Задачи: ознакомить учащихся с новыми понятиями “электролитическая диссоциация”, “электролит”; рассмотреть сущность кислот с точки зрения электролитической диссоциации; ответить на вопросы: “Какие реакции происходят в живых организмах? Для чего необходимо их изучать?”; формировать представления о целостности всего живого; развивать познавательную активность учеников, применяя нестандартные формы учебной деятельности, способствовать выработке навыков наблюдения, умение делать выводы.
Материалы:
карточки с формулами кислородосодержащих кислот и их анионами, азотная, соляная кислота, дистиллированная и водопроводная вода, апельсин, желудочный сок, яблоко, графит, медная проволока; приборы: авометр, электрическая лампочка с незамкнутой цепью, презентация прилагается.
Тип урока: интегрированный с элементами проблемного обучения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Повторение.
В природе многое возможно,
Химических реакций огромное множество,
Но чтобы разобраться в этих реакциях
Введём понятие: “Электролитическая
диссоциация”.
Запишите тему урока в тетрадь. Ознакомление учащихся с задачами урока.
Но для этого вначале, нам с вами нужно вспомнить то, что раньше изучали.
Фронтальный опрос по следующим вопросам:
- Что такое кислородсодержащая кислота? Из чего её можно получить?
- Меняется ли степень окисления при получении кислоты из её оксида?
- Какие общие свойства имеют все кислоты?
- Как находят кислотный остаток в кислоте?
- Опрос по карточкам: нужно назвать кислоты и их кислотные остатки.
II. Объяснение нового материала
(беседа с постановкой проблемных вопросов).Из курса физики, вам известно, что электрический ток – это движение электронов от отрицательного к положительному полюсу гальванического элемента…
1. Что произойдёт, если кислоту растворить в воде (например азотную)?
(При этом соблюдая правило: “Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!” … Почему? (версии учащихся)
Вы знаете, что молекулы воды имеют маленькие размеры и они полярны. Почему?...
(Атом кислорода более электроотрицателен, значит он оттягивает на себя общее связующее электронное облако от атомов водорода. Образуется молекула, один конец которой несёт положительный заряд, а другой отрицательный – диполь.)
Под действием диполей воды также полярные молекулы кислоты распадаются на ионы.
И оказалось, как только катион водорода оторвался от аниона кислоты, он сразу же присоединяется к молекуле воды (кстати, сама вода распадается на ионы очень плохо, лишь одна молекула из 5 млрд.)
, но для удобства пишут Н+
2. Какие вещества называются электролитами? (найдите ответ в учебнике)
3. Что называют электролитической диссоциацией? Дайте определение кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Демонстрация опыта:
Известно, что растворы являются проводниками электрического тока, если они содержат ионы: катионы и анионы. Ион – “странствующий”. Раствор электронейтрален.
Как это проверить?
По ходу опыта, учитель задает вопросы:
4. Что произойдет, если опустим лампочку с незамкнутой электрической цепью поочередно в дистиллированную, водопроводную воду, раствор азотной кислоты, апельсин, яблоко, желудочный сок? Почему? Проверим экспериментально…
5. Почему лампочка загорается в водопроводной воде, яблоке, апельсине, желудочном соке, растворе азотной кислоты?...
6. Проводит ли ток организм человека? Давайте проверим (с помощью прибора авометра).
(Оказывается, почти каждый живой организм состоит на 60% и более из воды. В них существует царство растворов. Есть и такие вещества, как кислоты)
7. Какие же химические реакции происходят внутри организмов?
(Ведь мы знаем, что представители различных царств природы внешне различны. Оказывается, огромное число биохимических реакций и причём основная часть протекает в растворах, а значит там есть ионы).
Несмотря, на то, что на долю неорганических ионов в организмах приходится всего лишь 1%, а на долю неорганических кислот и того меньше, они играют большую роль в функционировании организмов.
Формулировка вывода по изученному на уроке материалу:
1. Можно ли изучать живые организмы и процессы, происходящие в них без знания химии?
2. Можно ли стать хорошим агрономом, медиком, биологом, технологом, ветеринаром без знания процессов, протекающих в живых организмах? Почему?...
Учитель помогает формулировать вывод:
Царство растворов нас окружает,
В нем все живёт и процветает.
В живых организмах сходство процессов,
Скажет об общности их интересов.
Нашим ученым хотим подсказать,
Знания на вооружение дать:
Вы изучите процессы эти,
Сразу чище станет на свете…
О чём идёт речь? (версии учащихся)
Вывод: Во всех живых организмах идёт одновременно огромное число сложнейших химических реакций. Их сходство говорит о единстве происхождения всего живого. Изучив механизмы их протекания, можно организовать работу химического производства с отходами, практически безвредными для окружающей среды…
III. Закрепление:
проверка степени усвоения материала.Отгадайте загадки: 1. Если взять стакан воды и вещество насыпать, увидим реакцию … . (электролитическую диссоциацию)
Что такое электролитическая диссоциация?
2. В водный раствор положи вещество, можешь увидеть ты волшебство, только вода вещества коснётся, вмиг на что оно распадётся?... (на ионы)
3. Как называются вещества, подвергшиеся распаду на ионы в водном растворе? … (электролиты)
4. Самый известный химический странник в растворе является проводником. Если знак минус, то он … (анион), если же плюс, то … (катион).
5. Сложное в химии есть вещество,
Диссоциирует на ионы оно,
В водном растворе есть катион водород,
Кто быстрее его назовёт?... (кислота)
На листке взаимоконтроля в течение всего урока учащиеся выставляют плюсы за правильные ответы и выдвигаемые версии, формулирование выводов. 5 плюсов и более – оценка “5”, 4 плюса – “4”, меньше 3 – нет оценки.
IV. Домашнее задание.
Использованная литература.
- Общий курс физиологии человека и животных./Под ред. А.Д.Ноздрачева. Книга 2. – М.: Высшая школа, 1991.- 528 с.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология 10-11. Базовый уровень.- М.: Издательский центр “Академия”, 2007.- 224 с.
- Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия 8-9. – М.: Просвещение, 2000. -335 с.
- Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена.- М.: Просвещение, 1988. – 240 с.