Проект "Мы — славяне!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта: дать детям знания об истории и культуре своих предков, понятие о различии и единстве славянских народов (Белоруссии, Украины, России), воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям.

Задачи проекта:

  • Научные. Дать истинные знания о мире, человеке, национальности, в основе которых лежит научное обоснование. Приобщать детей к духовно-нравственным традициям славянских народов.
  • Нравственные. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к культурному наследию своего народа. Воспитывать любовь и уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения представителям других национальностей.
  • Эстетические. Познакомить детей с русскими, белорусскими, украинскими песнями разного характера (хороводными, игровыми, трудовыми, шуточными), Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку. Знакомить с изделиями народного промысла, прикладным искусством. Вызывать эмоциональный отклик на произведения декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, иллюстрации.

Этапы работы.

Подготовительный этап – сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Первый этап – познавательный. Проведение тематических занятий, оформление посещение выставок народного быта.

Второй этап – исследовательский. Разучивание народных подвижных игр, хороводов, песен.

Третий этап – практический. Изготовление кукол в народных костюмах, поделок, рисунков.

Четвертый этап – заключительный. Проведение праздника “Славянский круг”.

Задачи участников проекта.

Музыкальных руководителей, руководителя физического воспитания: организовать предварительную работу. Спланировать, скоординировать деятельность участников в течение “Недели славянских народов” в рамках проекта “Мы – славяне!” Познакомить с народным музыкальным творчеством, разучить народные песни, музыкальные и подвижные игры, хороводы. Провести праздник “Славянский круг”.

Старшей медицинской сестры: организовать блюда национальной кухни, использовать в меню их названия.

Педагога по ИЗО: познакомить детей с элементами народной росписи (белорусской, украинской, русской), организовать выставку детских рисунков и поделок по теме проекта.

Педагогов старших возрастных групп: провести тематические занятия, познакомить с устным народным творчеством, использовать в беседах русские, белорусские, украинские сказки, поговорки, пословицы. Провести анкетирование по теме среди родителей дошкольников. Организовать выставки, мини-музеи предметов народного быта и творчества.

Родителей воспитанников: оказать помощь педагогам в организации мини-музеев и выставок народного быта и изделий прикладного искусства. Изготовить русские, украинские и белорусские народные костюмы для кукол.

Практический выход

  1. Презентация проекта “Мы – славяне!”
  2. Выставка изделий народного творчества и быта.
  3. Фотоальбом по теме проекта.
  4. Альбом детских творческих работ по теме проекта.
  5. Куклы в белорусских, украинских и русских народных костюмах.
  6. Библиотечка рецептов народной кухни.

Защита проекта

Проводится в форме проведения “Недели Славянских народов” и праздника “Славянский круг” для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Способы организации работы

  • По принципу добровольности
  • Под руководством музыкальных руководителей и руководителя физического воспитания

Работа по проекту оценивается

  • комиссией (заведующей МДОУ, заместителем заведующей по УВР)
  • воспитанниками детского сада
  • родителями

План проведения “Недели славянских народов”

Вторник – день Белоруссии

Утро:

  • рассматривание альбомов о Белоруссии, символики;
  • беседа о столице Белоруссии – городе-герое Минске;
  • экскурсия на выставку предметов белорусского народного быта и прикладного искусства, организованную в детском саду;
  • слушание белорусской народной сказки “Пых” (настольный театр);
  • знакомство с белорусскими народными пословицами (Приложение 1);
  • рассматривание разновидностей картофеля (бульбы), дегустация.

Прогулка. Белорусские народные подвижные игры “Пярстенёк” (Колечко), “Пляцень” (Плетень), “Лиски” (Приложение 2).

Перед сном чтение белорусских народных сказок (Приложение 3).

В меню блюда белорусской кухни.

Среда – день Украины

Утро:

  • рассматривание альбомов, книг об Украине, символики;
  • беседа о столице Украины – городе Киеве;
  • знакомство с украинскими народными пословицами (Приложение 1);
  • посещение выставки предметов украинского народного быта и прикладного искусства;
  • представление по мотивам славянской сказки “Гуси-лебеди”;

Прогулка. Украинские народные подвижные игры “Чаклук”, “Перепелочка”, “Хлибчик”, “Мак” (Приложение 2).

Перед сном чтение украинских народных сказок (Приложение 3).

В меню блюда украинской кухни.

Четверг – день России

Утро:

  • посещение мини-музея России;
  • рассматривание альбомов и экспонатов;
  • знакомство с русскими народными пословицами (Приложение 1);
  • слушание рассказа воспитателя о предметах русского народного быта и прикладного искусства в “Русской избе” Рисунок 1, 2;

  • дегустация русского каравая;
  • тематическое занятие по русскому музыкальному фольклору (Приложение 4).

Прогулка. Русские народные подвижные игры “Заря”, “Краски”, “Филин и пташки”, “Обыкновенные жмурки” (Приложение 2).

Перед сном чтение русских народных сказок.

В меню блюда русской кухни.

Пятница – день славянских народов.

  • посещение выставки детских рисунков “Мы – славяне!” Рисунок 3.

  • Праздник “Славянский круг”

Под музыку дети, одетые в национальные костюмы (украинские, белорусские, русские), заходят в зал, садятся.

Глашатай 1. Ле-ли, ле-ли, э-ге-гей! Слушаем все вместе и каждый в отдельности! Сегодня мы вас, дорогие гости, приглашаем в “Славянский круг”.

Глашатай 2. Желаем вам не скучать, а играть, не только слушать и смотреть, но и самим петь! Не грустить, а веселым быть и других веселить! Украшать праздник смехом, танцем, прибауткой и веселой доброй шуткой!

Глашатай 1. А вы знаете, как называется страна, где мы живем? (Ответ) Всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

Глашатай 2. Наши предки называли себя славянами. От них ведут начало и белорусский, и украинский, и русский народы.

Глашатай 1. А на какое слово похоже “Славяне”?

Глашатай 2. Славяне похоже на слово “Слава”.

А это значит, что славяне – это славный народ.

А еще называли они себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь.

Глашатай 1. А ты знаешь, как жили славяне и что было у них в доме?

Глашатай 2. Нет, не знаю.

Глашатай 1. Вот попробуй отгадать мои загадки, тогда и узнаешь.

Загадки

1.Стоит девица в избе,
Коса на дворе,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Все про нее забывают. (Печь)

2.Рогат – да не бык,
Хватает – да не ест,
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (Ухват)

3.Железный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)

Глашатай 1. А спали они на лавках (обращает внимание на лавки, на костюмы кукол, сидящих на них, костюмы детей) Рисунок 4.

Глашатай 2. На какую лавку сядем, такой народ и увидим. (Садятся)

Глашатай 1. Белорусский народ

Свою песню поет.

Белорусская народная песня “Савка и Гришка” Рисунок 5.

Обр. В.Герчик. Играем и поем. М. – Просвещение, 78.

(Глашатаи пересаживаются на другую скамейку)

Глашатай 2. Расскажи небылицу

Глашатай 1.

А что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг, из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута –
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.

Глашатай 2.

А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился (дразнит).

Глашатай 1.

Хочу в угол поставить,
Петухом кричать заставить.
Угол – вам не наказание,
А смешное состязание.

Русская народная игра “Угол на угол”

Участвуют 5 детей. Водящий располагается в центре, четверо игроков – по углам. Водящий кричит: “Угол на угол!” Остальные громко отвечают: “Ку-ка-ре-ку!”, все под музыку меняются местами. Тот, кому не досталось место в углу, становится водящим.

Глашатай 2.

Ах, игры старые, забытые
Давным-давно, до глубины…
В недавнем прошлом знаменитые…
В них поиграем здесь и мы.

Украинская народная игра “Хлибчик” (Приложение 2)

Глашатай 1.

Ехала торба с высокого горба.
В той торбе хлеб, соль да пшеница.
С кем хочешь поделиться?

Дети. Я с тобой! Я с тобой!

Инсценировка р.н.п. “Летели две птички”

Музыкальный руководитель №3, 2008.С.-45.

Глашатай 2.

Собирайся, детвора,
Белорусов ждет игра!

Белорусская народная игра “Лиска” (Приложение 2)

Глашатай 1.

Выходи скорей, дружочек,
На весенний, на лужочек.
Поет и пляшет хоровод,
Весну встречает украинский народ!

Хоровод “Весняночка”

Сл.Г.Бойко, муз. А.Филиппенко. Поют малыши. Киев 72.

Звучит фонограмма пения птиц

Глашатай 1.

Поют чудесно соловьи
От зари и до зари,
И подыгрывают им свои
Умельцы, наши ложкари!

Игра на ложках “Коробейники” р.н.м.

Глашатай 1.

Ну-ка, к лавочке беги,
Суковаточку займи.
Хотим с нею поиграть,
Кто ловчее всех узнать.

Дети садятся на свои скамейки, “скучают”.

Дети.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

Игра “Лавочка-суковаточка”

Выходят взрослые, одетые в национальные костюмы, читают стихи на русском, украинском, белорусском языках. Рисунок 6.

Глашатай 2. Вот как здесь все переплелось: и украинский, и русский, и белорусский народы. Ну, как плетень!

Песня “Заплетися, плетень” (фонограмма “Иван Купала”)

Поют взрослые, дети идут змейкой, держась за руки, образуют общий круг, останавливаются.

Ребенок 1.

Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне…
Скажите, кто мы?

Дети Мы – славяне! (поднимают руки вверх)

Ребенок 2.

Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие.
Зовемся ныне – россияне.
Издревле кто мы?

Дети Мы – славяне! (поднимают руки вверх)

Фонограмма песни “Пусть всегда будет солнце!” муз. А.Островского

Все хлопают. Рисунок 7.