"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • выяснить причины раздробленности; выявить положительные и   отрицательные последствия раздробленности;
  • способствовать развитию умения прослеживать причинно – следственные связи, работать с текстом учебника, историческим документом, картой; выделять главное в объяснении учителя;
  • создавать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма.           

Оборудование: карта «Киевская Русь в 10 – 11 веках», проектор, компьютер, экран, презентация (приложение 1).

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Опрос.

Учитель:

В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской,
Быль записывал монах.

На столе горит свеча, ученик в одежде монаха – летописца с пером в руке:

Я писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Я писал из года в год
Про великий наш народ [1, с.9].

Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.

3 ученика работают у доски с карточками на соответствие:

1) Найти соответствие:

Игорь

 

912 - 945

Ярослав Мудрый

1019 - 1054

Рюрик

862

Олег

882 - 912

2) Найти соответствие:

Уничтожение Хазарского каганата

 

Святослав

Объединение Киева и Новгорода

 

Олег

Восстание древлян

 

Игорь

Крещение Руси

 

Владимир

3) Определить направления деятельности:

  1. Крещение Руси
  2. Деятельность по распространению христианства
  3. Начало строительства крепостей на южных рубежах
  4. Переселение людей на пустующие земли
  5. Составление первого сборника законов
  6. Установление родственных отношений с монархами Европы

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Пока ребята работают, мы с вами вспомним основные события ранней истории Руси, опираясь на летописи. О каких событиях говорится в этих отрывках?

  1. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». (Призвание варягов).
  2. «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий или раб – будет мне врагом». (Крещение Руси).
  3. «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь, пошел за данью, и прибавил к прежней дани новую». (Восстание древлян).
  4. «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». (Походы князя Святослава).
  5. «Святополк же Окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба? И замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда, поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен». Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу…» (Убийство Святополком Бориса и Глеба).
  6. «Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Коганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Уничтожение Святославом Хазарского каганата).
  7. «Если убьет свободный человек свободного, то за него имеют право мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата или сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, пусть получит 40 гривен за убитого…» («Русская правда» Ярослава Мудрого).
  8. «…Откуда есть, пошла земля Русская и кто на ней нача первее княжити?» (Рюрик).
  9. Кто княжил после Рюрика?
  10. «Затем жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из греческой земли. И начал ее строить, и когда кончил строить, украсил ее иконами и поставил служить в ней Корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты…» (Какая церковь была построена, как она еще называлась?).

Как украшались храмы изнутри?

Как развито было ювелирное искусство?

Как развита на Руси была литература?

3. Изучение новой темы.

Мы повторили с вами основные события русской истории до 12 века. Но в 30 –х годах 12 века на Руси многое изменилось. Посмотрите, пожалуйста, на экран: (слайд №1) перед Вами 2 карты: Киевская Русь 11 век и Русь в 12 веке. В чем разница? ( На 2 карте – раздробленность). Вот почему и как это произошло, мы и будем сегодня выяснять. Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока: Начало феодальной раздробленности на Руси, (слайд №2).В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

Вспомните, пожалуйста, годы правления Ярослава Мудрого. В 1054 году он умер.
Умирая, он завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Учитель объясняет материал, сопровождая схемой: Приложение 2

Слайд №3

2. Правление Мономаха в Киеве (1113 – 1125).

Как он стал киевским князем, чем характеризовалось его правление? Об этом расскажет Захаров С. [3, с.17-41, 4]. Слайд 6.

3. Причины раздробленности Древнерусского государства.

Откройте учебник (с.78-80), прочитайте и ответьте: Каковы причины раздробленности? Слайд № 7.

Политические: неудачный порядок престолонаследия

Экономические:

  • основой богатства бояр стала эксплуатация (присвоение результатов чужого труда) зависимого населения
  • упадок торгового пути «из варяг в греки».

4. Как управлялась страна (слайд 8).

5. Последствия феодальной раздробленности:

+ князья были больше заинтересованы в укреплении своих земель, много строили.

- маленькому княжеству трудно дать отпор завоевателям.

Закрепление. Тест. Перед учащимися лежат карточки: 1, 2,3.Вопросы теста на слайдах. Ученики поднимают вверх карточку с правильным ответом.

Реклама книг.

Домашнее задание п.9, пересказ.

Литература:

  1. Гончарова Т. И. Исторически вечера в школе / Т.И. Гончарова. – М.,»Просвещение», 1992. – 159 с.
  2. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 – 7 кл. Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.
  3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. – М.: « Мысль», 1991. – 617 с.
  4. Лубченков Ю.Н. Подлинная история Рюриковичей/ Ю.Н. Лубченков. – М.: Вече, 2007. – 448 с.