Урок русского языка. "Слова-помощники". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока

  • Дать детям представление о словах-помощниках (речь идет только о предлогах, но не о союзах).
  • Познакомить со схематическим изображением слов-помощников.
  • Закрепить знания детей о значении предлогов.
  • Проверить у учащихся сформированность навыка составлять схемы предложений, потренироваться записывать предложения по схемам, состоящих из четырех слов.
  • Развивать умение распознавать предлоги в предложении.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

- Назовите в этом слове звуки. [л‘эс]

- Какой буквой обозначен первый звук?

Зарядка для пальцев.

Лл ло ол

- Назовите диких животных на букву Л.

- В каком слове первый звук мягкий? (лиса)

Что обозначает это слово?

Лисица – хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

- Как еще можно назвать лисицу? (сестрица, лисонька, лисичка-сестричка).

- Составьте предложения с этим словом.

- Составьте модель предложения.

Осторожная лисица подошла к ручью.

3. Интрига.

Чтобы пройти через Волшебный лес Бабы Яги Асырк и Торк предлагают расселить оживших животных в свои лесные домики (работа по картинке на доске).

4. Работа по теме.

-Как вы думаете, где живет каждое из этих животных?

(Дети заселяют животных)

- Записать схематически предложение

Белка живет в дупле (запись в тетради).

- Назови главное слово-предмет (подчеркни).

- Назови главное слово-действие (подчеркни).

- Назови неглавное слово-предмет (подчеркни).

- Выпишем слово белка и составим к нему схему, давая характеристику каждому звуку.

Упр 7, стр. 19

- Сравни предложения:

Белка живет в дупле.

Белка живет под дуплом.

Белка живет за дуплом.

Белка живет над дуплом.

- Какими словами они различаются?

- Какое предложение содержит верное высказывание?

- Какое слово помогло сделать высказывание верным?

- можно ли такие маленькие слова назвать словами-помощниками?

Физминутка с предлогами

Покажи ладошки, покажи кулачки.

Положи ладошки на стол, положи кулачки под стол,

Положи ладошки за голову, покажи кулачки над головой.

- Воспользуйтесь помощью слов-помощников: из, в, над и уточни высказывания, изменив слова в скобках: (Работа в парах)

1 ряд. Мы налили коту молока (миска)

2 ряд. Кот пьет молоко (миска)

3 ряд. Шмель летает (миска)

- Какому слову в этих предложениях слова-помощники помогли уточнить высказывания?

- Они помогают словам-названиям предметов или словам-названиям действий?

- Они помогают главным или неглавным словам-названиям предметов?.

- Докажите, что все эти слова-помощники пишутся раздельно.

Физминутка

Солнышко спит.

Солнышко просыпается

Глазками посмотрело направо, налево.

Глазками посмотрело вверх, вниз.

Глазками посмотрело вокруг.

Но, вдруг налетел ветер.

Грянул гром и пошел медленный дождик.

Дождь идет сильнее, сильнее и перестал.

Солнышко вновь улыбается.

Упр 1. стр. 12 (тетрадь)

Галочкой покажи то место, где можно вставить слово

Упр 2. стр 12

- Засели слова-помощники в их домики.

В рамке нарисуй отгадку.

Итог.

Что понравилось на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

Давайте нарядим наш дуб разноцветными листочками.

На нашем дубе больше листочков какого цвета?

Волшебница Анишит-Йокоповна довольна вашей работой и дарит вам грибочки с предлогами (на обороте грибочков записаны предлоги).