Использование комплексных упражнений на уроках русского языка.
Комплексные упражнения на уроках русского языка направлены на увеличения интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку, на усиление эффективности его изучения.
Эти упражнения развивают внимание, память, мышление, наблюдательность, речь детей.
Игра. Игровая обстановка в классе способствует развитию познавательных интересов каждого ученика, позволяет даже слабому ученику понять и усвоить новый материал, научить применять его на практике. Игра может быть использована на различных этапах урока, при проверке домашнего задания и при закреплении или подведении итогов. В виде игры, как в данном случае, может быть проведена работа по восприятию нового материала.
Информационная игра – вид деятельности с использованием ТСО, направленная на усвоение данного материала. Используется при помощи информационных игровых приёмов и ситуаций, стимулируя интерес детей к учебной деятельности.
При выполнении комплексных учебных заданий дети совершают несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение). Например, работа с набором слов «Город» и «Станица». При проведении зрительно – слухового диктанта. При последующем использовании данного вида упражнений учитель постепенно увеличивает количество пар. При выполнении этих упражнений от детей требуется полный, развёрнутый, доказательный ответ.
На высоком эмоциональном подъёме выполняются упражнения, в число развивающих качеств которых входит творческое воображение, языковая интуиция, так в примере с куклой, где девочки называют ласкательные слова, а мальчики одежду для куклы.
Постепенное возрастание игровой деятельности, её усложнение позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно. Поэтому результат использования игр очень высок. Повышает интерес к русскому языку, обеспечивает высокую активность, быстрое формирование правильной доказательной речи учеников, существенный рост их орфографической грамотности.
Цели урока:
- Развивать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с этими звуками на конце.
- Научиться правильно подбирать проверочные слова.
- Расширять словарный запас детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Минута чистописания.
Составить предложение и разобрать его.
в б // у д з // дв зв ув
// бу бд бз |
1. Индивидуальная работа.
Карточка №1.
Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет, или одно животное.
Запишите полученные слова: братья, ручьи, воробьи, ульи, муравьи, колосья.
Карточка №2.
Спишите, разделяя слова для переноса: половодье, здоровье, печенье, варенье, станица, дым, семь.
2. Фронтальная работа.
- Орфографическая минута.
На доске слова: животное, щавель, чудо, машинист, вью, чёрствый, над степью, волчьи, мороз.
(Учащиеся по цепочке читают по одному слову и называют в нём орфограмму.)
III. Работа по теме урока.
(На доске портрет Незнайки. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».)
Появляются слова:
Дорогие мои ребятишки,
И я нынче взял в руки книжку.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать!
- Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемыми написаниями вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбца на темы «Город» и «Станица».
Работа проводится по вариантам.
Слова: город, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс, пшеница.
1 вариант
|
2 вариант
|
|
Подводятся итоги.
- А сейчас мы с вами мысленно отправляемся в зоопарк. Только будьте очень внимательны. Я буду читать предложения, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.
(На доске появляются предложения, учитель читает и проводит с детьми зрительно – слуховой диктант с использованием сигнальных карточек.)
Вот царь зверей могучий ле..(ф, в).
А тут жира..(в, ф) с длинной шеей.
Ушастый ё..(ж, ш) чем не хорош?
Ено..(д, т) – красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо..(д, т).
Медве..ь (т, д) в лесу ревёт,
А белый голу..ь (б, п) там летает
После трудов отдохнуть приглашает.
- Вторая остановка «Спортландия».
Физкультурная минутка.
(Дети имитируют движения зверька.)
Есть у кошки щёчки, розовые щёчки.
Есть у кошки носик, маленький курносик.
Есть у кошки шейка, тоненькая шейка.
Есть у кошки уши, ушки на макушке.
Есть у кошки лапки, цап-царапки (3 раза).
Кошка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает кошка хатку,
И выходит на зарядку.
Аз, два, три, четыре, пять!
Кошка хочет сильной стать!
- Третья остановка «Устноландия».
Устная работа по учебнику. Упражнение 60 стр. 24. Сравнение букв, обозначающих согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.
Работа с правилом, стр. 28.
- Как проверить слова с парными согласными на конце? (Изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.)
Аналитический контроль над особенностями проверочного слова. Упражнение 61, стр. 29.
Подобрать к данным словам проверочные слова (пишем сначала проверочное, а затем проверяемое слово). Вставить пропущенные буквы.
- Следующая наша остановка «Столоволандия».
- А теперь представьте себе, что вы попали на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов.
(На доске появляются предметы и дети называют их. К названному слову подбирают проверочное.)
Слова: ложка, кружка, чашка, прихватка, салфетка, сковородка, варежка.
- Полустанок «Самостоятельный».
Самостоятельная работа по вариантам: вставьте пропущенные буквы с подбором проверочных слов (проверочные слова можно подбирать устно).
1 вариант
|
2 вариант
|
|
- Молодцы, ребята, хорошо справились. А теперь отгадайте загадки:
С глухим согласным я число,
Со звонким – вид железа. (Шесть, жесть.)С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем. (Том, дом.)С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос, голос.)
- Остановка «Учебноландия». Работа с учебником:
- Письмо по памяти упр. 62, стр. 29. Целесообразно перед выполнением письменного задания разобрать все задания.
- Упражнения в подборе проверочных слов. Упр. 63, стр. 29 (устно).
- Впереди остановка «Игроландия».
А теперь ребята давайте играть.
Будем кукол мы одевать.
(Команда девочек получает куклу девочку, команда мальчиков – куклу мальчика.)
Девочки называют ласкательные слова. Что есть у куклы? (Глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)
Мальчики называют, что они наденут на свою куклу. (Шубка, шапка, варежки, рубашка, штанишки, сапожки.)
- Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Впереди последняя остановка «Итоголандия».
IV. Итог урока.
- Какую орфограмму мы повторяли на уроке?
- Кто уже запомнил правило?
- Запишите домашнее задание упражнение 64, стр. 26, правило.