Цели:
- выяснить причины раздробленности; выявить положительные и отрицательные последствия раздробленности;
- способствовать развитию умения прослеживать причинно – следственные связи, работать с текстом учебника, историческим документом, картой; выделять главное в объяснении учителя;
- создавать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма.
Оборудование: карта «Киевская Русь в 10 – 11 веках», проектор, компьютер, экран, презентация (приложение 1).
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Опрос.
Учитель:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской,
Быль записывал монах.
На столе горит свеча, ученик в одежде монаха – летописца с пером в руке:
Я писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Я писал из года в год
Про великий наш народ [1, с.9].
Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.
3 ученика работают у доски с карточками на соответствие:
1) Найти соответствие:
Игорь |
|
912 - 945 |
Ярослав Мудрый |
1019 - 1054 |
|
Рюрик |
862 |
|
Олег |
882 - 912 |
2) Найти соответствие:
Уничтожение Хазарского каганата |
|
Святослав |
Объединение Киева и Новгорода |
|
Олег |
Восстание древлян |
|
Игорь |
Крещение Руси |
|
Владимир |
3) Определить направления деятельности:
- Крещение Руси
- Деятельность по распространению христианства
- Начало строительства крепостей на южных рубежах
- Переселение людей на пустующие земли
- Составление первого сборника законов
- Установление родственных отношений с монархами Европы
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ |
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ |
Пока ребята работают, мы с вами вспомним основные события ранней истории Руси, опираясь на летописи. О каких событиях говорится в этих отрывках?
- «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». (Призвание варягов).
- «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий или раб – будет мне врагом». (Крещение Руси).
- «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь, пошел за данью, и прибавил к прежней дани новую». (Восстание древлян).
- «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут». (Походы князя Святослава).
- «Святополк же Окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба? И замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда, поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен». Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу…» (Убийство Святополком Бориса и Глеба).
- «Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Коганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Уничтожение Святославом Хазарского каганата).
- «Если убьет свободный человек свободного, то за него имеют право мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата или сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, пусть получит 40 гривен за убитого…» («Русская правда» Ярослава Мудрого).
- «…Откуда есть, пошла земля Русская и кто на ней нача первее княжити?» (Рюрик).
- Кто княжил после Рюрика?
- «Затем жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из греческой земли. И начал ее строить, и когда кончил строить, украсил ее иконами и поставил служить в ней Корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты…» (Какая церковь была построена, как она еще называлась?).
Как украшались храмы изнутри?
Как развито было ювелирное искусство?
Как развита на Руси была литература?
3. Изучение новой темы.
Мы повторили с вами основные события русской истории до 12 века. Но в 30 –х годах 12 века на Руси многое изменилось. Посмотрите, пожалуйста, на экран: (слайд №1) перед Вами 2 карты: Киевская Русь 11 век и Русь в 12 веке. В чем разница? ( На 2 карте – раздробленность). Вот почему и как это произошло, мы и будем сегодня выяснять. Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока: Начало феодальной раздробленности на Руси, (слайд №2).В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»
1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.
Вспомните, пожалуйста, годы правления Ярослава Мудрого. В 1054 году он умер.
Умирая, он завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Учитель объясняет материал, сопровождая схемой: Приложение 2
Слайд №3
2. Правление Мономаха в Киеве (1113 – 1125).
Как он стал киевским князем, чем характеризовалось его правление? Об этом расскажет Захаров С. [3, с.17-41, 4]. Слайд 6.
3. Причины раздробленности Древнерусского государства.
Откройте учебник (с.78-80), прочитайте и ответьте: Каковы причины раздробленности? Слайд № 7.
Политические: неудачный порядок престолонаследия
Экономические:
- основой богатства бояр стала эксплуатация (присвоение результатов чужого труда) зависимого населения
- упадок торгового пути «из варяг в греки».
4. Как управлялась страна (слайд 8).
5. Последствия феодальной раздробленности:
+ князья были больше заинтересованы в укреплении своих земель, много строили.
- маленькому княжеству трудно дать отпор завоевателям.
Закрепление. Тест. Перед учащимися лежат карточки: 1, 2,3.Вопросы теста на слайдах. Ученики поднимают вверх карточку с правильным ответом.
Реклама книг.
Домашнее задание п.9, пересказ.
Литература:
- Гончарова Т. И. Исторически вечера в школе / Т.И. Гончарова. – М.,»Просвещение», 1992. – 159 с.
- История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 – 7 кл. Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей/ Н.И. Костомаров. – М.: « Мысль», 1991. – 617 с.
- Лубченков Ю.Н. Подлинная история Рюриковичей/ Ю.Н. Лубченков. – М.: Вече, 2007. – 448 с.