ЦЕЛЬ: 1. Продолжить формирование представлений о восточном соседе России.
2.Расширить представления о соседней державе, отметить интересное.
3.Продолжить формировать интерес к изучению стран, анализ их хозяйства, жизни, узнать особенности культуры.
ОБОРУДОВАНИЕ: флаг Японии, политическая карта мира, бейджи участников конференции, мультимидийные проектор и интерактивная доска.
ВЕДУЩИЙ: Пёстрый, яркий земной шар! В разных уголках нашей планеты свои нравы, обычаи, традиции. Нас сегодня интересует маленькая, но удивительная страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни земли, ни ресурсов, достигли таких экономических высот, что многие им завидуют. В чём же секрет? Может быть в том, что каждый житель любит свою страну, а может быть воинственный дух “бусидо” ведёт нацию вперёд: “ Не сдаваться, не быть побеждённым”, а может быть любовь ко всему красивому. Девиз этой страны – “Торговать или умереть”. У нас в гостях представители
Этой удивительной страны.
- Представитель Японии. Канничива.. Ватаси ва нихон кара но сюссин дэс. переводчик перевёл (Здравствуйте, я представитель Японии) Моя страна островная, ей принадлежит более 3 тысяч островов. Император – символ власти, он живёт в Токио, во дворце. Площадь моей страны 372 тыс. кв. км., сравните с своей страной. Населения 128 мил., средняя плотность населения примерно 330 чел. на
- Мэр. Токио громадный и загадочный город: бок о бок существует в нём урбанистический рай и городской ад, т.е. улицы с небоскрёбами, ультрасовременные офисы, яркие витрины и узенькие улочки без канализации и зелени.
- Министр экономики. Наш секрет процветания страны прост: образование и ещё раз образование. Вы должны знать нашу модель хозяйства. Можете вы нам напомнить? (из зала рассказывают)
- Министр просвещения. Учебный год в Японии самый длинный в мире: 240 дней. И, несмотря на это,, задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть за учебниками по 5-6 часов. Увильнуть невозможно, родители устремлённые определить своих детей в ВУЗ, строго проверяют дом. Задание. Особенно мамы следят за учебой. По-японски “кёлку мама” - мама одержимая образованием. Если ребёнок заболел, мать идёт в школу, узнаёт что заданои беседует с учителями. Дома заставит дитяти выучить “ назубок “. Ученики Японии обладают большим кругозором, который достаточен для овладении современной техникой и приучен к строгой трудовой дисциплине. Более 50 % японцев с высшим образованием. А в США – 20 %.
- Вопросы из зала. (Отвечает представитель МИД Японии)
1 квадратных км, а у вас?
Наша страна имеет самые крупные городские агломерации: Токио, Иокогама,
Кавасаки. Они образовали гигантский мегаполис Токайдо, протяжённостью в
700 километров., на территории которого проживает 70 млн. человек, т.е.56%
Всего населения.
Роль Токио в Японии, также же, как у Парижа во Франции, у Лондона в Англии.
Это центр политики, исследований, экономики, печати и т.д..Здесь расположено 300 гостиниц,70 тысяч кафе и ресторанов, 120 тысяч офисов различных компаний,
Девять десятых средств массовой информации.
Город основан в 1457 году, начало ему дал замок Эдо (вход в залив), в котором находились императоры, а столицей считали Киото. Лишь в 1869 году Токио, что в переоде с японского означает “ восточная столица), провозглашается столицей.. Его площадь 577 квадратных км (у Краснодара - более 800 кв. км. Токийская агломерация занимает площадь 14 тысяч кв. км, населения 26 млн. человек.
На предложение Министра экономики о “Японской модели” экономики рассказывает представитель из зала:
На первом этапе развития своей экономики, чтобы не терять время на научно-исследовательские разработки и на внедрение новых открытий в производство, японские предприниматели сделали савку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой технологии и техники. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на своей земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы.
Далее, начинают выпускать ту продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке. В 1955 году Япония занимает первое место в мире по судостроению, к концу этого года фирма “СОНИ” выпускает карманный радиоприемник. На мировом рынке появляется совершенно новый вид продукции с маркой “Сделано в Японии”.
Необходимо учесть сочетание новейших технологий с дешевой рабочей силой. Кроме того, японцы очень трудолюбивы.
Японии, в какой то мере помогла Вторая мировая война. Европейские страны разорены войной, имея научные открытия и научные кадры, но, не имея средств для восстановления хозяйства стали продавать свои новейшие технологии, японцы потуже затянули пояса стали скупать их. Они были дальновиднее европейцев.
По производству электроэнергии Япония ещё в 1993 году обогнала Россию и вышла на второе место в мире после США. Сейчас мы имеем 600 ГЭС. 30 АЭС, но 60% электроэнергии дают ТЭС. Не имея запасов для металлургии, мы занимаем первое место в мире по выплавки стали. Металлургические комбинаты строим на насыпных островах с целью экономии земли.
Машиностроение – сердцевина экономики страны. ПО экспорту этой продукции Япония занимает первое место в мире. 1924 году в стране были построены первые сборочные заводы американцами фирмы “Форд” И “ Дженерал Моторс “.. Теперь мы имеем свои первоклассные концерны: “ Тоёта”, “ Нисан”. “Хонда”. “Мазда”. Японцы говорят, что “курума” (телега) изменила жизнь их страны. Япония сейчас выпускает автомобилей больше, чем США. В этой отрасли работают в основном свои рабочие, высококвалифицированные.
Главная статья пищевой промышленности – марикультура и рыболовство. На мелководье разводят креветок, лангустов, крабов и водоросли. Морская капуста идёт в пищу, а ламинария и саргассовые водоросли на получение йода.
- Какие экономические соглашения подписаны между нашими странами?
- Почему японские рыбаки часто заходят в наши воды и воруют рыбу?
- Какая у Вас самая известная поговорка ? ( Ответ: Япония начинается с Токио)
- Какие у вас традиционные праздники? ( Ответ: Новый Год 3-4 февраля, Праздник кукол – 3 марта, День рождения Будды 8 апреля, День мальчиков 5 мая, праздник детей 15 июля.
- Что такое “ Бонсай “? ( Ответ: Выращивание карликовых деревьев)
- Какой жест у вас отсутствует? (оттает: ( Рукопожатие)
( Ответ: Их 9, три из них сотрудничество в разработке лесных ресурсов, два – производство сырья для целлюлозной промышленности, разработка Южно Якутского угольного бассейна, добыча нефти на Сахалине и др.)
( Район Ю. Курил _ неиссякаемый источник рыбы, которой хватит, чтобы прокормить всё население России, если оно удвоится. Поэтому потерю этих островов нельзя даже сравнить с потерей Аляски. Японцы в основном питаются морскими дарами, а на своей акватории воды беднее. Мы просим вернуть нам, хотя бы 2 острова, чтобы не заходить в ваши воды, но вопрос этот пока закрыт..
Итог конференции: выводы, пожелания.
Предлагается Викторина “ Что? Где? Когда?” по Японии.
ВИКТОРИНА К ОТКРЫТОМУ УРОКУ “ ЯПОНИЯ “
1.Как называются палочки, которыми кушают японцы? (хаси)
2. Сколько процентов японцев в населении Японии (99 %)
3.Какая религия проникла в Японию из Индии? (буддизм)
4.Как называют циновки на полу? (татами)
5.Как японцы называют свою страну? ( Ниппон или Нихон)
6.Какой тип воспроизводства населения в Японии? ( Первый)
7.Как называется остров, на котором расположен Токио? ( Хонсю)
8.В каком городе Японии проходила зимняя Олимпиада? (Саппоро)
9. Пролив, отделяющий Курильские острова от Японии? ( Кунаширский)
10. Главная отрасль сельского хозяйства? (рисосеяние)
11. Сословие, признавшее в 11 веке “ военную доблесть “ основой общества? (самураи)
12.Процедура самоубийства самураев? (харакири)
13. Пролив, отделяющий о. Хоккайдо от Сахалина? ( Лаперуза_
14.Первоначальная столица Японии? ( Киото)
15.Самая высокая гора в Японии? (Фудзияма . 3776 м
16.Где находится в Японии “ тыльная сторона”? ( Запад)
17. Какую рыбу японцы называют “ собака – рыба “? (фугу)
18.Почему в Японии говорят: “ Если хочешь, есть фугу – пиши завещание?” (она ядовита)
19.Почему говорят, что Япония страна наоборот? (женщины подают мужчинам пальто, спят на полу, пишут сверху вниз, белый цвет траура и т.д.)
20.Какой у Японцев лозунг и почему? ( Торговать или умереть! (т.к. нет сырья….)