Цель проекта: дать детям знания об истории и культуре своих предков, понятие о различии и единстве славянских народов (Белоруссии, Украины, России), воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям.
Задачи проекта:
- Научные. Дать истинные знания о мире, человеке, национальности, в основе которых лежит научное обоснование. Приобщать детей к духовно-нравственным традициям славянских народов.
- Нравственные. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к культурному наследию своего народа. Воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения представителям других национальностей.
- Эстетические. Познакомить детей с русскими, белорусскими, украинскими песнями разного характера (хороводными, игровыми, трудовыми, шуточными), Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку. Знакомить с изделиями народного промысла, прикладным искусством. Вызывать эмоциональный отклик на произведения декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, иллюстрации.
Этапы работы.
Подготовительный этап – сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Первый этап – познавательный. Проведение тематических занятий, оформление посещение выставок народного быта.
Второй этап – исследовательский. Разучивание народных подвижных игр, хороводов, песен.
Третий этап – практический. Изготовление кукол в народных костюмах, поделок, рисунков.
Четвертый этап – заключительный. Проведение праздника “Славянский круг”.
Задачи участников проекта.
Музыкальных руководителей, руководителя физического воспитания: организовать предварительную работу. Спланировать, скоординировать деятельность участников в течение “Недели славянских народов” в рамках проекта “Мы – славяне!” Познакомить с народным музыкальным творчеством, разучить народные песни, музыкальные и подвижные игры, хороводы. Провести праздник “Славянский круг”.
Старшей медицинской сестры: организовать блюда национальной кухни, использовать в меню их названия.
Педагога по ИЗО: познакомить детей с элементами народной росписи (белорусской, украинской, русской), организовать выставку детских рисунков и поделок по теме проекта.
Педагогов старших возрастных групп: провести тематические занятия, познакомить с устным народным творчеством, использовать в беседах русские, белорусские, украинские сказки, поговорки, пословицы. Провести анкетирование по теме среди родителей дошкольников. Организовать выставки, мини-музеи предметов народного быта и творчества.
Родителей воспитанников: оказать помощь педагогам в организации мини-музеев и выставок народного быта и изделий прикладного искусства. Изготовить русские, украинские и белорусские народные костюмы для кукол.
Практический выход
- Презентация проекта “Мы – славяне!”
- Выставка изделий народного творчества и быта.
- Фотоальбом по теме проекта.
- Альбом детских творческих работ по теме проекта.
- Куклы в белорусских, украинских и русских народных костюмах.
- Библиотечка рецептов народной кухни.
Защита проекта
Проводится в форме проведения “Недели Славянских народов” и праздника “Славянский круг” для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Способы организации работы
- По принципу добровольности
- Под руководством музыкальных руководителей и руководителя физического воспитания
Работа по проекту оценивается
- комиссией (заведующей МДОУ, заместителем заведующей по УВР)
- воспитанниками детского сада
- родителями
План проведения “Недели славянских народов”
Вторник – день Белоруссии
Утро:
- рассматривание альбомов о Белоруссии, символики;
- беседа о столице Белоруссии – городе-герое Минске;
- экскурсия на выставку предметов белорусского народного быта и прикладного искусства, организованную в детском саду;
- слушание белорусской народной сказки “Пых” (настольный театр);
- знакомство с белорусскими народными пословицами (Приложение 1);
- рассматривание разновидностей картофеля (бульбы), дегустация.
Прогулка. Белорусские народные подвижные игры “Пярстенёк” (Колечко), “Пляцень” (Плетень), “Лиски” (Приложение 2).
Перед сном чтение белорусских народных сказок (Приложение 3).
В меню блюда белорусской кухни.
Среда – день Украины
Утро:
- рассматривание альбомов, книг об Украине, символики;
- беседа о столице Украины – городе Киеве;
- знакомство с украинскими народными пословицами (Приложение 1);
- посещение выставки предметов украинского народного быта и прикладного искусства;
- представление по мотивам славянской сказки “Гуси-лебеди”;
Прогулка. Украинские народные подвижные игры “Чаклук”, “Перепелочка”, “Хлибчик”, “Мак” (Приложение 2).
Перед сном чтение украинских народных сказок (Приложение 3).
В меню блюда украинской кухни.
Четверг – день России
Утро:
- посещение мини-музея России;
- рассматривание альбомов и экспонатов;
- знакомство с русскими народными пословицами (Приложение 1);
- слушание рассказа воспитателя о предметах русского народного быта и прикладного искусства в “Русской избе” Рисунок 1, 2;
- дегустация русского каравая;
- тематическое занятие по русскому музыкальному фольклору (Приложение 4).
Прогулка. Русские народные подвижные игры “Заря”, “Краски”, “Филин и пташки”, “Обыкновенные жмурки” (Приложение 2).
Перед сном чтение русских народных сказок.
В меню блюда русской кухни.
Пятница – день славянских народов.
- посещение выставки детских рисунков “Мы – славяне!” Рисунок 3.
- Праздник “Славянский круг”
Под музыку дети, одетые в национальные костюмы (украинские, белорусские, русские), заходят в зал, садятся.
Глашатай 1. Ле-ли, ле-ли, э-ге-гей! Слушаем все вместе и каждый в отдельности! Сегодня мы вас, дорогие гости, приглашаем в “Славянский круг”.
Глашатай 2. Желаем вам не скучать, а играть, не только слушать и смотреть, но и самим петь! Не грустить, а веселым быть и других веселить! Украшать праздник смехом, танцем, прибауткой и веселой доброй шуткой!
Глашатай 1. А вы знаете, как называется страна, где мы живем? (Ответ) Всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Глашатай 2. Наши предки называли себя славянами. От них ведут начало и белорусский, и украинский, и русский народы.
Глашатай 1. А на какое слово похоже “Славяне”?
Глашатай 2. Славяне похоже на слово “Слава”.
А это значит, что славяне – это славный народ.
А еще называли они себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь.
Глашатай 1. А ты знаешь, как жили славяне и что было у них в доме?
Глашатай 2. Нет, не знаю.
Глашатай 1. Вот попробуй отгадать мои загадки, тогда и узнаешь.
Загадки
1.Стоит девица в избе,
Коса на дворе,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Все про нее забывают. (Печь)
2.Рогат – да не бык,
Хватает – да не ест,
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (Ухват)
3.Железный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Глашатай 1. А спали они на лавках (обращает внимание на лавки, на костюмы кукол, сидящих на них, костюмы детей) Рисунок 4.
Глашатай 2. На какую лавку сядем, такой народ и увидим. (Садятся)
Глашатай 1. Белорусский народ
Свою песню поет.
Белорусская народная песня “Савка и Гришка” Рисунок 5.
Обр. В.Герчик. Играем и поем. М. – Просвещение, 78.
(Глашатаи пересаживаются на другую скамейку)
Глашатай 2. Расскажи небылицу
Глашатай 1.
А что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг, из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута –
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Глашатай 2.
А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился (дразнит).
Глашатай 1.
Хочу в угол поставить,
Петухом кричать заставить.
Угол – вам не наказание,
А смешное состязание.
Русская народная игра “Угол на угол”
Участвуют 5 детей. Водящий располагается в центре, четверо игроков – по углам. Водящий кричит: “Угол на угол!” Остальные громко отвечают: “Ку-ка-ре-ку!”, все под музыку меняются местами. Тот, кому не досталось место в углу, становится водящим.
Глашатай 2.
Ах, игры старые, забытые
Давным-давно, до глубины…
В недавнем прошлом знаменитые…
В них поиграем здесь и мы.
Украинская народная игра “Хлибчик” (Приложение 2)
Глашатай 1.
Ехала торба с высокого горба.
В той торбе хлеб, соль да пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Дети. Я с тобой! Я с тобой!
Инсценировка р.н.п. “Летели две птички”
Музыкальный руководитель №3, 2008.С.-45.
Глашатай 2.
Собирайся, детвора,
Белорусов ждет игра!
Белорусская народная игра “Лиска” (Приложение 2)
Глашатай 1.
Выходи скорей, дружочек,
На весенний, на лужочек.
Поет и пляшет хоровод,
Весну встречает украинский народ!
Хоровод “Весняночка”
Сл.Г.Бойко, муз. А.Филиппенко. Поют малыши. Киев 72.
Звучит фонограмма пения птиц
Глашатай 1.
Поют чудесно соловьи
От зари и до зари,
И подыгрывают им свои
Умельцы, наши ложкари!
Игра на ложках “Коробейники” р.н.м.
Глашатай 1.
Ну-ка, к лавочке беги,
Суковаточку займи.
Хотим с нею поиграть,
Кто ловчее всех узнать.
Дети садятся на свои скамейки, “скучают”.
Дети.
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Игра “Лавочка-суковаточка”
Выходят взрослые, одетые в национальные костюмы, читают стихи на русском, украинском, белорусском языках. Рисунок 6.
Глашатай 2. Вот как здесь все переплелось: и украинский, и русский, и белорусский народы. Ну, как плетень!
Песня “Заплетися, плетень” (фонограмма “Иван Купала”)
Поют взрослые, дети идут змейкой, держась за руки, образуют общий круг, останавливаются.
Ребенок 1.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне…
Скажите, кто мы?
Дети Мы – славяне! (поднимают руки вверх)
Ребенок 2.
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие.
Зовемся ныне – россияне.
Издревле кто мы?
Дети Мы – славяне! (поднимают руки вверх)
Фонограмма песни “Пусть всегда будет солнце!” муз. А.Островского
Все хлопают. Рисунок 7.