Анализ урока с точки зрения личностно-деятельностного подхода к профессиональному развитию

Разделы: Общепедагогические технологии


Нередко наблюдается неудовлетворенность преподавателей результатами своей работы. Зачастую мы сетуем, что старшеклассник не тот, что в средней школе ему не привили навыки учебного труда. Доля правды в этом есть. Но определяющим фактором, тем не менее, выступают ценностные ориентации преподавателя.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Именно уровень присвоения педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. Иначе ценностные ориентации на знания ограничивают уровень профессионального развития педагога и выступают тормозом развития его потенциала. Причина - в ценностных ориентациях педагога, а не в плохих учениках.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно - деятельностная. Основная причина смены образовательной парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошёл в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами.

Выбор парадигмы образования обусловлен взглядами на образование. В соответствии с первым взглядом, обучение и воспитание подлежат совершенствованию как объективные реальности. В этом случае преподаватель замыкается на предметно-методическом содержании профессиональной деятельности. При этом он не отдает себе отчета, что современные педагогические технологии используются на уровне отдельных дидактических приемов, а не в системе. Мы не задумываемся над тем, что, ставя себя в качестве универсального источника и передатчика информации, лишаем ученика познавательной деятельности с книгой, не задумываемся над тем, что абсурдно считать заученную информацию знанием, над тем, что необходима целенаправленная специальная работа по мотивации учения.

В соответствии с другим взглядом, вносить коррективы в образовательную систему возможно только на основе установления разрывов, несоответствий между требованиями общества (рынка труда и работодателя) и возможностями выпускника профильной школы. На основе противоречия между требованиями общества к личности и реальными качествами личности вносятся коррективы в образовательную систему. В этом случае образовательная система открыта к внешней социально-педагогической среде.

Если первый путь характеризует собой стратегию совершенствования в рамках сложившегося качества образования безотносительно к изменяющимся требованиям развивающегося общества, то второй путь связан со стратегией развития, с достижением более высокого уровня качества образования, социально обусловленного требованиями общества к личности, требованиями работодателя к специалисту.

Если в рамках первого пути доминирует парадигма образования, ориентирующаяся на знания, сдерживающая и обедняющая профессиональное развитие преподавателя, то в рамках второго ценности преподавателя обращены к личностно-деятельностной парадигме. Именно с этой парадигмой связана ценность социализации, ценность образовательной и профессиональной компетенции.

Ценностные ориентации педагогов практически обращены к обеим парадигмам образования, но для каждого из них их соотношение выражено в различной степени. В рамках обозначенных подходов и парадигм образования рекомендуется обратить ценностные ориентации на постановку следующих приоритетных задач учебного занятия: 1) развитие ценностного отношения (восприятия) явлений общества, сложившихся норм-отношений в профессиональной деятельности, имеющих прямое отношение к дисциплинам учебного плана, 2) формирование предметно-профессиональных умений в рамках требований среднего профильного образования и требований работодателя. Решение данных задач рекомендуется решать в процессе усвоения знаний по дисциплинам. За знаниями остается роль важнейшая - быть средством развития ценностных отношений и профессионально-практических умений студента. Поэтому лекционное изложение материала сочетается с эвристической беседой по решению или обсуждению конкретных примеров и ситуаций, что делает процесс обучения интересным, порою занимательным, а изучение темы предметным. Учебная информация становится средством познания новой информации или средством овладения профессионально-практическими умениями и навыками, или средством эмоционально-ценностного восприятия явлений общественной жизни, профессиональной деятельности, связанных со специальностью. Коротко говоря, информация обретает форму знания, знания действенного! Формальное, механическое заучивание информации сводится к минимуму. Обучение в этом случае связано с социализацией, с развитием опыта познавательной деятельности, субъектного опыта освоения предметно-профессиональными знаниями и умениями, что позитивно сказывается на общей способности и готовности к дальнейшей жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности. Иначе, будущий специалист обретает профессиональную компетентность.

Иллюстрация опыта на примере учебного занятия

Проиллюстрируем сказанное материалами учебного занятия элективного курса «Основы бухгалтерского учёта» по теме: «Сущность и состав нематериальных активов. Оценка и амортизация нематериальных активов».

Таблица 1. Опорная карта занятия

п/п

УВМ занятия

Задачи УВМ

СУМиД

МО

ФОПД

1

Организационный момент

Создание атмосферы готовности к познават. деятельности

Выявление наличия средств обучения

Словесный

Фронтальная

2.

Постановка цели занятия

Принятие цели, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания

Создание проблемной ситуации, совместная постановка темы и задач учения

Эвристическая беседа, наглядный

Фронтальная, индивидуальная

3.

Раскрытие сущности и состава нематериальных активов

Формирование знаний, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания

Изложение нового сопровождается обсуждением ситуаций из реальной действительности, связанных теоретическим материалом. Конкретные примеры и ситуации служат источником познания

Лекционный, эвристическая беседа, дискуссионный

Фронтальная, индивидуальная

4.

Подготовка к самостоятельной работе по применению знаний

Формирование знаний, развитие познавательного интереса

Актуализация основных понятий и формул для выполнения заданий производственного характера по оценке и амортизации нематериальных активов. Приведены нормы оценки на «5», что стимулирует познавательную деятельность

Словесный, репродуктивный

Фронтальная

5.

Самостоятельное решение учебно-производственных задач

Формирование предметно-практических умений, развитие самостоятельности в учении, стимулирование познавательной деятельности

Самостоятельное решение задач. Дифференцированный подход: задания различной степени трудности, включая творческое задание. Стимулирование выставлением оценки «5» за определенный объем работы. Дифференциация степени помощи обучающимся

Практический, самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый

Индивидуальная, фронтальная

6.

Проверка выполнения работы

Контроль и оценка освоения предметных умений, развитие познавательного интереса

Консультации, оценка работы

Самостоятельная работа, устный контроль

Индивидуальная

7.

Самопроверка

Коррекция сформированности умений

Выполнение образцов правильного решения, обсуждение, сравнение с образцом, дифференциация степени помощи

Самост. работа, письменный самоконтроль

Индивидуальная

8.

Итоги усвоения нового, задание на дом

Формирование знаний

Выделение главного, ответы на вопросы, консультация по домашнему заданию

Словесный, репродуктивный

Фронтальная

9.

Проверка дом

Контроль и учет знаний

Ответы на вопросы преподавателя

Устный контроль

Индивид.

Примечание. УВМ - учебно-воспитательный момент занятия; СУМ - содержание учебного материала; Д - деятельность; МО - методы обучения; ФОПД - формы организации познавательной деятельности.

В данной опорной карте (см.столбец 2 таблицы 1) отражены основные учебно-воспитательные моменты и этапы занятия.

По каждому УВМ или этапу раскрыты цели (задачи УВМ). В -соответствии с задачами отобраны СУМ и Д, МО и ФОПД (см. строки таблицы 1).

Остановимся на реализации отдельных УВМ.

Извлечение 1 из таблицы 1

2.

Постановка цели занятия

Принятие цели, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям

Создание проблемной ситуации, совместная постановка темы и задач учения

Эвристическая беседа

Фронтальная, индивидуальная

При реализации данного УВМ важным является установление дидактического резонанса (внешняя цель преподавателя - ТДЦ (цель преподавания), становится внутренней для учеников - формулируются цели учения), что и требуется преподавателю. Как это удалось?

Была поставлена следующая ТДЦ: продолжить воспитание гражданского самосознания, развитие ценностного отношения к реальной действительности, ценностно-смыслового отношения к бухгалтерским дисциплинам, познавательного интереса, формирование умений решать предметно-производственные задачи в процессе усвоения знаний о сущности и составе нематериальных активов, оценке и амортизации нематериальных активов.

Почему постановка ТДЦ рекомендуется одним предложением? Ю.К. Бабанский отмечает, что наличие обучающего, развивающего и воспитательного аспекта урока еще не означает, что задачи поставлены в единстве. Необходимо, чтобы задачи были взаимосвязаны, взаимно усиливали друг друга. Должны быть выделены приоритетные задачи.

В приведенной выше ТДЦ приоритетными являются задачи воспитания, развития и формирования предметно-практических умений, а за знаниями остается роль - быть средством решения приоритетных задач. Иначе новые умения, ценности и смыслы приобретаются в процессе усвоения новых знаний.

Рекомендуется включать обучающихся в постановку задач учения... На экране спроецирован презентационный кадр следующего содержания:

  1. Деловая репутация ОАО «Газпром» в Европе снизилась в связи с известными событиями... (Деловая репутация).
  2. У учеников будут возникать затруднения при подготовке научного проекта, поскольку они не смогут получить все необходимые документы на предприятии. (Коммерческая тайна).
  3. В ЯНАО наблюдается перевыпас оленей. Особенные сложности возникают у родовых общин. (Право пользования земельными ресурсами).

Что общего между данными утверждениями? Этот вопрос способствовал созданию проблемной ситуации.

В результате эвристической беседы находится правильный ответ: «Это все нематериальные активы», и учащиеся включаются в формулировку темы занятия и в процесс постановки цели учения. В результате ставят следующие задачи:

  • Научиться правильно формулировать и проводить классификацию нематериальных активов.
  • Овладевать способами умственных действий в процессе сравнения нематериальных и материальных активов в их оценке и амортизации.
  • Применять полученные знания при решении производственных задач.

Еще раз подчеркнем, что ценится не объявление преподавателем ТДЦ - это цели преподавания. Рекомендуется на основе занимательности и проблемности в обучении включить студентов в формулировку темы учебного занятия и целей (задач) учения.

Извлечение 2 из таблицы 1

3.

Раскрытие сущности и состава нематериальных активов

Формирование знаний, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания

Изложение нового сопровождается обсуждением ситуаций из реальной действительности, связанных теоретическим материалом. Конкрет. примеры и ситуации служат источником познания

Лекция, эвристическая беседа, дискуссионный

Фронтальная, индивидуальная

Новизна в том, что знания уже не передаются для запоминания, заучивания. Педагог уже не главный источник готовых знаний. Знания перерабатываются, осмысливаются и применяются в производственных ситуациях. В этом случае знания более действенные, более глубокие и прочные.

Например, создается ситуация: одинаковые вещи с одинаковой торговой маркой имеют разную цену. Почему? Ответ обоснуйте в соответствии с темой сегодняшнего занятия.

В результате обсуждения делается вывод о нарушении права на торговую марку. Таким образом, приведенная ситуация, стала источником познавательной деятельности, источником для формулировки вывода, связанного с формированием новых знаний.

Для сравнения напомню, что традиционно, зачастую преподаватель вначале сообщает теоретические сведения, а затем приводит примеры (сложившийся стереотип мышления и деятельности). В этом случае эти примеры выступают не источником познания, а иллюстрацией сказанного.

Извлечение 3 из таблицы 1

4.

Подготовка к самостоятельной работе по применению знаний

Формирование знаний, развитие познавательного интереса,

Актуализация основных понятий и формул для выполнения заданий производственного характера по оценке и амортизации нематериальных активов. Приведены нормы оценки на «5», что стимулирует познавательную деятельность

Словесный, репродуктивный

Фронтальная

Данный УВМ важен тем, что предусмотрены меры мотивации и стимулирования для включения в самостоятельную работу по приобретению учебных умений решать задачи производственного содержания.

Примечательно, что преподаватель может не обозначать объем задания на оценки «3» и «4», справедливо считая, что самостоятельная работа утратит стимулирующий характер. Ученикам раскрывается объем самостоятельной работы на оценку «5»! и выше (творческое задание) - под аплодисменты !!!. Таким образом, обучающийся стремится не только получить оценку «5» (это норма), но и заслужить одобрение.

Подчеркну, что это возможно в условиях создания ситуации дидактического резонанса.

Извлечение 4 из таблицы 1

5.

Самостоятельное решение учебно-производственных задач

Формирование предметно-практических умений, развитие самостоятельности в учении, стимулирование познавательной деятельности

Самостоятельное решение задач. Дифференцированный подход: задания различной степени трудности включая творческое задание. Дифференциация степени помощи.

Практический, самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый

Индивидуальная, фронтальная

Остановимся на реализации дифференцированного подхода. Новизна (инновация рассматривается относительно профильного образования) заключается в том, что задание для самостоятельной работы общее для каждого ученика группы. И каждому из них предоставляется возможность самоопределиться к объему выполняемой работы, к возможности получить оценку «5» или «аплодисменты». Но каждому из учеников при возникновении затруднений предоставляется помощь преподавателя в виде индивидуальной консультации. Причем степень помощи зависит от учебных возможностей ученика. А возможность получения оценки «5» имеется у каждого - независимо от степени помощи.

Извлечение 5 из таблицы 1

7.

Самопроверка

Коррекция сформированности умений

Выполнение образцов правильного решения, обсуждение, сравнение с образцом, дифференциация степени помощи

Самостоятельная работа,
письменный самоконтроль

Индивидуальная

Важность и значение данного УВМ заключается во включении учеников в индивидуальную самостоятельную деятельность по самоконтролю и коррекции знаний и умений путем сравнения с образцом.

Заключение

В заключении подчеркну, что если ценностные ориентации преподавателя обращены к освоению учениками профессиональной компетенцией, то инновационными факторами опыта являются:

  • Приоритетными задачами учебных занятий выступают задачи развития и воспитания школьников, овладение ими профессиональными умениями. Знания выступают средством решения приоритетных задач занятия.
  • Высокий уровень проблемности в обучении за счет проблемных ситуаций социально-производственного характера.
  • Неотъемлемым компонентом содержания учебного материала выступают явления социальной сферы и производственные ситуации. Они рассматриваются не только как иллюстрация теоретических положений и выводов, но и как источник познания.
  • Единство требований к ученику на основе государственного стандарта и производственной деятельности по специальности и дифференциация степени помощи в освоении данными требованиями.

Обратная связь, включение школьников в коррекцию знаний и способов деятельности.