Форма проведения: Урок-экскурсия Приложение №1
Цели урока:
- Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине,
- Развитие интереса к изучению родного края.
- Расширить знания учащихся о родном городе.
- Приобретение знаний по литературе, истории, МХК, географии.
- Развитие творческих способностей учащихся. Расширение кругозора.
При подготовке данного мероприятия была проведена следующая работа:
- Проведена экскурсия по городу “Литературные памятники Алматы”;
- После экскурсии дети получили задание найти материал и подготовить свое выступление по данной теме;
- Затем был проведен конкурс на лучших экскурсоводов;
- После чего экскурсоводы провели цикл экскурсий для учащихся школы по городу и заочные экскурсии в школе с использованием слайдов и театральных эффектов.
Ход урока: урок ведут ученики
Алматы – духовный центр Казахстана. Велика его роль в развитии отечественной истории, науки, искусства, культуры. История формирования города и Республики тесно взаимосвязаны.
По одним источникам город наш очень древний и ему более тысячи лет. По официальным источникам он очень молод и в 2009 году нашему городу исполнилось 155 лет, и почти 70 из них Алматы был столицей Казахстана. Здесь принимались важные исторические решения, совершали крупные открытия многие ученые, создавали бессмертные произведения поэты, писатели, композиторы, художники, блистали талантами корифеи театральной сцены.
И сегодня Алматы известен всему миру как один из крупнейших культурных, научных, финансовых центров, как город особого статуса и южная столица страны.
Пройдите сегодня по улицам Алматы, и вы увидите немало зданий, музеев, памятников, хранящих память о замечательных событиях и людях, которыми гордится наш город. Эти здания, архитектурные памятники – живые свидетели прошлого и они помогают нам воссоздать ту конкретную историческую обстановку, в которой жили и творили выдающиеся политические, государственные и общественные деятели, военачальники, ученые, художники, композиторы, артисты, писатели.
Город живет по своему особому ритму. Не зря в народе говорится, что дома умеют говорить. Если прислушаться, можно многое узнать об авторах проекта, архитекторах, инженерах. Тех, кто жил в это время, творил, мечтал о том, что в этом доме будет театр или музей. Или дом обживут семьи добрых, веселых, счастливых людей. Город рос, развивался. Менялся его внешний облик, и от невысоких домиков мы “доросли” до высоток и удивительно красивых магазинов, офисных зданий и парков. Все, кто создавал наш город Алматы от самых его истоков, были влюблены в него, искренне стараясь улучшить его, сделать еще более красивым. И, думается, им это удалось.
Сегодня гости бывшей столицы Казахстана, а ныне – города республиканского значения, с удовольствием гуляют по красивым тенистым улицам. В любое время года наш город вызывает восхищение. Зимой снег подчеркивает элегантность старых домов и оригинальность новых зданий, весной город наполняется запахом цветущих деревьев, летом любимыми местами для каждого алматинца и гостя столицы становятся парки, скверы и фонтаны, а осенью всю палитру красок можно наблюдать в предгорьях Медео и других чудесных экологических зонах. Не любить Алматы невозможно, и каждый, кто однажды приедет сюда погостить, несомненно,
вернется вновь.Приглашаем и Вас посетить наш город.
Сегодняшнюю экскурсию мне хотелось бы назвать “Литературные памятники Алматы”. Конечно же, невозможно объять необъятное, невозможно рассказать обо всех писателях и поэтах, живших, живущих и работающих в Алматы. Поэтому я решила остановиться на именах тех, кому в нашем городе созданы памятники, музеи. Итак, наша экскурсия начинается.
А начнем мы с самого известного человека в Казахстане
Его именем открываются все наши казахстанские энциклопедические издания. Это Абай
Слайд №3
Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий казахский поэт, просветитель, классик, основоположник казахской национальной письменной литературы.
“Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое сердце, Абай – мудрость народа”, - так до предела сжато и емко высказался создатель этнического повествования “Путь Абая”.
Абай настолько глубок и многоплановен, что каждое поколение находит в нем что-то важное для себя.
Значение Абая для казахов, и не только для казахов, но и для всех мыслящих и чувствующих людей с годами не уменьшается, а все более растет. Его бесценное наследие сейчас опубликовано на 60 языках мира.
Абай – символ всего лучшего, что свойственно казахам, он – духовный символ нации; Абай, неизменно устремлявший думы в будущее, всегда современен. В творчестве великого поэта можно найти ответы на все вечные вопросы жизни – о добре и зле, любви и ненависти, истине и заблуждении.
“Нет слов, которых бы Абай не сказал!” Такие высказывания – свидетельство любви, по большому счету, всенародной любви к Абаю. Недаром его именем названы улицы, школы, площади нашей Республики. В городе Алматы именем Абая названы: театр оперы и балета в 1945 году, вершина в горах Заилийского Алатау (высота 4010м.), проспект - до 1960 года эта улица называлась Арычной. Сегодня это огромная транспортная магистраль с интенсивным движением, пересекающая город с востока на запад, очень зеленая, с красивыми постройками.
И, конечно же, памятник Абаю установлен в 1960 году на площади Абая. Авторы памятника: скульптор Х.И. Наурызбаев, архитектор И.И. Белоцерковский. Высота монумента 13,7 метра. Скульптура отлита из бронзы, постамент выполнен из красного гранита. Фигура Абая – в движении.
В левой руке он держит книгу, а правой придерживает полы накинутого на плечи чапана. Выражение задумчивости на лице, взгляд устремлен в будущее.
Мухтар Ауэзов Слайд №4
С именем Абая тесно связано имя Мухтара Ауэзова, написавшего роман об Абае. Творческая судьба Мухтара Ауэзова оказалась нераздельной с гением Абая. В его образ писатель вложил все богатство своей души. “В этом романе – сама жизнь. И поэтому, как и сама жизнь, эта книга будет существовать века” (Леонид Соболев).
И может быть совсем неслучайно, здесь же на проспекте Абая находится Казахский театр драмы, носящий имя М. Ауэзова с 1961 года В театре 2 зрительных зала: большой - на 1000 мест и экспериментальный - на 250. Театр постоянно в поиске, продолжает ставить произведения национальной драматургии. При театре создана студия, готовящая актеров и музей. Перед фасадом театра установлен памятник Ауэзову. Этот архитектурный ансамбль: театр и памятник (архитекторы О. Баймурзаев,
А. Кайнарбаев, М. Жаксылыков; скульптор Е. Сергебаев) был удостоен Государственной Премии Казахстана в 1982 году. Отлит памятник из бронзы, постамент из темно-серого гранита.
Пластически памятник решен традиционно: писатель в задумчивой позе сидит в кресле с книгой в правой руке. Памятник хорошо передает сложный и многогранный внутренний мир Ауэзова.
Мухтар Ауэзов (1897 – 1961). В нем поражает все: и творческий интеллект, и пластика палитры, и языковая щедрость. Создатель первого национального романа – эпопеи, драматург, переводчик европейской и русской классики, ученый-литературовед – поистине неисчерпаемо наследие великого писателя.
Со страниц его книг возникают беспредельные степи с их пронизывающими ветрами, джутами, буранами, пургой, многокрасочными, как персидский ковер, джайлау, раскаленными пустынями с огромным потоком людей, трудно, тяжело двигающихся во тьме извилистой тропой жизни. А сам Мухтар Ауэзов, внешне совсем обыкновенный человек, видится необыкновенно большим, стоящим на вершине воспетых им Чингизских гор с печальным взором, проникающим в это движение масс, красок, звуков. Оживает история в своей естественной живописности и трагичности. Его книги возвышают человека, будит в нем доброе и светлое.
При всей нелегкой судьбе, непрестанном творческом горении, этот человек сохранил удивительную тонкость восприятия жизни. Он много знал, больше и дальше нас видел. И не случайно в его колоритных и масштабных образах заговорила сама жизнь, заговорила многоголосо, страстно. И книги шагнули в художественное бессмертие.
Еще один памятник М. Ауэзову находится в сквере у театра оперы и балета им. Абая и опять их имена рядом. Скульптура писателя выполнена в виде бюста. Памятник установлен в 1967 году. Скульптор Т.С. Досмагамбетов, архитектор М. Мендикулов. Отлит из чугуна, постамент – серый гранит.
И еще одна достопримечательность, посвященная Ауэзову – литературно-мемориальный дом-музей им. М.О. Ауэзова. Находится музей на улице Тулебаева, основан в ноябре 1963 года в доме, где писатель жил последние 10 лет. В 11 залах дома-музея развернута экспозиция, посвященная жизненному и творческому пути Ауэзова. Именем Ауэзова также названы улица и район нашего города.
Как красивы Алматинские скверы и бульвары. Во все времена года привлекают они жителей нашего города. Ну а если там стоят еще и памятники – они становятся еще популярнее. Так и сквер у Академии наук Казахстана.
Здесь целых два памятника известнейшим людям прошлого тысячелетия
Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837) и Чокану Чингизовичу Валиханову (1835-1865).
Слайд №5
1999 год – 200 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Было принято решение поставить памятник великому русскому поэту.
Этого события ждали давно, и поэтому на открытии монумента Александру Сергеевичу Пушкину собралось много алматинцев и гостей города. Памятник удачно вписался в архитектурный ансамбль города. Он установлен около здания Национальной Академии Наук Казахстана, на пересечении улиц Курмангазы и Пушкина.
Есть ценности вечные, которые принадлежат всему человечеству. Среди них поэзия Пушкина. Через нее дети открывают и познают Мир, а для взрослых – это неиссякаемый источник высоких чувств и совершенного слога. Несомненно, памятник А.С. Пушкину стал еще одной достопримечательностью южной столицы. Его автор – известный русский художник Анатолий Бичуков и казахские архитекторы Анатолий Анчугов и Тохтар Ералиев. А отлит монумент из бронзы на одном из алматинских заводов. Как сказал А. Бичугов: “Место в академическом сквере с роскошным видом на горы показалось мне очень поэтичным. И я решил изобразить Пушкина в порыве вдохновения”.
Памятники А.С. Пушкину продолжают ставить в разных уголках мира. Поставили памятник и в столице Казахстана Астане. Ведь 2006 год президентами наших стран объявлен годом Пушкина в Казахстане и годом Абая в России.
Слайд № 6
Чокан Валиханов прожил всего 29 лет – до обидного мало, а после себя оставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаем оригинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представления будущего. Он был человеком увлеченным, целеустремленным. Смыслом его жизни было служение народу, родине, человечеству. Его нельзя было без волнения слушать, невозможно было не увлечься его замечательными идеями и замыслами. Друзья его с радостью встречались с ним, с горечью расставались с ним. П.П. Семенов-Тяньшанский удивлялся, как этот юноша, происходя из кочевых племен, живя в глухой провинции, сумел накопить большой запас сведений и приобрести “громадную начитанность в литературе о Востоке”. “Обладая совершенно выдающимися способностями, - писал он, - Валиханов окончил с большим успехом курс в Омском кадетском корпусе, а впоследствии уже в Петербурге слушал лекции в университете и так хорошо освоился с французским и немецким языками, что сделался замечательным эрудитом Востока”.
Памятник Чокану Валиханову установлен в 1969 году. Скульпторы Х.И. Наурызбаев и Ш.И. Валиханов. Высота памятника 8 метров. Фигура отлита из бронзы, постамент выполнен из полированного горного габбро. Использованы казахский национальный орнамент и рисунки Чокана Валиханова. Одетый в военную форму, он стоит в простой и естественной позе: одна рука с книгой опущена, другая на мгновение коснулась подбородка. Фигуре предано глубокое раздумье великого просветителя-демократа. Именем Чокана Валиханова также названы – Институт истории, археологии и этнологии НАН РК, школа №68, улицы, вершина на склоне Заилийского Алатау (4234 метра).
Если спуститься вниз от памятника Абаю по проспекту Достык, то на нашем пути встречаем два памятника, установленные двум поэтам двух государств – Казахстана и Украины.
Это Жамбыл (1846 – 1945) и Шевченко (1814 – 1861)
Слайд № 7
Тарас Григорьевич Шевченко – для украинцев он величина столь же значительная и почитаемая, как Пушкин для русских и Абай с Жамбылом для казахов.
Имя этого поэта, писателя и художника вспоминаем прежде других, когда заходит речь об украинской культуре, а многие песни, написанные на его стихи, давно перешли в разряд народных.
По укоренившейся традиции признание пришло к Шевченко после смерти. За свою активную жизненную позицию Т.Г. Шевченко был сослан в степи Приаралья. Таким образом, судьба Кобзаря оказалась тесно связана с землей Казахстана. В ссылке, несмотря на царский запрет писать и рисовать, Тарас Григорьевич написал сотни стихов, очерков, 450 картин. Его стихи переводили на казахский язык С. Муканов, С. Мауленов.
В августе 2000 года в нашем городе на улице Шевченко вырос новый памятник Тарасу Шевченко. Скульптура создавалась по инициативе Алматинского акимата и Украинского посольства. Авторство принадлежит группе украинских скульпторов пол руководством Виталия Рыжика. Украинское происхождение имеет и камень, из которого высечен памятник, он взят из гранитного карьера Житомирской области.
Теперь возле этого памятника собираются украинцы, живущие в Алматы: читают стихи Шевченко в оригинале.
Слайд № 8
Жамбыл Жабаев – казахский народный поэт-акын, один из крупнейших представителей устного народного творчества. Казахский народ гордится своими акынами. Веками песни прославленных акынов бережно сохранялись в памяти народа. Недаром в старину слово “акын” означало “наставник и певец”. Песни Джамбула – неизменные спутники всех значительных событий страны. Песенное обращение, разговоры акына с народом, одной из новых разновидностей
которых являются импровизированные выступления и речи, остаются излюбленным жанром Жамбыла.
Кочуй, моя песня!
Будь гостьей желанной
В просторных ковыльных
степях Казахстана...
Он прожил долгую, почти сто лет, интересную жизнь. Заслужил признание народа, потому что в своих сказаниях Жамбыл воспевал героизм во имя Родины, принципы гуманности и честности. В скверике у начала улицы Жамбыла стоит теперь памятник великому акыну. Создали этот скульптурный ансамбль архитекторы – С.Баймагамбетов, Т. Ералиев, С. Фазылов и скульптор Б. Абишев. Их бронзовая скульптура стала победительницей Республиканского конкурса. Фигура Жамбыла с домброй в руке, с правой стороны скала – кусочек природы Заилийского Алатау, из которой бьют два источника. Один из них символизирует Суюнбая – учителя поэта, а другой – кладезь народной мудрости. Оба источника через каскады падают в бассейн, дно которого уложено камнями, специально привезенными с Заилийского Алатау.
Еще один памятник-бюст установлен в 1978 году в сквере театра оперы и балета имени Абая. Скульпторы Х.И. Наурызбаев, архитектор М. Мендикулов. Выполнен памятник цельно с постаментом из цельного гранита, Скульптурное изображение передает образ акына в момент творческого состояния. Также его именем названы Казахская Государственная Филармония, улица, пик и ледник в Заилийском Алатау. Памятник Джамбулу стоит и в России в г. Санкт-Петербурге
2002 год – знаменательный год в культурной жизни Республики. Казахский народ отмечал столетие со дня рождения своих гениальных сыновей – писателей
Слайд № 9
Габита Мусрепова и Габидена Мустафина. Эти два великана казахской литературы 20-го века совершенно различны по языку, стилю, масштабности. Но их роднит одно – они пытаются осмыслить историю и время, в которое им выпало жить. Друзья, сверстники, совершенно разные по характеру - “прямолинейный и бескорыстный Габиден и холеный, тонкий аристократ Габит” - оба мастера изящной словесности. Как выразительно они могли шутить, смеяться! Сколько было изящества в их рассказах, как богат был язык. Любая реплика, сказанная ими, вызывала живой отклик. Они как бы высекали искру друг из друга и взаимно заряжались энергией.
Габит Мусрепов - “Пробужденный край”, Улан - ее имя”, “Солдат из Казахстана”, “Амангельды”, “Кыз-Жибек”, “Однажды – и на всю жизнь”.
Габиден Мустафин - “Жизнь или смерть”, “Миллионер”, “Караганда”, “После бури”.
Писатели своего времени. История в их творчестве отражена так, как виделась им, и как того требовало время. Их произведения вошли в золотой фонд казахской литературы, и являются национальным достоянием.
А в 2002 году в сквере у Казахского театра детей и юношества, носящего имя Г. Мусрепова, был поставлен памятник работы скульптора К.Сатыбалдина и архитектора В. Кацева.
Сабит Муканов. На улице Тулебаева, где расположен музей М.Ауэзова, находится еще один литературно-мемориальный дом-музей Сабита Муканова (1900 – 1973). Сабит Муканов – один из основоположников современной казахской литературы, ученый литературовед, общественный деятель, лауреат Государственной премии Казахстана (1967г.), академик, профессор. Все, кто помнит Сабита Муканова, - помнят его, окруженным молодежью. Писатель любил молодость, а молодость любила его. В каждой своей книге он отдавал щедрую дань юным героям, справедливо видя в них будущее народа, будущее Казахстана. Путь Сабита Муканова и его сверстников – это путь народа. Неграмотный мальчик – импровизатор – “бала акын”, создает крупнейшие произведения, становится выдающимся деятелем культуры, академиком, посещает страны Запада и Востока, достойно представляет свою Республику. Сабит-ага глубоко интересовался историей своего народа, жизнью его талантливых сынов! Особое его внимание привлекал Чокан Валиханов. Сначала он написал о нем пьесу “Нить Ариадны”, а затем и роман “Промелькнувший метеор”. К сожалению, смерть помешала писателю завершить роман. Подробнее вы сможете узнать о Сабите Муканове, прочитав его автобиографический роман “Школа жизни” и посетив музей.
Музей был создан в 1975 году в доме, где с 1965 по 1973 годы жил писатель. Экспонируются материалы, рассказывающие о творчестве Сабита Муканова.
Сохранена мебель квартиры, подарки, сувениры и личные вещи писателя, архив рукописей и переписки.
А в июне 2000 года на пересечении улиц Муканова и Толе би открылся памятник Сабиту Муканову по случаю столетия со дня рождения.
Слайд № 10
Мукагали Макатаев. В 2002 году в день Независимости в центре Алматы, в тихом небольшом сквере был установлен памятник известному казахскому поэту, лауреату Государственной премии Республики Мукагали Макатаеву (1931 – 1976). В городе его именем уже названы школа, улица, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
Творчество М.Макатаева ценится за высокую лирику, не показную, идущую от сердца гражданственность. Но при жизни поэт не был удостоен никаких регалий. И только в преддверии 70-летнего юбилея эта ошибка была исправлена. Сборник стихов “Аманат” был удостоен Государственной премии РК. И памятник, отлитый в бронзе, тому подтверждение.
Уходит день, приходит ночь,
Так время быстротечно.
Но верю я, отбросив мысли прочь,
Что жить мне вечно.
Слайд № 11
Музей книги. В сохранении, изучении и популяризации письменных и печатных памятников истории особое место занимают музеи книги – своеобразные научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, надежные очаги распространения духовных ценностей. Одним из них стал Республиканский музей книги, открытый в октябре 1978 года в Алматы, на улице Кабанбай батыра.
В шести смотровых залах музея размещены тысячи экспонатов, начиная с VI века и до наших дней.Во вводном зале музея можно узнать о зарождении и многообразии письменностей на разных этапах мировой истории, о применении различных материалов для письма. Особое внимание, естественно уделено появлению и становлению письменности древних тюрков, предков казахов, запечатленной в знаках, рисунках на камнях, бытовых изделиях.
Здесь собраны произведения мыслителей, поэтов, летописцев, внесших большой вклад в развитие письменной литературы и книжной культуры казахского народа.
Знакомство с музеем книги позволяет совершить приятное путешествие в историю создания и становления рукописной и печатной книги в Казахстане. Каждый, кто посетит этот замечательный музей, может почерпнуть много познавательного, разумного, интересного. И, конечно же, еще раз встретится со всеми теми, о ком мы сегодня говорили. Потому что книги этих писателей также представлены в музее книги.
Друзьям тех дней
То время – словно новое сказанье
В неудержимой поступи времен.
На новые твои гляжу я зданья,
А те, былые, вижу, как сквозь сон.Но как забыть средь северных туманов
Степного солнца неизбывный жар,
Сады, где шел со мной Сабит Муканов,
О “Фаусте” беседовал Мухтар!Я вижу снова мудрого Джамбула
В бобровой шапке, с посохом в руке,
И струн его не позабыть мне гула –
Пусть на чужом, но братском языке.И “Кыз Жибек”, красу казахской сцены,
Куляш с ее заливистым “гаку”…
Приветствую я жизни перемены,
Но и былое в сердце берегу.
Всеволод Рождественский
Слайд №12
Литературный альманах “Мой любимый город” с детскими работами был выпущен к юбилею города. Вот некоторые из них.