Цели:
1. Организовать первичное
эмоционально-эстетическое восприятие этого
крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию
содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
План доски на начало урока. Приложение 1.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
3. Первичное восприятие.а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
4. Повторное чтение с анализом произведения.а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
Осенний лес.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете её смысл?
г). Беседа.
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
Дом композитора.
жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
5. Итог урока.– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
6. Домашнее задание.а). Придумать другое название для этого
рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию
текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Цели:
- Организовать аналитическое восприятие частей рассказа.
- Развивать творческое воображение учащихся через слово, музыку, живопись.
- Формировать навык выразительного чтения и умение формулировать идею произведения.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
План доски на начало урока. Приложение 2.
Ход урока 1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания.
а). Беседа.
- Какое произведение, какого автора вы читали дома?
- Как бы вы назвали этот рассказ по-другому? Почему?
- На сколько частей вы разделили рассказ?
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Составление плана.
- Как озаглавили части?
Выбор наиболее удачных названий частей.
План:
- Встреча в осеннем лесу.
- В доме Эдварда Грига.
- В гостях.
- Долгожданный подарок.
1 часть.
а). Беседа с элементами пересказа.
- Что делал Григ в лесу?
- Зачем он приходил в лес не однажды?
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
Осенний лес.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
- Какими красками нарисован лес?
- Какие звуки наполняют его? Какие запахи?
б). Работа с выставкой рисунков.
- Какой осенний пейзаж наиболее соответствует лесу, описанному К. Паустовским? Почему?
в). Чтение по ролям.
- Кого встретил Эдвард Григ в лесу?
- Зачем пришла в лес Дагни?
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
- Какой эпизод изображен на иллюстрации учебника?
- О чем говорили Григ и Дагни?
- Что в их разговоре самое главное?
- Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
ж). Беседа.
- Почему Григ отсрочил вручение подарка, ведь подарок всегда ждешь с нетерпением?
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
- Когда Григ обещает подарить его?
- Сколько лет будет тогда Дагни?
2 часть.
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
- В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
- Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
- Чем это место в рассказе похоже на стихи?
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
- Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.
Дом композитора.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
- Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
- Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.
- Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
- В чем Эдвард Григ видел свое счастье?
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
3 часть.
м). Пересказ.
- Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?
4 часть.
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
- Куда любила ходить Дагни в городе?
- Почему она плакала после театральных спектаклей?
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
- Как Дагни оказалась на концерте?
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
- С каким настроением Дагни собиралась на концерт? Нарисуйте.
- Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.
- Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.
- Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
- Какие чувства испытывала девушка, когда звучала музыка? Нарисуйте.
р). Беседа.
- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
- Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
4. Итог урока.а). Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
- О чем же прочитанный рассказ?
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
в) Выставление оценок.