Цель урока:
- Познакомить детей с новыми стихотворениями А. Л. Барто.
- Развивать память и внимание, навыки выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.
- Воспитывать ответственное отношение к обязанностям.
Оборудование:
- портрет А. Л. Барто (см. Приложение 1), выставка книг писательницы;
- три нарисованных ёлочки и к ним игрушки, «телевизор»;
- папка с таблицами (по методике Б. В. Динги) для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Урок у нас сегодня будет необычный. Скоро Новый год – самый любимый, самый волшебный праздник. Его любят и взрослые, и дети.
У каждого ряда будет своя ёлочка. За правильные ответы я буду давать вам игрушки, а в конце урока мы посмотрим, чья ёлочка будет наряднее. Ну, что готовы наряжать свои ёлочки? (см. Приложение 2)
- Тогда приступим к проверке домашнего задания. Дома вам надо было выучить на выбор стихотворение А. Л. Барто: «Шла вчера я по садовой» или «Мы не заметили жука».
Включаем наш волшебный «телевизор».
- Когда мы рассказываем стихотворение на память, на что обращаем внимание? (На выразительность и правильность.)
(После каждого прочтения делаем небольшой вывод.)
- Могу ли я дать игрушку? Почему?
- А с чьего ряда рассказали стихотворение лучше всех?
- Я согласна с вашим решением. Молодец ..., сегодня ты рассказала стихотворение как настоящая актриса! Можешь повесить на вашу ёлку ещё одну игрушку.
III. Постановка цели урока.
- Сегодня мы продолжим знакомиться со стихотворениями А. Л. Барто (Приложение 1). Стихи А. Л. Барто любят и знают все, об этом мы говорили на прошлом уроке. Посмотрите, сколько книг вы принесли! Это говорит о том, что в каждом доме есть книга А. Л. Барто. Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями на школьную тему.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по таблицам Б. В. Динги.
- Давайте разогреем наши язычки. Откройте папку. На счёт: «Раз, два, три – начали», вы начнёте быстро, но чётко читать. Когда я скажу: «Стоп!», вы остановитесь, а я посмотрю, сколько вы успели прочитать.
(После прочтения каждому ученику говорю об его успехах.)
- Ребята, я очень довольна вашими результатами. Вы меня порадовал.
2. Первичное чтение стихотворения «В школу» учителем.
- Язычки мы разогрели, а теперь откройте стр. 195. Я вам прочитаю стихотворение, а вы мне потом скажите, какое настроение оно у вас вызвало?
3. Первичное восприятие стихотворения.
- Какое же настроение у вас возникло? Почему?
- А кто вспомнил своё настроение, когда вы собирались первый раз в первый класс?
- Вы волновались? Почему?
4. Комбинированное чтение.
5. Работа над содержанием стихотворения.
- В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался ...». Можно ли сказать, что Петя – трус?
- Найдите в стихотворении вопросительное предложение. Прочитайте его. На какое слово падает логическое ударение? Прочитайте ещё раз, показывая голосом ударное слово.
- Почему же Петя так плохо спал?
- Какие чувства надо передать голосом, при чтении второго четверостишья? (Гордость.)
- Прочитайте с чувством гордости.
- Какие чувства надо передать голосом, при чтении первых двух строчек в третьем четверостишье? (Таинственность.)
- А какие чувства при чтении последних двух строчек в этом же четверостишье? (Ужас.)
- Прочитайте сначала таинственно, а потом с ужасом.
- Найдите и прочитайте строчки, которые надо прочитать с юмором.
- Почему их можно назвать юмористическими? (Они смешные.)
6. Конкурсное чтение.
- А сейчас выразительно прочитаем всё стихотворение.
(Читает один представитель с каждого ряда.)
- Можно ли мне дать игрушку? Почему? (Голосом показал и гордость, и таинственность, и ужас, и юмор.)
V. Физкультминутка.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
1. Чтение детьми стихотворения «Стали грамотными» про себя.
- Сейчас вы молча прочитаете стихотворение «Стали грамотными». Что значит молча? (Работают только глаза, губы и язык не работают.)
(Дети читают молча стихотворение.)
- Стоп. Кто успел прочитать всё, поднимите руку. Молодцы, я рада за вас. Отдыхайте, вы это заслужили, остальные дочитайте до конца.
2. Комбинированное чтение.
3. Работа над содержанием стихотворения.
- Почему девочка допустила ошибку? Может она ещё плохо читает?
- Докажите, что она волновалась.
- Как часто вы волнуетесь на уроках? Что заставляет вас волноваться?
- Что нужно делать, чтобы не приходилось волноваться на уроках? (Всегда выполнять домашнее задание, тренировать волю, выступать на сцене, собирать портфель заранее, а не в последнюю минуту, выходить пораньше, чтобы не опоздать на урок.)
- Найдите в стихотворении самое длинное слово. (Поздравил – 9 букв.)
- Найдите восклицательное предложение. Как его надо прочитать?
4. Конкурсное чтение.
- А сейчас прочитаем выразительно всё стихотворение.
(Читает один представитель с каждого ряда.)
- Можно дать игрушку? Почему?
VII. Рефлексия.
- С какими стихотворениями вы сегодня познакомились?
- Вы сегодня очень хорошо отвечали, чья же ёлочка наряднее?
- Ваш ряд победил. Молодцы! Вашей ёлочке достался главный приз – макушка. Активнее всех на вашем ряду была ..., поэтому она и украсит вашу ёлочку этим украшением. (см. Приложение 3)
- Кто сегодня получил за урок одну игрушку, получил четыре. Кто получил две, у того за урок – пятёрка.
VIII. Домашнее задание.
- Дома вы ещё раз прочитаете эти стихотворения, выберите одно из них и выучите по желанию. На стр. 196 выполните задание и запишите в тетрадях.
- Откройте дневники и запишите задание: стр. 195-196, задание.