"Не ошибается тот, кто ничего не делает"
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Цели урока:
- расширить навыки корректировки ошибок;
- выработать навык работы над ошибками в разных сочетаниях;
- воспитывать ответственность за результат своего труда, побудить интерес к изучению предмета.
Тип урока:урок закрепления знанийи , с применением современных компьютерных технологий.
Оборудование:
- персональные компьютеры
- компьютер учителя
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
- карточки самоконтроля
- карточки с клавишами
- программно-методический комплекс «роботландия»:
- часть «знакомство с компьютером»
- программа «правилка»
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Тема нашего урока сегодня: Исправление ошибок в тексте, вставка пропущенных символов.
Существует известная истина: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". И мы попробуем на нашем уроке применить сегодня знания двух предметов: русского языка и информатики. Вы знаете, что наш русский язык очень велик и могуч! Как сказал русский писатель А.Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В изучении русского языка много интересного. А нам на информатике при работе с текстами и в текстовых редакторах никак не обойтись без знаний нашего родного языка..
Вы знаете, что в тексте ошибки бывают разные: можно набрать неправильную букву - ее нужно будет заменить верной; можно написать лишнюю букву - тогда ее нужно будет удалить; а можно пропустить букву, и вам необходимо будет ее вставить на место ошибки внутри слова.
Задача нашего урока сегодня:
- Научиться применять правило вставки и замены символов;
- Научиться исправлять в предложениях различные ошибки одновременно.
Чтобы решить эти задачи мы должны повторить назначения основных клавиш, которые используются при исправлении ошибок в тексте и при работе с текстом: то есть мы должны проверить ваше домашнее задание.
Мы окунёмся в мир клавиш, но задания ваши будут ещё и на сообразительность. Сначала у нас разминка!
Главным средством управления персональным компьютером является, всё-таки, не электронная «мышь», а клавиатура. А на ней есть клавиши, без которых просто нельзя обойтись:
- какая из них главная? (ENTER)
- есть клавиши очень похожие друг на друга; чем они похожи и чем отличаются? (SHIFT и CAPS LOCK) – (DELETE и BS)
- что произойдёт, если прижать клавишу, на которой нарисована буква? (Будет печататься только эта буква длительное количество раз.)
- сколько клавиш надо нажать на клавиатуре, чтобы на экране появилось слово Оля? (Четыре.)
Молодцы, ребята, те, кто активно отвечали! Вы уже заработали свои первые оценки (это Ваши «Солнышки»).
А теперь попробуем все получить оценки.
Мы будем использовать карточки с обозначением клавиш и листы самоконтроля, которые есть у каждого из Вас.
ENTER |
DELETE |
INSERT |
|
BS |
ESC |
SHIFT |
|
Прошу Вас приготовиться и быть внимательными. Вы должны будете поставить правильно цифру около обозначения клавиши.
- клавиша завершения работы с программой;
- удаление символа над курсором;
- клавиша ввода, переход на другую строку;
- удаление символа слева от курсора;
- клавиша, которую используют, чтобы написать заглавную букву;
- клавиши управления курсором;
- клавиша вставки и замены;
Обменяйтесь листами, пожалуйста. Я Вам продиктую правильные ответы, а вы в листах своих товарищей ставите + или - если 7 или 6 верных ответов – это «5», 4 и 5 верных ответов «4», а далее уже оценка «3».
II. Изучение новой темы
Вы знаете, что существует всего 3 типа ошибок:
- неверный символ (замена)
- лишний символ (удаление)
- пропущенный символ (вставка)
Самый сложный вид исправления ошибок - это вставка пропущенных символов.
Такое исправление выполняется двумя операциями сразу: сначала надо выделить место для вставляемого символа, а после этого записать его.
Для выделения места используется клавиша вставки:
- INSERT (вставить)
Если подвести курсор к букве, стоящей в середине слова, и нажать на клавишу вставки, то "хвост" слова, то есть все символы, начиная с того места, где стоит курсор, до последнего символа сдвигаются на одну позицию вправо, а на том месте, где стоял курсор, образуется свободное место - пробел.
А теперь давайте поиграем:
Четыре ученика выходят к доске с плакатами букв: Ш К Л А
Какое слово хотели показать нам друзья?
(Дети отвечают – ШКОЛА - буква "О" пропущена).
А буква "О" - сидит и ждет, куда бы ей встать.
Моя левая рука будет курсором, я сейчас поставлю ее на место, где надо поставить пропущенную букву. Кладу руку на букву Л. Правая рука - клавиша вставки. Я нажимаю на нее один раз. Отодвигаю учеников с буквами "Л" и "А" вправо. Вот сюда и встанет буква "О".
Поиграем ещё!
У доски буквы:
Ш К О Н И К
Теперь курсором будет Ирина Крымова.
- Ирина, кому положишь левую руку на плечо? (Буква Н).
- А что делать твоей правой руке? (Которая играет роль клавиши вставки) (два раза нажать клавишу "INSERT").
Молодец! (получает «Солнышко»).
Давайте выполним небольшую практическую работу.
Каждое из приведённых на экране слов набрано с одной ошибкой:
К какому типу ошибок они относятся?
Запишите правильно эти слова в тетради!
К какому типу относятся ошибки в словах:
ГОСТИННИЦА МАЛЕНКИЙ УЖАСТНО
А теперь, давайте еще раз посмотрим, как это делается на компьютере.
Известно, что человек, работающий с клавиатурой, совершает множество ошибок. Но исправление ошибок в тетради по русскому языку, очень сильно отличается от исправления ошибок на компьютере. Пользователь компьютера может быть спокоен: все ошибки очень легко исправить и после исправления, от ошибки не останется и следа. Надо просто с самого начала научиться технике исправления.
На интерактивной доске, в программе «Текстовый редактор» должно быть набрано:
Ш К Л А Ш К О Н И К - (показать моделирование)
III. Лабораторная работа
А сейчас мы с вами проведем лабораторную работу. Посмотрите на нашу программу «Правилка». Вот перед нами старуха Шапокляк, которая не любит исправлять ошибки, но мы ей поможем научиться этому нелёгкому делу. Программа «Правилка» вместе с нами, поможет сделать это быстро и качественно.
Успешность выполнения пяти заданий из одной части контролируется присвоением «званий» (они указаны в порядке возрастания):
НЕЗНАЙКА
ТОРОПЫЖКА
СТУДЕНТ
МУДРЫЙ КРОЛИК
ПРОФЕССОР
Если вы выполните пять заданий одной из частей, то программа отобразит в середине экрана окно с приятной надписью: Присваивается звание: «Профессор» рядом с портретом хоть толстенького и не совсем молодого, но вполне симпатичного профессора. Если допустите в одном из заданий ошибку, то получите звание Мудрого Кролика, а не профессора. Ну и постарайтесь уж не быть Торопыжкой и Незнайкой. Я надеюсь на Вас, ребята!
Работа наша будет состоять из трех частей:
1 часть
- неверный символ;
- лишний символ;
(на «3»)
2 часть
- неверный символ;
- пропущенный символ;
- лишний символ;
(на «4»)
3 часть
- В режиме смесь (интересные смешные названия) – заранее невозможно предугадать, к какому типу ошибок будет относиться очередное задание;
- суперсмесь – и того хитрее: в одном задании, то есть, в одном слове или одной фразе, окажутся несколько ошибок различных типов; (задания будут разного типа) – ваши выражения будут содержать одну, а затем несколько ошибок.
(На «5»)
Но прежде чем начинать работать на компьютере, повторите, пожалуйста, правила Техники Безопасности, написанные на доске.
IV. Итог урока
Молодцы, ребята! Я думаю, что вы сами радуетесь своим успехам.
- Одна оценка будет у Вас за работу с карточками.
- Вторая оценка за работу на компьютере.
- Третья оценка у тех, кто отвечал дополнительно.