Цели занятия:
- Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.
- Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы.
- Закреплять умение находить место звука в слове.
- Закреплять умение делить слова на части (слоги).
- Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха.
- Продолжать учить печатать буквы.
- Отработать навыки чтения слогов, слов.
- Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме.
- Обогащать словарный запас детей о зонах Африки через ознакомление с ее животным и растительным миром.
- Развивать логическое мышление, речь.
- Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Предшествующая работа:
Знакомство на занятиях по Ознакомлению с окружающим миром с материками, в т.ч. и с Африкой, с ее растительным и животным миром. Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций. Чтение книг “Айболит”, “Бармалей” К.Чуковского, “Слоненок”, “Маугли”, “Рикки-тикки-тави” Р.Киплинга. Просмотр мультфильмов “Маугли”, “33 попугая”. Вечер загадок “Животные Африки”. Выполнение коллективной работы на занятии по ИЗО на тему: “Животные Африки”.
Словарь: материки, тропики, экватор, джунгли, лианы, папоротники, саванна, пустыня, “корабль пустыни” и др..
Оборудование:
для детей:
- Карточки с картинками, модели звуков, карточка для звукобуквенного анализа слова, “болотца”.
для воспитателя:
- Касса букв, модели звуков, наборное полотно, карта Африки, плакаты с изображением горы Килиманджаро, реки Лимпопо; картинки экзотических фруктов, животных джунглей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Ребята, мы много путешествовали на занятиях по Ознакомлению с окружающим миром по разным странам и континентам. Сегодня на занятии по обучению грамоте мы тоже отправимся в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку:
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
Воспитатель:
Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре.
Поглядим Килиманджаро.
Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо. [1]
Чтобы начать наше путешествие, давайте скажем волшебные слова:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са – ждут в пути нас чудеса…
- Пустыня Сахара – самая большая пустыня мира. Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет, только:
Завывает ветер – [у].
Шуршит песок – [ш].
Ползают и свистят змеи – [с].
– Что мы произнесли?
– Что такое звуки?
– Какие бывают звуки?
– Чем согласные звуки отличаются от гласных?
– Какими бывают согласные звуки?
– Какими фишками обозначаются мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки?
- Перед нами болото, из которого вытащили бегемота.
По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко…
Но, чтобы не оступиться и не провалиться в болото, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках, и соотнести их с “кочками” на болоте. Зеленая “кочка” – мягкий согл. звук, синяя – твердый согл. звук.
(Работа с карточками и фишками)
Рисунок 1.
– Кто еще живет на болоте? (бегемот, цапли, лягушки)
III. Физминутка: “На болоте две лягушки”
На болоте две лягушки
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем вытирались,
Вправо, влево наклонялись
И друг другу улыбались!
3. Преодолев болото, мы вышли к месту, где отдыхают и купаются животные и растут экзотические фрукты. Надо прочитать их название:
К…В… Б…Н…Н … Н…Н…С
– Что надо знать, чтобы прочитать?
– Чем отличается буква от звука?
– Почему не можем прочитать?
– Вставьте гласные буквы и прочитайте.
4. Подкрепившись, идем дальше:
“ Вот горы встают у нас на пути…
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!” [2]
Перед нами высочайшая и красивейшая гора в Африке – Килиманджаро, на склонах которой растут апельсиновые, манговые, кофейные деревья.
Преодолеем ее, прочитав слоги.
Рисунок 2.
5. “А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо…”
Мы подходим к реке Лимпопо, где живет сказочный Гиппопо и другие ее обитатели. Чтобы преодолеть реку, надо правильно составить слова, а заодно узнаем, кто же обитает в ней и в других африканских водоемах.
ИКТ, РАБК, АЛАКУ, БЫРЫ, ДИЛКРОКО.
Рисунок 3.
IV. Пальчиковая гимнастика.
А теперь мы попадаем в тропический лес или джунгли где:
– Распускаются красивые цветы
– Порхают бабочки
– По лианам скачут и корчат рожицы обезьянки
– Ползают жуки
– Извиваясь, шипят змеи.
- Здесь, в джунглях, мы поиграем в игру “Кто лишний”. Нужно выбрать из многообразия животных и птиц (картинки) тех, кто не живет в джунглях.
– А теперь я загадаю загадку, а вы отгадайте о ком идет речь:
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (Жираф)
Звукобуквенный анализ слова “ЖИРАФ”.
Составление предложения по схемам со словом ЖИРАФ:
|_______ _______ _______ _______ .
_______ _______ _______ _______ !
_______ _______ _______ _______ ?
Работа над предложением.
– Сколько слов в предложении?
– С какой буквы пишется первое слово в предложении?
– Какой знак ставится в конце предложения?
– Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.), (!), (?)
V. Итог занятия.
Сюрпризный момент.
Нас спешит навестить наш общий друг:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это – доктор… (Айболит)
Айболит встречает детей и угощает витаминами.
Здравствуйте, дети!
Кто из вас болен?
Как живете?
Как животик?
Не болит ли голова?
Погляжу из-под очков
На кончики ваших язычков…
Превосходно! Все здоровы!
Здоровья, радости, добра я вам желаю, детвора!
А чтоб здоровым быть и сильным,
Ешьте, дети, витамины!Ад-ад-ад – мы вернулись в детский сад.
Ра-ра-ра – вот и кончилась игра.
Литература
- Ромашова Е.А. Проект “Путешествие в Африку”, Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2005-2006.
- Чуковский К.И. “У меня зазвонил телефон” РИО “Самовар”. 1990.
Занимательное азбуковедение. Москва “Просвещение”1991.