Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений

Разделы: Начальная школа


Основы формирования функционально грамотной личности закладываются в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте, во время обучения различным видам речевой деятельности – говорению, слушанию, чтению, и письму. Функционально грамотная личность - это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению, любовь к чтению литературы. Задача педагога – научить качественному чтению, сформировать у детей душевную потребность и привычку, привить любовь к литературному чтению.

Качественное чтение - это “беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи” [1]. Особый жанр литературы – поэзия, как нельзя лучше помогает ребёнку понять, что же такое – выразительное чтение.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Искусство выразительного чтения заключается в глубоком воздействии чтеца на слушателей. Однако, умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности, работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению. Выразительно читать - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его, или относится к нему говорящий.

С чего начинать работу по формированию умения выразительного чтения стихотворений? Учитывая различия в речевой подготовке учащихся, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и письма, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Большую пользу приносят артикуляционные гимнастики, упражнения с зеркальцем, дыхательные упражнения.

В дальнейшем, вся работа приобретает более сложный характер, так как учащиеся используют такие важные технические приёмы выразительного чтения, как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание. Кроме этого, овладевают и другими необходимыми умениями: учатся определять ключевые слова, смысловые паузы и логическое ударение, правильно интонировать отрывок, определять ритм и темп чтения произведения.

Овладение приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении в содержание читаемых произведений. Таким образом, для формирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Представьте, идёт урок чтения, на котором дети самостоятельно читают новое, незнакомое стихотворение. Обратите внимание на своих учеников в момент их первого чтения. В каждом классе наверняка есть такие дети, которые при первом чтении, даже про себя, воспримут стихотворение в его эстетической значимости. Эти дети с верными акцентами интонируют произведение при чтении. Можно предположить, что у них развито чувство стиха. Большинство ребят в классе проявят интерес к тексту после выразительного чтения стихотворения учителем, или мастером художественного слова в записи, или подготовленным ребенком. В классе могут быть учащиеся, которые не проявят интереса к произведению. Ребята младшего школьного возраста неодинаково воспринимают стихи, потому что восприятие поэзии зависит не только от возраста учащихся, но и от темперамента, от уровня начитанности, от склада психики. Опираясь на эти данные нужно строить работу по формированию умения воспринимать лирику, ее анализировать, интерпретировать, интонировать в соответствии с индивидуальным пониманием произведения и определять задачу чтения.

Умение определять задачу чтения включает в себя:

  • умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой,
  • определять своё отношение к событиям,
  • находить интонационные средства для его выражения.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое воображение детей. Эти умения формируются с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста. Развитие умения определять отношение к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.

Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, очень хорошо использовать таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста. Эти знаки запоминаются постепенно, по мере практического ознакомления с ними. Детям предлагается запомнить и использовать при работе с текстом следующие знаки разметки текста:

1. Ударение в слове ( ' )

2. Логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой. ( _____ )

3. Паузы: короткая, средняя, длительная. ( , , )

4. Движение голоса по звукам разной высоты (мелодика):

  • повышение голоса обозначает стрелкой вверх (),
  • понижение голоса - стрелкой вниз ( ).

Для того, чтобы помочь ребёнку описать своё настроение, эмоциональное восприятие стихотворения, можно предложить заготовленные карточки со словами, описывающими палитру эмоций от негативных до восторженных. На первых порах возможно условное разделение на три группы, которые также обозначаются символами:

  • : печаль, грусть, разочарование, горе, скорбь, волнение,…,
  • : равнодушие, спокойствие, безразличие,…,
  • : восторг, радость, удовольствие, наслаждение, гордость,…

Кроме этого можно использовать и палитру цветов. В течение урока, на каждом этапе работы над стихотворением ребёнок раскрашивает лист бумаги и выбирает для этого цвет. Организовать работу учитель может по своему усмотрению.

Работа над стихотворением проводится по следующим этапам:

  1. Этап восприятия. Сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, удивлением, вопросами. Обратите внимание на реакцию детей, на их комментарии, вопросы, высказывания. Вопросы детей - это начало диалога между автором и читателем, ориентированного на осознание основной мысли произведения, авторской позиции. Этап связан с трудностями процесса чтения.
  2. Анализ произведения. Специально организован учителем. Цель: понять главную авторскую идею, увидеть, как идея подается в данном произведении. (К.И.Чуковский: “Анализ- это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали”). Ребята намечают пути дальнейшей работы над стихотворением. Анализ учит ребенка всматриваться в каждое слово, предложение, строфу или, наоборот, идти от общего представления целого текста к его деталям, частностям. Анализировать следует те особенности текста, которые позволят решить поставленные учебные задачи.
  3. Интерпретация – рождение нового смысла. Необходимо соединить первые представления о замысле автора с результатами анализа. Цель: творческое, сознательное стремление читателей обнаружить и истолковать смысл стихотворения.
  4. Итог работы: выразительное чтение вслух.

Учащихся младшего школьного возраста привлекают тексты, в которых есть интересные герои, содержатся увлекательные события, присутствует какая-то тайна, которую ребенок хочет разгадать сам. Ребенка может заинтересовать язык автора произведения, передающий особые оттенки переживаний, чувств. Ребята с желанием будут читать игровые, шуточные, юмористические стихи.

Лирические произведения, отражающие состояние, переживания героя, содержат внутренний монолог, пронизанный самыми разными интонациями, воздействующими на читателя. Ребенку, пока еще не имеющему богатого читательского опыта, тяжело сразу проникнуться настроениями поэта, переживаниями лирического героя. К этому юного читателя нужно подготовить, изучая небольшие по объему произведения с интересными темами. На таких стихотворениях ребенок с помощью педагога откроет в себе способность удивляться неожиданно сказанному слову, интересно описанному пейзажу, оригинальному сравнению. Может быть, открытие будет таким, что ребенок захочет еще раз перечитать, пересмотреть уже знакомые строки и опять удивиться мастерству автора.

Работа над выразительным чтением будет способствовать желанию ребенка научиться понимать не только то, что лежит на поверхности текста, но и проникать в глубину идеи автора, выразить свое индивидуальное отношение к прочитанному, передать это отношение при выразительном чтении вслух. Все те знания и умения, которые получают ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведения для слушателей.

На уроке чтения это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям, инсценирование произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяют роли. Ученик, получив свою роль, пытается найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.

[1] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа “Чтение и начальное литературное образование”.- В сб. “Программы общеобразовательных учреждений”. Начальные классы 1-4.