после обсуждения и рекомендаций учеников всего класса. Для оформления этапов решения задач на доске приглашаются по очереди 2 – 3 ученика.

Остальные принимают участие в обсуждении, записывают решения в тетрадь. Учитель контролирует правильность решения задач на доске, ведет обсуждение решений, оказывает помощь не справляющимся ученикам.

5. Подведение итогов.

Что удалось, а что нет в течение урока? Ученики высказывают свое мнение. Смогли ли мы подготовиться к контрольной работе? Над чем необходимо поработать дома каждому, чтобы справиться с контрольной работой? На проверку собираются несколько тетрадей выборочно. Оцениваются наиболее активные ученики.

6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, выполнить №207, 214

Cписок литературы.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы, составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7 – 9, учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005
  3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2003
  4. Мельникова Н.Б., Лудина Г.Б., Лепихова Н.М. Геометрия. Дидактические материалы для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1998
  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.:Илекса, 2007
  6. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия. – М.: Илекса 1998
  7. СанПиН 2.4.2.1178 – 02 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях - http://www.skonline.ru/.