Нередко наблюдается неудовлетворенность преподавателей результатами своей работы. Зачастую мы сетуем, что старшеклассник не тот, что в средней школе ему не привили навыки учебного труда. Доля правды в этом есть. Но определяющим фактором, тем не менее, выступают ценностные ориентации преподавателя.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Именно уровень присвоения педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. Иначе ценностные ориентации на знания ограничивают уровень профессионального развития педагога и выступают тормозом развития его потенциала. Причина - в ценностных ориентациях педагога, а не в плохих учениках.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно - деятельностная. Основная причина смены образовательной парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошёл в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами.
Выбор парадигмы образования обусловлен взглядами на образование. В соответствии с первым взглядом, обучение и воспитание подлежат совершенствованию как объективные реальности. В этом случае преподаватель замыкается на предметно-методическом содержании профессиональной деятельности. При этом он не отдает себе отчета, что современные педагогические технологии используются на уровне отдельных дидактических приемов, а не в системе. Мы не задумываемся над тем, что, ставя себя в качестве универсального источника и передатчика информации, лишаем ученика познавательной деятельности с книгой, не задумываемся над тем, что абсурдно считать заученную информацию знанием, над тем, что необходима целенаправленная специальная работа по мотивации учения.
В соответствии с другим взглядом, вносить коррективы в образовательную систему возможно только на основе установления разрывов, несоответствий между требованиями общества (рынка труда и работодателя) и возможностями выпускника профильной школы. На основе противоречия между требованиями общества к личности и реальными качествами личности вносятся коррективы в образовательную систему. В этом случае образовательная система открыта к внешней социально-педагогической среде.
Если первый путь характеризует собой стратегию совершенствования в рамках сложившегося качества образования безотносительно к изменяющимся требованиям развивающегося общества, то второй путь связан со стратегией развития, с достижением более высокого уровня качества образования, социально обусловленного требованиями общества к личности, требованиями работодателя к специалисту.
Если в рамках первого пути доминирует парадигма образования, ориентирующаяся на знания, сдерживающая и обедняющая профессиональное развитие преподавателя, то в рамках второго ценности преподавателя обращены к личностно-деятельностной парадигме. Именно с этой парадигмой связана ценность социализации, ценность образовательной и профессиональной компетенции.
Ценностные ориентации педагогов практически обращены к обеим парадигмам образования, но для каждого из них их соотношение выражено в различной степени. В рамках обозначенных подходов и парадигм образования рекомендуется обратить ценностные ориентации на постановку следующих приоритетных задач учебного занятия: 1) развитие ценностного отношения (восприятия) явлений общества, сложившихся норм-отношений в профессиональной деятельности, имеющих прямое отношение к дисциплинам учебного плана, 2) формирование предметно-профессиональных умений в рамках требований среднего профильного образования и требований работодателя. Решение данных задач рекомендуется решать в процессе усвоения знаний по дисциплинам. За знаниями остается роль важнейшая - быть средством развития ценностных отношений и профессионально-практических умений студента. Поэтому лекционное изложение материала сочетается с эвристической беседой по решению или обсуждению конкретных примеров и ситуаций, что делает процесс обучения интересным, порою занимательным, а изучение темы предметным. Учебная информация становится средством познания новой информации или средством овладения профессионально-практическими умениями и навыками, или средством эмоционально-ценностного восприятия явлений общественной жизни, профессиональной деятельности, связанных со специальностью. Коротко говоря, информация обретает форму знания, знания действенного! Формальное, механическое заучивание информации сводится к минимуму. Обучение в этом случае связано с социализацией, с развитием опыта познавательной деятельности, субъектного опыта освоения предметно-профессиональными знаниями и умениями, что позитивно сказывается на общей способности и готовности к дальнейшей жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности. Иначе, будущий специалист обретает профессиональную компетентность.
Иллюстрация опыта на примере учебного занятия
Проиллюстрируем сказанное материалами учебного занятия элективного курса «Основы бухгалтерского учёта» по теме: «Сущность и состав нематериальных активов. Оценка и амортизация нематериальных активов».
Таблица 1. Опорная карта занятия
п/п |
УВМ занятия |
Задачи УВМ |
СУМиД |
МО |
ФОПД |
1 |
Организационный момент |
Создание атмосферы готовности к познават. деятельности |
Выявление наличия средств обучения |
Словесный |
Фронтальная |
2. |
Постановка цели занятия |
Принятие цели, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания |
Создание проблемной ситуации, совместная постановка темы и задач учения |
Эвристическая беседа, наглядный |
Фронтальная, индивидуальная |
3. |
Раскрытие сущности и состава нематериальных активов |
Формирование знаний, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания |
Изложение нового сопровождается обсуждением ситуаций из реальной действительности, связанных теоретическим материалом. Конкретные примеры и ситуации служат источником познания |
Лекционный, эвристическая беседа, дискуссионный |
Фронтальная, индивидуальная |
4. |
Подготовка к самостоятельной работе по применению знаний |
Формирование знаний, развитие познавательного интереса |
Актуализация основных понятий и формул для выполнения заданий производственного характера по оценке и амортизации нематериальных активов. Приведены нормы оценки на «5», что стимулирует познавательную деятельность |
Словесный, репродуктивный |
Фронтальная |
5. |
Самостоятельное решение учебно-производственных задач |
Формирование предметно-практических умений, развитие самостоятельности в учении, стимулирование познавательной деятельности |
Самостоятельное решение задач. Дифференцированный подход: задания различной степени трудности, включая творческое задание. Стимулирование выставлением оценки «5» за определенный объем работы. Дифференциация степени помощи обучающимся |
Практический, самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый |
Индивидуальная, фронтальная |
6. |
Проверка выполнения работы |
Контроль и оценка освоения предметных умений, развитие познавательного интереса |
Консультации, оценка работы |
Самостоятельная работа, устный контроль |
Индивидуальная |
7. |
Самопроверка |
Коррекция сформированности умений |
Выполнение образцов правильного решения, обсуждение, сравнение с образцом, дифференциация степени помощи |
Самост. работа, письменный самоконтроль |
Индивидуальная |
8. |
Итоги усвоения нового, задание на дом |
Формирование знаний |
Выделение главного, ответы на вопросы, консультация по домашнему заданию |
Словесный, репродуктивный |
Фронтальная |
9. |
Проверка дом |
Контроль и учет знаний |
Ответы на вопросы преподавателя |
Устный контроль |
Индивид. |
Примечание. УВМ - учебно-воспитательный момент занятия; СУМ - содержание учебного материала; Д - деятельность; МО - методы обучения; ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
В данной опорной карте (см.столбец 2 таблицы 1) отражены основные учебно-воспитательные моменты и этапы занятия.
По каждому УВМ или этапу раскрыты цели (задачи УВМ). В -соответствии с задачами отобраны СУМ и Д, МО и ФОПД (см. строки таблицы 1).
Остановимся на реализации отдельных УВМ.
Извлечение 1 из таблицы 1
2. | Постановка цели занятия |
Принятие цели, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям |
Создание проблемной ситуации, совместная постановка темы и задач учения |
Эвристическая беседа |
Фронтальная, индивидуальная |
При реализации данного УВМ важным является установление дидактического резонанса (внешняя цель преподавателя - ТДЦ (цель преподавания), становится внутренней для учеников - формулируются цели учения), что и требуется преподавателю. Как это удалось?
Была поставлена следующая ТДЦ: продолжить воспитание гражданского самосознания, развитие ценностного отношения к реальной действительности, ценностно-смыслового отношения к бухгалтерским дисциплинам, познавательного интереса, формирование умений решать предметно-производственные задачи в процессе усвоения знаний о сущности и составе нематериальных активов, оценке и амортизации нематериальных активов.
Почему постановка ТДЦ рекомендуется одним предложением? Ю.К. Бабанский отмечает, что наличие обучающего, развивающего и воспитательного аспекта урока еще не означает, что задачи поставлены в единстве. Необходимо, чтобы задачи были взаимосвязаны, взаимно усиливали друг друга. Должны быть выделены приоритетные задачи.
В приведенной выше ТДЦ приоритетными являются задачи воспитания, развития и формирования предметно-практических умений, а за знаниями остается роль - быть средством решения приоритетных задач. Иначе новые умения, ценности и смыслы приобретаются в процессе усвоения новых знаний.
Рекомендуется включать обучающихся в постановку задач учения... На экране спроецирован презентационный кадр следующего содержания:
- Деловая репутация ОАО «Газпром» в Европе снизилась в связи с известными событиями... (Деловая репутация).
- У учеников будут возникать затруднения при подготовке научного проекта, поскольку они не смогут получить все необходимые документы на предприятии. (Коммерческая тайна).
- В ЯНАО наблюдается перевыпас оленей. Особенные сложности возникают у родовых общин. (Право пользования земельными ресурсами).
Что общего между данными утверждениями? Этот вопрос способствовал созданию проблемной ситуации.
В результате эвристической беседы находится правильный ответ: «Это все нематериальные активы», и учащиеся включаются в формулировку темы занятия и в процесс постановки цели учения. В результате ставят следующие задачи:
- Научиться правильно формулировать и проводить классификацию нематериальных активов.
- Овладевать способами умственных действий в процессе сравнения нематериальных и материальных активов в их оценке и амортизации.
- Применять полученные знания при решении производственных задач.
Еще раз подчеркнем, что ценится не объявление преподавателем ТДЦ - это цели преподавания. Рекомендуется на основе занимательности и проблемности в обучении включить студентов в формулировку темы учебного занятия и целей (задач) учения.
Извлечение 2 из таблицы 1
3. |
Раскрытие сущности и состава нематериальных активов |
Формирование знаний, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания |
Изложение нового сопровождается обсуждением ситуаций из реальной действительности, связанных теоретическим материалом. Конкрет. примеры и ситуации служат источником познания |
Лекция, эвристическая беседа, дискуссионный |
Фронтальная, индивидуальная |
Новизна в том, что знания уже не передаются для запоминания, заучивания. Педагог уже не главный источник готовых знаний. Знания перерабатываются, осмысливаются и применяются в производственных ситуациях. В этом случае знания более действенные, более глубокие и прочные.
Например, создается ситуация: одинаковые вещи с одинаковой торговой маркой имеют разную цену. Почему? Ответ обоснуйте в соответствии с темой сегодняшнего занятия.
В результате обсуждения делается вывод о нарушении права на торговую марку. Таким образом, приведенная ситуация, стала источником познавательной деятельности, источником для формулировки вывода, связанного с формированием новых знаний.
Для сравнения напомню, что традиционно, зачастую преподаватель вначале сообщает теоретические сведения, а затем приводит примеры (сложившийся стереотип мышления и деятельности). В этом случае эти примеры выступают не источником познания, а иллюстрацией сказанного.
Извлечение 3 из таблицы 1
4. |
Подготовка к самостоятельной работе по применению знаний |
Формирование знаний, развитие познавательного интереса, |
Актуализация основных понятий и формул для выполнения заданий производственного характера по оценке и амортизации нематериальных активов. Приведены нормы оценки на «5», что стимулирует познавательную деятельность |
Словесный, репродуктивный |
Фронтальная |
Данный УВМ важен тем, что предусмотрены меры мотивации и стимулирования для включения в самостоятельную работу по приобретению учебных умений решать задачи производственного содержания.
Примечательно, что преподаватель может не обозначать объем задания на оценки «3» и «4», справедливо считая, что самостоятельная работа утратит стимулирующий характер. Ученикам раскрывается объем самостоятельной работы на оценку «5»! и выше (творческое задание) - под аплодисменты !!!. Таким образом, обучающийся стремится не только получить оценку «5» (это норма), но и заслужить одобрение.
Подчеркну, что это возможно в условиях создания ситуации дидактического резонанса.
Извлечение 4 из таблицы 1
5. |
Самостоятельное решение учебно-производственных задач |
Формирование предметно-практических умений, развитие самостоятельности в учении, стимулирование познавательной деятельности |
Самостоятельное решение задач. Дифференцированный подход: задания различной степени трудности включая творческое задание. Дифференциация степени помощи. |
Практический, самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый |
Индивидуальная, фронтальная |
Остановимся на реализации дифференцированного подхода. Новизна (инновация рассматривается относительно профильного образования) заключается в том, что задание для самостоятельной работы общее для каждого ученика группы. И каждому из них предоставляется возможность самоопределиться к объему выполняемой работы, к возможности получить оценку «5» или «аплодисменты». Но каждому из учеников при возникновении затруднений предоставляется помощь преподавателя в виде индивидуальной консультации. Причем степень помощи зависит от учебных возможностей ученика. А возможность получения оценки «5» имеется у каждого - независимо от степени помощи.
Извлечение 5 из таблицы 1
7. |
Самопроверка |
Коррекция сформированности умений |
Выполнение образцов правильного решения, обсуждение, сравнение с образцом, дифференциация степени помощи |
Самостоятельная работа, |
Индивидуальная |
Важность и значение данного УВМ заключается во включении учеников в индивидуальную самостоятельную деятельность по самоконтролю и коррекции знаний и умений путем сравнения с образцом.
Заключение
В заключении подчеркну, что если ценностные ориентации преподавателя обращены к освоению учениками профессиональной компетенцией, то инновационными факторами опыта являются:
- Приоритетными задачами учебных занятий выступают задачи развития и воспитания школьников, овладение ими профессиональными умениями. Знания выступают средством решения приоритетных задач занятия.
- Высокий уровень проблемности в обучении за счет проблемных ситуаций социально-производственного характера.
- Неотъемлемым компонентом содержания учебного материала выступают явления социальной сферы и производственные ситуации. Они рассматриваются не только как иллюстрация теоретических положений и выводов, но и как источник познания.
- Единство требований к ученику на основе государственного стандарта и производственной деятельности по специальности и дифференциация степени помощи в освоении данными требованиями.
Обратная связь, включение школьников в коррекцию знаний и способов деятельности.