Очень часто в нашей логопедической практике встречаются дети, имеющие стертую дизартрию. Основные показатели при стертой дизартрии: невнятная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л.В. Лопатина). Поэтому дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации всех авторов, мы решили использовать следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры (10 модулей), где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем его автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизации звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).
По мнению Е.Ф. Архиповой, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.
Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук . Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка. (Извлечения из описания изобретения к патенту РФ №2092150, 1997 г.)
Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочниская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).
При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, применяют массажеры, например, иппликатор Кузнецова, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.
В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и эфферентные основы речи.
Поэтому, опираясь на рекомендации Е.Ф.Архиповой по преодолению стертой дизартрии у детей через использование иппликатора Кузнецова, мы разработали индивидуальные занятия . Практическая новизна нашей работы заключается в том, что мы систематизировали словарный и лексический материал в соответствии с 10 модулями по автоматизации поставленного звука.
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, специально подготовленный иппликатор Кузнецова < рис. 1>, символы для обозначения гласных звуков < приложение 1>
Ход занятия
Организационный момент с психотерапией.
Общее расслабление.
Массаж лица и дифференцированный массаж языка.
Развитие артикуляционной моторики.
4 комплекс упражнений для “Л” (альвеолярная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)
Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции
Упражнение 1. “Забор”.
Цель; подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм) . Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удерживать по счет до 5.
Упражнение 2. “Окно”
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения “Забор” медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3. “Мост”.
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения “Забор” выполнить упражнение “Окно”. Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный па ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.
Упражнение 4. “ Лопата”.
Цели: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост”. Из положении языка “Мост” выдвинуть язык па нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Упражнение 5. “Пароход”.
Методические рекомендации: из положения упражнения “Окно” произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхнем губы (упражнение “Вкусное варенье”). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.
Упражнение 17. “Пароход гудит”.
Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.
Методические рекомендации: выполнять упражнение “Пароход”. Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог “ла”. Повторить 3-4 раза.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)
“Как гудит пароход?”
“ Как летит самолет?”
Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова). < рис. 2>
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.
-
Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный,
который автоматизируют, Г — гласный).
Утрированно с интервалом артикулируются и
длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”.
Одновременно с произнесением гласных пальцы
обеих рук поочередно прижимаются к поверхности
игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы
активно работали губы при произнесении гласного
звука. Закрепляют значения символов < приложение
1.>
- Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | О |
0 |
О |
|||
Изолированное произнесение | Л-А | Л-0 |
Л-У |
Л-И |
Л-Ы | Л-Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п |
3-й п |
4-й п |
5-й п | все пальцы |
Название пальцев | большой | указательный |
средний |
безымянный |
мизинец | вся ладонь |
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.
Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.
Последовательность работы на тренажере:
Изолированное произнесение | Л-А | Л-0 |
Л-У |
Л-И |
Л-Ы | Л-Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п |
3-й п |
4-й п |
5-й п | все пальцы |
Название пальцев | большой | указательный |
средний |
безымянный |
мизинец | вся ладонь |
Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.
Последовательность работы на тренажере:
Изолированное произнесение | Л-А | Л-0 |
Л-У |
Л-И(при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно) |
Л-Ы | Л-Э |
В словах | Лаз, лак, лапа, лавка, лампа, ласточка, ландыш, лавина, лапша и т.д. | Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь и т.д. |
Лук, луч, лужок, лужа, лунка, луна, лука, лужайка, лукошко и т.д. |
Лиза, лист, липа, ливень, лицо, лимон и т.д. |
Лыко, лыжи, лыжник и т.д. | |
В словосочетаниях | Одна лапа, много ласточек, ласковый май и т.д. | Одна лодка, много ложек, большая лошадь и т.д. |
Зеленый лужок, осенняя лужа, яркая луна и т.д. |
Лисий хвост, лить воду, осенний лист и т.д. |
Лыковые лапти, лысый дедушка и т.д. | |
В предложениях | Лада купила ландыши. Ласточка свила гнездо. Лавка стоит в саду. У кошки лапки мягкие. У Лады ножка болит. | У Наты локоток болит. Лошадь лапти покупает. Дети едут на лошади. Дети катались на лодке. Дочка Лола заболела. |
Луша кушает кашу. Луна в небе. Вышли дети на лужок. Паша кушает лук. Луша сажала луковицы в лунку. |
Лида качает лялю. Лимон как лимон. Лиза сидит под липой. Лилии для Лилии. Лист упал. У Лиды линзы. Лифт едет вниз. |
Лыжник едет на лыжах. Лыжи лежат на полу. |
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Игра “Посчитай-ка от 1 до 10” -ласточка, лодка, лужа, лыжа.
Игра в мяч “Закончи слова”
Ла-….., Лу-….., Лы-….., Ло-…..
Домашнее задание.
Игра “Вспомни, назови слова со звуком Л в начале слова. Придумай с ними предложения.”
Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии.
Тема: “Автоматизация звука Л в обратном слоге.”
Цели: см. выше.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушки”. Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений, специально подготовленный иппликатор Кузнецова , символы для обозначения гласных звуков .
Ход занятия
Организационный момент с психотерапией.
Общее расслабление.
Массаж лица и дифференцированный массаж языка.
Развитие артикуляционной моторики.
4 комплекс упражнений для “Л” (альвеолярная позиция) (по Е.Ф. Архиповой)- повторение.
Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции
Работа над развитием дыхания и голоса.
Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)
“Как гудит пароход?”
“ Как клокочет индюк?”
Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова).
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука.
-
Отдельное произнесение: Г… С (Г — гласный, С —
согласный, который автоматизируют). Утрированно
с интервалом артикулируются и длительно
произносятся: “А- Л, О- Л, У- Л, И- Л,Ы- Л”.
Одновременно с произнесением гласных пальцы
обеих рук поочередно прижимаются к поверхности
игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы
активно работали губы при произнесении гласного
звука. Закрепляют значения символов (см.
Приложение 1)
- Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | О |
0 |
О |
|||
Изолированное произнесение | А- Л | 0- Л |
У- Л |
И- Л |
Ы- Л | Э- Л |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п |
3-й п |
4-й п |
5-й п | все пальцы |
Название пальцев | большой | указательный |
средний |
безымянный |
мизинец | вся ладонь |
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
ГС слитно ( Г — гласный, С — согласный). Обратный слог.
Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и] , [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.
Последовательность работы на тренажере:
Изолированное произнесение | А- Л | 0- Л |
У- Л |
И- Л |
Ы- Л | Э- Л |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п |
3-й п |
4-й п |
5-й п | все пальцы |
Название пальцев | большой | указательный |
средний |
безымянный |
мизинец | вся ладонь |
Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.
Последовательность работы на тренажере:
Изолированное произнесение | А- Л | 0- Л |
У- Л |
И- Л |
Ы- Л |
Э- Л |
В словах | Бал, зал, дал, жал, вал, мал, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал и т.д. | Вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол и т.д. | Гул, дул, стул, аул, тянул, уснул, потяну, ущипнул и т.д. | Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д. | Был, выл, ныл, мыл, забыл, завыл и т.д. | Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел и т.д. |
В словосочетаниях | Актовый зал Новогодний бал и т.д. |
Удачный гол, обеденный стол и т.д. | Удобный стул и т.д. | Купил в магазине, гостил у бабушки и т.д. | Был в лесу, мыл руки, забыл дома и т.д. | Белый мел, хорошо пел, хотел есть, сильно свистел и т.д. |
В предложениях | Петя мал. Ваня побежал к маме. Ваня взял книгу. Сеня поймал мяч. Кот спал на окне. Петя днем не спал. | Пенал упал на пол. Ваня забил гол. Папа пошел на футбол. Там забили гол. Олег пол подмел. | Стул стоит у окна. Стул упал на пол. Подул сильный ветер. Петя обул сапоги. | Михаил коня напоил. Кот ловил мышей. Нил поехал на футбол. Михаил купил коня. Папа купил конфет. | Ваня забыл книгу дома. Я помыл пол. Волк громко завыл. У нас суп остыл. У Вани был конь. | Петя сел на коня. Павел увидел собаку. Дятел долбил дупло. Павел сел на стул. Павел видел льва. Павел суп не ел. |
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Игра “Вспомни, назови слова со звуком Л в конце слова. Придумай с ними предложения.”
Игра “Я покажу, ты повтори и скажи, что ты уже сделал(а)”. Помни про Л в конце слова.
Я встаю- я встал, я сажусь- я сел, я ставлю- я поставил, я поднимаю- я поднял….
Игра “Доскажи словечко”
Павел ходил купаться на … (канал). Павел любит …(футбол). Больному сделали ….(укол). Павел сел за …(стол). Павел яму … (копал). Павел сено на возу …(возил). На поляне пасется …(козел).
Домашнее задание.
Выучи скороговорку
Ал- ал- ал- пенал на пол упал,
Ол-ол-ол- пенал упал на стол,
Ул-ул-ул- пенал упал на стул,
Ыл-ыл-ыл- Павел пенал забыл.
Итог занятия. Оценка работы ребенка на занятии
.Используемая литература:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб, 1995.
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Л у дошкольников. -М., 2001.