Великие художественные культуры обладают уникальной способностью сохранять своё значение для потомков по истечении многих столетий. Из века в век менялись представления о смысле жизни, смерти и бессмертия, отражаясь в неповторимых образах искусства античности и Ренессанса, барокко и классицизма. Сердцем культуры можно считать литературу и театр, живопись и зодчество, ваяние и музыку.
Сегодня Россия переживает сложный этап освоения “общечеловеческого языка”, общечеловеческих ценностей. И в этом процессе огромную роль играет предмет Мировая Художественная Культура, который даёт возможность общаться с творениями разных эпох и народов, понять развитие различных искусств в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
В программах по Мировой Художественной Культуре музыке отведена значительная роль. Однако многие педагоги на уроках отдают предпочтение изобразительным видам искусства, а музыка иногда служит фоном при изучении тех или иных произведений. Преподавание МХК в музыкальной школе расширяет возможности педагога, музыка не только эмоциональный фон урока, но часто главное действующее лицо. Именно музыкальная школа даёт возможность глубоко “погрузиться в культуру” определённой исторической эпохи, используя огромный музыкальный материал, изучаемый в классе музыкальной литературы и на уроках “специальности”. Этому способствует адаптированная программа по МХК, составленная автором данной методической работы, в которой совмещены темы, изучаемые на 3 и 4 году обучения музыкальной литературе и МХК – по времени, направлениям в искусстве, стилям и т. д.
Данная работа посвящена искусству Возрождения и представляет собой методические разработки трёх уроков по МХК различных по форме и содержанию: урок-концерт; урок-спектакль; урок-игра.
Урок-игра. Музыкальная викторина “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”
Цель любого предмета эстетического курса – развивать у всех учащихся понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем; способность и стремление воспринимать художественную культуру в течении всей жизни. Для выполнения этой цели педагогу нужно дать сумму знаний, формировать навыки и умения; развивать творческие способности учащихся, стремление к самообразованию.
В предлагаемой разработке используются игровые методы, способствующие активизации творческой деятельности учащихся: не механическое восприятие, запоминание, воспроизведение, а активное усвоение знаний в процессе игры. Проблемные ситуации, возникающие в игре, способствуют развитию логического мышления учащихся, умению работать в группе. Большое значение имеет личностная значимость каждого участника игры. Участие в подобной игре-турнире даёт возможность учащимся не только закрепить изученный материал, но и получить новые знания путём творческого поиска.
Каждый вопрос викторины представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства эпохи Возрождения. И опять – главное здесь музыка, которая начинает и завершает игру, сопровождает “вращение волчка”, звучит в каждом вопросе, даже если он посвящён литературе или изобразительному искусству Ренессанса. Именно музыка способна создавать “аромат” далёкой эпохи Возрождения, именно она яркая связующая нить между настоящей и прошлой культурой.
Пояснительная записка
Идея викторины заимствована из одноименной телевизионной передачи.
Цели и задачи: развитие художественного кругозора учащихся; использование знаний, полученных на уроках музыкальной литературы и МХК.
Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, гонг, песочные часы, Волчек.
Вопросы находятся в пронумерованных конвертах на отдельном столе, рядом с ними все, что необходимо для оформления вопроса.
На стене два “табло” для выставления очков командам: на тематически оформленных ватманских листах крепятся фишки из цветной бумаги, согласно правилам игры, их подсчет определяет победившую команду.
Оформление зала: на стенах репродукции картин знаменитых художников эпохи Возрождения; высказывания об искусстве, выбранные участниками игры в качестве эпиграфов.
Участники игры в костюмах этой эпохи располагаются за двумя столами.
Правила игры: в викторине принимают участие две команды знатоков по 6 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана, который руководит обсуждением ответов.
В игре 12 вопросов. Команды с помощью волчка поочередно выбирают вопрос.
Время на обдумывание – 1 минута. Обсуждение начинается и заканчивается по сигналу гонга.
В зависимости от качества ответа знатоки могут получить от одного до трех жетонов.
“Заработанные” жетоны крепятся на табло, отражающих всю работу команды. Жетоны-очки подсчитываются по окончании игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
СЦЕНАРИЙ
Музыкальная заставка: Хасслер “Попляшем, попрыгаем”.
Ведущий преподаватель: Эпоха Возрождения! Чтобы кратко выразить главную особенность Возрождения, обычно употребляют слово “гуманизм”. Под гуманизмом подразумевали, прежде всего, веру в человека и его огромные возможности, во всемогущество знания. Недаром первая гуманистическая школа, открывшаяся в 1425 году в Мантуе, называлась “Дом радости”. Основатель ее Витторино да Фельтре стремился придать учению характер удовольствия. У них можно прочитать: “что достойней человека, чем выделиться среди остальных? Выделится дает ученость”. Главными ценностями этого времени стали – Интеллект, Гармония, Мощь, нашедшие свое воплощение в искусстве.
Так что же такое Возрождение?
Приоткрыть завесу над этой эпохой мы и попытаемся сегодня!
Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в античность”. И если гуманисты одевали античные одежды, придавая своей жизни некую карнавальность, то мы сегодня, играя в Возрождение, облачились в костюмы этой эпохи.
Ведущий напоминает правила игры и представляет команды “Академия” и “Камерата”. Капитаны команд знакомят с участниками игры и комментируют название..
“Академия” – название различных обществ, возникших в Италии и в других европейских странах в эпоху Возрождения, которые объединяли философов, поэтов, ученых, музыкантов. Основное место занимали диспуты, соревнования (поэтические, музыкальные). Одна из первых академий создана в 1470 году во Флоренции и взяла свое название от академии Платона (само же название происходит от имени мифологического героя Академа, в честь которого названа местность близ Афин, где Платон читал лекции своим ученикам).
“Камерата” – компания, творческое объединение поэтов, музыкантов, философов, возникшая в 1580 году во Флоренции. Во главе граф Джованни дель Барди (позднее руководителем стал просвещенный любитель музыки Якопо Корси). Члены камераты – композитор, лютнист, музыкальный критик Винченцо Галилей; композиторы Джулио Каччини и Якопо Пери; поэт Оттавио Ринуччини. На собраниях обсуждались проблемы новой музыки, сочинения одноголосных мелодий с аккомпанементом. Опыты создания музыкально-драматических сочинений нового типа привели к возникновению оперы.
Вращение волчка сопровождается музыкой: Г.Нейзидлер “Танец”.
ВОПРОС № 1
Художники и композиторы часто обращались к тексту Евангелия. Только через религиозный сюжет можно было с такой потрясающей силой и доступностью обратиться к общечеловеческим понятиям жизни и смерти, добра и зла. Слушаем и смотрим (на фоне музыки Шютца видеоряд с репродукциями картин).
Вопрос: назовите эти произведения искусства и их авторов.
ОТВЕТ: Прозвучал фрагмент из “Страстей по Луке” Шютца.
Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”
Джотто “Поцелуй Иуды”
Босх “Несение креста”
Донателло “Распятие”
Боттичелли “Снятие с креста”
Во всех этих произведениях – человек в его величии и слабости, высоком и низменном, предательство, раскаяние. Все это пронизано состраданием и любовью. В них тайна смерти и великая тайна человеческой души.
ВОПРОС № 2
Флоренция – главный город Тосканского великого герцогства, богатый и пышный. Нередко его награждали эпитетами “красивый и прелестный”. За свою культуру и красоту город был назван современниками итальянскими Афинами. Флоренция в переводе с итальянского “цветущий город”.
На фоне музыки мадригала Доуленда, “Бела, как лилия”:
Перед вами репродукции картин Святослава Николаевича Рериха (“Белые лилии”, “Красные лилии”, “Гайллардии”).
Вопрос: какой цветок изображен на гербе г. Флоренции?
ОТВЕТ: Алая лилия – герб Флоренции. Символ города – Каменный лев – Мардзокко, изваян Донателло. Одной лапой он опирается на пьедестал, другой держит герб Флоренции. Лев олицетворяет собой гордость, свободолюбие и бесстрашие.
ВОПРОС № 3
Каждая улица Флоренции – мир искусства. “Ее стены, – сообщает историк того времени, – это сосуд, содержащий роскошный цветок человеческого гения, этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которою украсил землю итальянский народ”. Камни Флоренции хранят эхо шагов великих граждан мира, что проходили здесь века назад.
Перед вами знаменитый собор, о котором Микеланджело сказал: “Трудно сделать также хорошо, невозможно сделать лучше”.
Вопрос: как называется этот собор? И с именами каких величайших художников он связан?
В качестве музыкального сопровождения звучит музыка Каваццони “Кредо”.
ОТВЕТ: Собор Санта-Мария дель Фьоре – символ величия Флоренции.
Джотто спроектировал кампаниллу. После его смерти в 1337 году его ученики Таддео Гадди и Андреа Пизано продолжили строительство кампаниллы, а завершил все сооружение в 1357 году зодчий Франческо Таленти.
Донателло сделал “жертвоприношение Исаака” для компаниллы и пять мраморных статуй пророков.
В 1436 году Брунеллески завершил гигантскую работу – купол собора.
Вазари через 100 лет: “Можно с уверенностью сказать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который заставил бы их соперничать с самим небом”.
ВОПРОС № 4
Возникнув как синтез античности и средневековья, искусство эпохи Возрождения являло богов в образе прекрасных людей. Божественный человек – идеал человека Возрождения. Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.
На фоне “Ave Maria” Жоскена Депре видеоряд репродукций с изображением Мадонны художников Джорджоне, Перуджино, Боттичелли, Липпи, Рафаэля.
Вопрос: как вы думаете, какой картине и какого художника посвящены строки итальянского поэта Джамбатисты Марино:
Где ангелу земному краски взять
Чтоб красоту прославить неземную.
Он должен был, покинув мастерскую
На небе – в царстве божьем побывать.
Он сделал взор божественный открытым.
Зарю и млечность звездного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести.
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести.
Одна из старинных легенд утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к художнику во сне, во время сонной грезы.
ОТВЕТ: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”. Написана в 1515 году – алтарный образ в церкви Святого Сикста в г. Пьяченце. В 1754 году картина куплена для Дрезденской галереи.
ВОПРОС № 5
На фоне музыки Кастельоно Сальтарелла “Роза”, фрагмент “Флора” с картины Боттичелли “Весна” и стихи Полициано:
Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса – добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
Здесь все цветет и никогда не увядает.
На фоне репродукциия “Рождение Венеры” Боттичелли:
В апреле всегда оперяется почва травою,
Злой отступает мороз, вновь плодоносит земля.
Вот потому-то апрель, несомненно, есть месяц
Венеры.
Овидий.
(На стол знатокам ставится коробка.)
Вопрос: что в этой коробке, имеющее непосредственное отношение к картинам Боттичелли и как бы символизирует тайну жизни и смерти?
ОТВЕТ: В коробке три цветка – три розы: бутон – зарождение жизни; распустившаяся роза – цветение жизни; сухая роза – смерть. Цветок – символ разных периодов человеческой жизни, вечный круговорот жизни и смерти, подняться над которым можно лишь на мгновенье – “мгновенье вечной любви”. Флора и Венера символизируют слитность человека и природы, красоту жизни, возвышающую силу искусства.
ВОПРОС № 6
Всю жизнь они своим искусством утверждали веру в беспредельные возможности человека. Они создали свой собственный мир образов, поражающий титанической мощью. Наиболее ярко этот мир предстает в этих творениях. Смотрим и слушаем…
На фоне музыки Бетховена демонстрация видеофрагмент росписи свода “Сикстинской капеллы” Микеланджело.
Вопрос: назовите произведения искусства и их авторов.
ОТВЕТ: Бетховен, Симфония № 5. Скерцо – средний раздел.
Микеланджело, роспись свода “Сикстинской капеллы”.
Искусство этих художников воспевает героическое начало в человеке, тему героического выбора, подвига во имя родины и свободы, тему противоборства судьбе.
Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Четыре с половиной года расписывал потолок капеллы 600 кв. метров.
Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах
И смертное меня не тронет тленье.
Умер в феврале 1564 года. Пожелал, чтобы его схоронили во Флоренции, куда он жаждал “вернуться хотя бы мертвым”. Похоронен в церкви Санта Кроче.
ВОПРОС № 7
В зале появляются Леонардо да Винчи и Андреа Вероккио (учащиеся в костюмах или педагоги).
Вероккио: Никогда ничего не забывай.
Леонардо: Я считаю, что предмет живописи – красота творения природы.
Вероккио: Мой учитель говорил: “Думай о красоте и о правде”. Красота и правда. А это знаменитая скульптура моего учителя! Это крупнейший ваятель. Удастся ли мне когда-нибудь создать нечто подобное? (Речь идет о скульптуре Донателло “Бронзовый Давид”).
Леонардо: Давид, тот самый, что победил Голиафа. Пастушок! Наверное, он тоже любил животных, луга, леса! И, конечно много бродил. Поэтому такой поджарый.
Вероккио: Правда, он худ, но не в этом дело. Главное, что перед тобой изображение обнаженного человеческого тела после более чем тысячелетнего перерыва. После мрачных столетий мой учитель посмел отлить в бронзе нагое тело человека.
Леонардо: Он явился продолжателем эллинских и римских традиций.
Вероккио: Я сейчас работаю над большой композицией по заказу монахов, она давно оплачена и заказчики требуют завершить работу, а мне нужно срочно выехать по делам в Венецию. Я хочу попросить тебя закончить картину, главные фигуры я уже написал. Еще одна фигура написана нашим всеобщим любимцем Лоренцо ди Креди. Тебе придется дописать другую, – и отработай, пожалуйста, фон. Сделай что-то в виде ландшафта. До скорой встречи!
Вопрос: назовите этих художников, о какой картине идет речь, и о ком они вспоминают?
ОТВЕТ: Леонардо да Винчи. Андреа Вероккио – живописец, ваятель, ювелир, гравер, музыкант, ученик Донателло.
Картина Вероккио “Крещение”.
Три недели провел Леонардо в заточении, работая над картиной. Увидев творение, Вероккио сказал: ты как волшебник вдохнул жизнь в деревянную доску, ты меня пристыдил. Кисти я больше не должен касаться. Ученик превзошел учителя! Живописец – ты, а не я. Так будь же им. Ты будешь самым великим художником Италии.
В последствии Леонардо скажет: “Несчастен тот ученик, который не превзойдет своего учителя”.
ВОПРОС № 8
В качестве музыкальной заставки звучит “Канцона” Франческо да Милано.
Трудно найти крупного деятеля Возрождения, который бы не писал стихи. Талантливыми поэтами были Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Томас Мор и другие. Поэты всех последующих времен черпали из сокровищницы поэзии Возрождения.
Вы услышите три сонета Данте, Петрарки и Шекспира. Вам нужно определить принадлежность сонета тому или другому автору.
ОТВЕТ: Франческо Петрарка (1304 – 1374) – великий флорентиец, продолживший дело создания единого итальянского национального языка и литературы; поэт, философ и ученый, политик и путешественник.
Благословляю месяц, день и час,
Год, время года, место и мгновенье,
Когда поклялся я в повиновении,
И стал рабом ее прекрасных глаз.Благословляю первый их отказ,
И первое любви благословение.
Того стрелка, благословляя рвенье,
Чей лук и стрелы в сердце ранят нас.Благословляю все, что мне священно,
Что я пою и славлю столько лет,
И боль, и слезы – все благословенно.И каждый посвященный ей сонет,
И мысли, где царит она бессменно,
Где для другой вовеки места нет.
Данте (1265 – 1321) – первый по времени из великих поэтов Западной Европы, автор книги сонетов и канцон “Новая жизнь” и “Божественной комедии”.
Кто любит всей душой и кто прочтет
Мои стихи и выскажет сужденья
В истолкованьи странного виденья
Пусть мой привет того не обойдет.Треть ночи миновала и с высот
Сияли звезды все без исключения,
Когда Амур мое уединенье нарушил
Страшен был его приход.Он сердце нес мое, оно пылало
И на руках Амура госпожа
Спала, укутанная в покрывало.Он разбудил мадонну, и вкушала
Она от сердца моего, дрожа.
Заплакал он, видение пропало.
Шекспир (1564 – 1616) – величайший драматург всех времен и народов: 37 пьес, поэмы, стихотворные циклы и сборник сонетов. Расцвет английского Возрождения конец XVI – начало XVII века.
Кто под звездой счастливою рожден,
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награжден,
И для меня любовь – источник счастья.Под солнцем пышно листья распростер
Наперсник принца, ставленник вельможи,
Но гаснет солнца благосклонный взор,
И золотой подсолнух гаснет тоже.Военачальник – баловень побед,
В бою последнем терпит пораженье,
И всех его заслуг потерян след,
Его удел – опала и забвенье.
Но нет угрозы титулам моим
Пожизненным – любил, люблю, любим.
ВОПРОС № 9
У поэтов эпохи Возрождения одним из источников вдохновения являлась классическая древность. Античность стала как бы вторым миром, в котором жили поэты. Все они изучали античных поэтов и, в первую очередь Вергилия.
Вопрос: кто из поэтов называл Вергилия учителем, а кто братом?
ОТВЕТ: Данте в “Божественной комедии” путешествует по Аду и Чистилищу с Вергилием и называет его учителем:
О честь и светоч всех певцов земли,
Уважь любовь и труд неутомимый,
Что в свиток твой мне вникнуть помогли!Ты мой учитель, мой пример любимый,
Лишь ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог везде превозносимый.
Петрарка – ученый-гуманист. Он основал науку – классическая филология. Больше других авторов древности почитал Цицерона и Вергилия, называя Цицерона – “отцом”, а Вергилия – “братом”.
ВОПРОС № 10
На рубеже XVI – XVII веков произошло событие, которое оказало огромное влияние на всю последующую музыкальную культуру.
Вопрос: что же это за событие? А поможет вам в этом музыка.
Звучит в записи “Плач нимф” из оперы Якопо Пери “Эвридика”.
ОТВЕТ: 6 октября 1600 года во Флоренции состоялась премьера оперы “Эвридика”. Это первый из сохранившихся до наших дней образец оперного жанра. Композитор Якоп Пери, либреттист Оттавио Ринуччини. Премьера была по случаю свадьбы Марии Медичи, представительницы правящего флорентийского рода, и Генриха IV короля Франции. Главную партию пел автор Я.Пери. В первом исполнении принял участие пятиголосный мадригальный хор и струнный ансамбль (клавесин, лира, басовая лютня и гитара) с солирующими флейтами.
В основе сюжета миф об Орфее. В музыке оперы преобладал речитативный стиль. В том же 1600 году на тоже либретто написал оперу “Эвридика” Джулио Каччини. Она была впервые поставлена в 1602 году также во Флоренции. Вокальный стиль Каччини отличался большей певучестью и колоратурами.
ВОПРОС № 11
Возрождение открыло человека во всем разнообразии его страстей. И каждый художник, создавая мир своих образов, старался проникнуть в тайны человеческой души. Ведущий жанр живописи – портрет и его разновидность – автопортрет.
Вам предлагаются несколько портретов, среди которых автопортреты.
Музыкальное сопровождение: Джон Доуленд “Гальярда короля Дании”.
Вопрос: назовите художников и прозвучавшую музыку.
ОТВЕТ: Тициан “Портрет антиквара Якопо Страда”.
Автопортрет Боттичели (фрагмент “Поклонения волхвов”).
Автопортрет Тициана.
Боттичелли “Человек с медалью”.
Автопортрет Дюрера.
ВОПРОС № 12
На фоне музыки Н.Нигрино (XV – XVI век) “Ричеркар” стихи:
Частенько в памяти всплывает разное,
Но чаще вспоминаю я о ней
Мне шепчет вкрадчиво: – Твоя прекрасная. -
И сердце бьется, и дышать трудней!
Пленительные женские образы – музы поэтов, композиторов и художников.
Видеоряд с женскими портретами Рогира ван дер Вейдена, Дюрера, Тициана, Леонардо да Винчи.
Вопрос: перед вами известная картина Леонардо да Винчи “Мадонна в скалах”. Прекрасный ангел смотрит на зрителя миндалевидными глазами. Назовите имя знаменитой придворной дамы, образ которой запечатлен в ангеле.
ОТВЕТ: В качестве ответа показывается репродукция с картины Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”, на которой изображена Цецилия Галлерани – возлюбленная Лодовико Сфорца, правителя Милана. (Горностай – эмблема Лодовика. Это слово по-гречески имеет сходство с собственным именем дамы). Цецилия Галлерани запечатлена и в образе ангела на картине “Мадонна в скалах”. Леонардо спас ее юную красоту от тлена, увековечив, сохранив ее для будущих поколений.
В заключении игры подводятся итоги викторины, награждаются победители. Звучит старинная музыка в исполнении учащихся (мадригалы в сопровождении инструментального ансамбля).
ЛИТЕРАТУРА
- Кушнеровская Г. Титан. Микеланджело. – 1977.
- Кулаковская А. Методические разработки к курсу Возрождение./Альманах “Искусство в школе”. Вып. 3, часть 1. Самара, 2000.
- Мелентьева Е. Донателло. – “Детская литература”, 1978.
- Мурани-Ковач Э. Флорентийский волшебник. – М.; “Иностранная литература”, 1963.
- Пилюгина С. Вопросы и задания по художественной культуре (Средневековье, итальянское Возрождение). – Саратов, 1999.
- Ротенберг Е. Искусство Италии. – “Искусство”, 1974.
- Самарина Р. Вступительная статья./Сборник “Европейские поэты Возрождения”.
- Федорова С. Свет новых истин./Альманах “Искусство в школе”. Самара, 1977.