Свойства кислот. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: изучить свойства кислот через организацию исследовательской деятельности на уроке.

Задачи урока:

  1. Организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся, показать общность химических свойств кислот.
  2. Развивать практические умения и навыки, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать аккуратность, сознательность.

Оборудование:

  • плакат: «Важнейшие кислоты и их соли»;
  • реактивы: растворы кислот – соляной, серной, азотной, фосфорной;
  • универсальная индикаторная бумага;
  • фенолфталеин, оксид меди (II), гидроксид натрия, цинк металлический, карбонат натрия.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Повторение пройденного материала.

Дифференцированный контроль знаний (индивидуальные карточки-задания):

  1. Тест 1.
  2. Тест 2.
  3. Решите задачу 1.
  4. Решите задачу 2.

Тест 1.

1. Ряд формул, в котором все вещества – оксиды:

А. ZnO, ZnCl2, H2O.

В. SO3, MgO, CuO.

Б. CaO, NaOH, NH3.

Г. KOH, K2O, MgO.

2. Число формул кислот в следующем списке: Н2CO3, Н2SiO3, NaOH, Fe(OH)2, Ва(OH)2, Сu(OH)2, CaO, SO2 – равно:

А. 1.

Б. 2.

В. 3.

Г. 4.

3. Формула кислоты, в которой заряд иона кислотного остатка равен 2-:

А. HCl.

Б. Н2SO4.

В. Н3PO4.

Г. HNO3.

4. Щелочью является вещество с формулой:

А. Al(OH)3.

Б. Fe(OH)2.

В. КOH.

Г. Сu(OH)2.

Тест 2.

1. Ряд формул, в котором все вещества – основания:

А. СuOH, CuCl2, NaOH.

Б. Ca(OH)2, Mg(OH)2, MgOHCl.

В. KOH, Ва(OH)2, Cu(OH)2.

Г. HCl, NaOH, NaCl.

2. Общая формула основания выражена условной записью:

А. М(ОН)х.

Б. ЭхОу.

В. МхКО.

Г. Нх КО.

М – металл, Э – элемент, КО – кислотный остаток.

3. Формула кислоты, в которой заряд иона кислотного остатка равен 3-:

А. HCl.

Б. Н3PO4.

В. Н2SO4.

Г. HNO3.

4. Нерастворимое в воде основание – это вещество с формулой:

А. NaOH.

Б. КOH.

В. Fe(OH)3.

Г. Ba(OH)2.

Задача 1.

Некоторая кислота содержит водород (массовая доля 1,6%), азот (массовая доля 22,2%), кислород (массовая доля 76,2%). Определите формулу этой кислоты.

Задача 2.

Некоторая кислота содержит водород (массовая доля 3,06%), фосфор (массовая доля 31,63%), кислород (массовая доля 65,31%). Определите формулу этой кислоты.

Устный опрос.

  1. Какие вещества называются кислотами?
  2. Классификация кислот.

III. Актуализация знаний.

  • Что такое физические свойства? Каковы физические свойства кислот?
  • Что такое химические свойства? Что вы понимаете под этим выражением?

IV. Изложение учебного материала.

Объявление темы урока – «Свойства кислот».

Постановка проблемы.

Все ли кислоты – сильные, слабые обладают одинаковыми свойствами?

Выдвижение гипотезы: не все кислоты обладают одинаковыми свойствами.

Цель нашей работы – исследовать свойства соляной, серной, азотной и фосфорной кислот. Какие из них являются сильными? Слабыми?

Четыре группы по пять человек. Работа направлена на самостоятельное получение новых знаний. На столах инструктивные листы (см. Приложение), где указан ход работы. Работа групп будет прерываться для подведения промежуточных итогов.

Исследовательская работа. У вас на столах даны растворы кислот – у каждой группы свой раствор кислоты и инструкции по выполнению работы.

Приступим к работе по изучению свойств кислот. Но для этого мы с вами должны повторить правила Т.Б.!

Какие вы знаете правила Т.Б. при работе с веществами?

- Не пробовать на вкус.

- Не допускать попадания на кожу и одежду.

- Не прикасаться руками.

1 группа. Изучение химических свойств раствора соляной кислоты. По итогам каждой реакции записать уравнение в молекулярной, ионной и краткой ионной форме. Определить тип реакции.

2 группа. Изучение химических свойств раствора серной кислоты. По итогам каждой реакции записать уравнение в молекулярной, ионной и краткой ионной форме. Определить тип реакции.

3 группа. Изучение химических свойств раствора азотной кислоты. По итогам каждой реакции записать уравнение в молекулярной, ионной и краткой ионной форме. Определить тип реакции.

4 группа. Изучение химических свойств раствора фосфорной кислоты. По итогам каждой реакции записать уравнение в молекулярной, ионной и краткой ионной форме. Определить тип реакции.

1) Действие на индикаторы.

Итог вместе.

2) Реакция с гидроксидом натрия.

Итог вместе. Каковы условия протекания реакций обмена до конца?

Учитель у доски:

- Получение нерастворимого основания и его реакция с раствором соляной кислоты.

- 3 случая реакции фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

3) Реакция с цинком.

4) Реакция с медью.

Итог вместе.

5) Реакция с карбонатом натрия.

Итог вместе.

Учитель: Проведение реакций растворов соляной и фосфорной кислот с оксидом меди (II).

Отличие – растворы слабых кислот не реагируют с оксидами металлов.

Учитель: Что общего в химических свойствах слабых и сильных кислот ?

Вывод. Все растворы кислот проявляют сходные химические свойства – действуют на индикаторы, реагируют с основаниями, металлами, расположенными в ряду активности до водорода, солями. Отличие – растворы слабых кислот не реагируют с оксидами металлов.

V. Домашнее задание (с объяснением).

Знать химические свойства кислот, уметь записывать уравнения реакций.

Индивидуальное задание (фамилии): найти дополнительную информацию через интернет о кислотах.

VI. Подведение итогов. Оценки за урок.