Разработка урока русского языка в 3-м классе на тему "Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами"

Разделы: Начальная школа


Использование комплексных упражнений на уроках русского языка.

Комплексные упражнения на уроках русского языка направлены на увеличения интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку, на усиление эффективности его изучения.

Эти упражнения развивают внимание, память, мышление, наблюдательность, речь детей.

Игра. Игровая обстановка в классе способствует развитию познавательных интересов каждого ученика, позволяет даже слабому ученику понять и усвоить новый материал, научить применять его на практике. Игра может быть использована на различных этапах урока, при проверке домашнего задания и при закреплении или подведении итогов. В виде игры, как в данном случае, может быть проведена работа по восприятию нового материала.

Информационная игра – вид деятельности с использованием ТСО, направленная на усвоение данного материала. Используется при помощи информационных игровых приёмов и ситуаций, стимулируя интерес детей к учебной деятельности.

При выполнении комплексных учебных заданий дети совершают несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение). Например, работа с набором слов «Город» и «Станица». При проведении зрительно – слухового диктанта. При последующем использовании данного вида упражнений учитель постепенно увеличивает количество пар. При выполнении этих упражнений от детей требуется полный, развёрнутый, доказательный ответ.

На высоком эмоциональном подъёме выполняются упражнения, в число развивающих качеств которых входит творческое воображение, языковая интуиция, так в примере с куклой, где девочки называют ласкательные слова, а мальчики одежду для куклы.

Постепенное возрастание игровой деятельности, её усложнение позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно. Поэтому результат использования игр очень высок. Повышает интерес к русскому языку, обеспечивает высокую активность, быстрое формирование правильной доказательной речи учеников, существенный рост их орфографической грамотности.

Цели урока:

  1. Развивать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с этими звуками на конце.
  2. Научиться правильно подбирать проверочные слова.
  3. Расширять словарный запас детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

- Взаимопроверка домашнего задания.

- Минута чистописания.

Составить предложение и разобрать его.

в б // у д з // дв зв ув // бу бд бз
грибы боровик подберёзовик

1. Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет, или одно животное.

Запишите полученные слова: братья, ручьи, воробьи, ульи, муравьи, колосья.

Карточка №2.

Спишите, разделяя слова для переноса: половодье, здоровье, печенье, варенье, станица, дым, семь.

2. Фронтальная работа.

- Орфографическая минута.

На доске слова: животное, щавель, чудо, машинист, вью, чёрствый, над степью, волчьи, мороз.

(Учащиеся по цепочке читают по одному слову и называют в нём орфограмму.)

III. Работа по теме урока.

(На доске портрет Незнайки. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».)

Появляются слова:

Дорогие мои ребятишки,
И я нынче взял в руки книжку.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать!

- Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемыми написаниями вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбца на темы «Город» и «Станица».

Работа проводится по вариантам.

Слова: город, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс, пшеница.

1 вариант

  • город
  • молоток
  • завод
  • рабочий
 

2 вариант

  • огород
  • плуг
  • овёс
  • пшеница
 

Подводятся итоги.

- А сейчас мы с вами мысленно отправляемся в зоопарк. Только будьте очень внимательны. Я буду читать предложения, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

(На доске появляются предложения, учитель читает и проводит с детьми зрительно – слуховой диктант с использованием сигнальных карточек.)

Вот царь зверей могучий ле..(ф, в).
А тут жира..(в, ф) с длинной шеей.
Ушастый ё..(ж, ш) чем не хорош?
Ено..(д, т) – красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо..(д, т).
Медве..ь (т, д) в лесу ревёт,
А белый голу..ь (б, п) там летает
После трудов отдохнуть приглашает.

- Вторая остановка «Спортландия».

Физкультурная минутка.

(Дети имитируют движения зверька.)

Есть у кошки щёчки, розовые щёчки.
Есть у кошки носик, маленький курносик.
Есть у кошки шейка, тоненькая шейка.
Есть у кошки уши, ушки на макушке.
Есть у кошки лапки, цап-царапки (3 раза).
Кошка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает кошка хатку,
И выходит на зарядку.
Аз, два, три, четыре, пять!
Кошка хочет сильной стать!

- Третья остановка «Устноландия».

Устная работа по учебнику. Упражнение 60 стр. 24. Сравнение букв, обозначающих согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.

Работа с правилом, стр. 28.

- Как проверить слова с парными согласными на конце? (Изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.)

Аналитический контроль над особенностями проверочного слова. Упражнение 61, стр. 29.

Подобрать к данным словам проверочные слова (пишем сначала проверочное, а затем проверяемое слово). Вставить пропущенные буквы.

- Следующая наша остановка «Столоволандия».

- А теперь представьте себе, что вы попали на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов.

(На доске появляются предметы и дети называют их. К названному слову подбирают проверочное.)

Слова: ложка, кружка, чашка, прихватка, салфетка, сковородка, варежка.

- Полустанок «Самостоятельный».

Самостоятельная работа по вариантам: вставьте пропущенные буквы с подбором проверочных слов (проверочные слова можно подбирать устно).

1 вариант

  • школа
  • тетрадка
  • книжка
  • обложка
  • доска
 

2 вариант

  • сад
  • берёзка
  • беседка
  • ромашка
  • дорожка
 

- Молодцы, ребята, хорошо справились. А теперь отгадайте загадки:

С глухим согласным я число,
Со звонким – вид железа. (Шесть, жесть.)

С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем. (Том, дом.)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос, голос.)

- Остановка «Учебноландия». Работа с учебником:

  1. Письмо по памяти упр. 62, стр. 29. Целесообразно перед выполнением письменного задания разобрать все задания.
  2. Упражнения в подборе проверочных слов. Упр. 63, стр. 29 (устно).

- Впереди остановка «Игроландия».

А теперь ребята давайте играть.
Будем кукол мы одевать.

(Команда девочек получает куклу девочку, команда мальчиков – куклу мальчика.)

Девочки называют ласкательные слова. Что есть у куклы? (Глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)

Мальчики называют, что они наденут на свою куклу. (Шубка, шапка, варежки, рубашка, штанишки, сапожки.)

- Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Впереди последняя остановка «Итоголандия».

IV. Итог урока.

- Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

- Кто уже запомнил правило?

- Запишите домашнее задание упражнение 64, стр. 26, правило.