Цели урока
- Дать детям представление о словах-помощниках (речь идет только о предлогах, но не о союзах).
- Познакомить со схематическим изображением слов-помощников.
- Закрепить знания детей о значении предлогов.
- Проверить у учащихся сформированность навыка составлять схемы предложений, потренироваться записывать предложения по схемам, состоящих из четырех слов.
- Развивать умение распознавать предлоги в предложении.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
- Назовите в этом слове звуки. [л‘эс]
- Какой буквой обозначен первый звук?
Зарядка для пальцев.
Лл ло ол
- Назовите диких животных на букву Л.
- В каком слове первый звук мягкий? (лиса)
Что обозначает это слово?
Лисица – хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
- Как еще можно назвать лисицу? (сестрица, лисонька, лисичка-сестричка).
- Составьте предложения с этим словом.
- Составьте модель предложения.
Осторожная лисица подошла к ручью.
3. Интрига.
Чтобы пройти через Волшебный лес Бабы Яги Асырк и Торк предлагают расселить оживших животных в свои лесные домики (работа по картинке на доске).
4. Работа по теме.
-Как вы думаете, где живет каждое из этих животных?
(Дети заселяют животных)
- Записать схематически предложение
Белка живет в дупле (запись в тетради).
- Назови главное слово-предмет (подчеркни).
- Назови главное слово-действие (подчеркни).
- Назови неглавное слово-предмет (подчеркни).
- Выпишем слово белка и составим к нему схему, давая характеристику каждому звуку.
Упр 7, стр. 19
- Сравни предложения:
Белка живет в дупле.
Белка живет под дуплом.
Белка живет за дуплом.
Белка живет над дуплом.
- Какими словами они различаются?
- Какое предложение содержит верное высказывание?
- Какое слово помогло сделать высказывание верным?
- можно ли такие маленькие слова назвать словами-помощниками?
Физминутка с предлогами
Покажи ладошки, покажи кулачки.
Положи ладошки на стол, положи кулачки под стол,
Положи ладошки за голову, покажи кулачки над головой.
- Воспользуйтесь помощью слов-помощников: из, в, над и уточни высказывания, изменив слова в скобках: (Работа в парах)
1 ряд. Мы налили коту молока (миска)
2 ряд. Кот пьет молоко (миска)
3 ряд. Шмель летает (миска)
- Какому слову в этих предложениях слова-помощники помогли уточнить высказывания?
- Они помогают словам-названиям предметов или словам-названиям действий?
- Они помогают главным или неглавным словам-названиям предметов?.
- Докажите, что все эти слова-помощники пишутся раздельно.
Физминутка
Солнышко спит.
Солнышко просыпается
Глазками посмотрело направо, налево.
Глазками посмотрело вверх, вниз.
Глазками посмотрело вокруг.
Но, вдруг налетел ветер.
Грянул гром и пошел медленный дождик.
Дождь идет сильнее, сильнее и перестал.
Солнышко вновь улыбается.
Упр 1. стр. 12 (тетрадь)
Галочкой покажи то место, где можно вставить слово
Упр 2. стр 12
- Засели слова-помощники в их домики.
В рамке нарисуй отгадку.
Итог.
Что понравилось на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Давайте нарядим наш дуб разноцветными листочками.
На нашем дубе больше листочков какого цвета?
Волшебница Анишит-Йокоповна довольна вашей работой и дарит вам грибочки с предлогами (на обороте грибочков записаны предлоги).