Наш северный край

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.
  2. Осуществлять подготовку руки ребенка к письму, через пальчиковую гимнастику, дидактические упражнения, художественно-творческую деятельность с использованием природного и бросового материала.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе речевого общения, интерес к произведениям народов Севера.
  4. Воспитывать любовь и уважение к близким людям и бережное отношение к окружающему миру.

Словарь: аркан – танзян, загон, малица, береста, корневатик.

Материал к занятию:

  • силуэт малицы из цветного картона, оформленная пластилином (Приложение 1);
  • цветные нитки; меховые полоски, бусинки, косточки и семена растений, различные крупы (рис, гречка, чечевица, пшено), цветные квадраты разных размеров;
  • листы бумаги с точечным изображением снежинок (Приложение 2), фломастеры голубого цвета;
  • изображение следов медведя, оленя, птицы (Приложение 3),
  • кольцебросы, оформленные как аркан оленевода (танзян); загон из деревянных палочек,
  • имитация берлоги и чума,
  • хантыйский костюм (Приложение 4), амулеты с хантыйским орнаментом (Приложение 5), предметы быта (берестяные туески, корневатик, пороховница), хантыйские игрушки (деревянная юла, куклы из ткани и меха), изделия из бисера (накосницы, воротник, украшение для волос, шкатулка, большая игольница, футляр для сотового телефона),
  • музыкальные записи по теме занятия.

Предварительная работа:

  1. Просмотр театрализованного действия “Хлебушко”, представленных этнографического музея.
  2. Выполнение работ с использованием разнообразного природного материала, аппликаций различного вида, поделок из пластилина (Приложение 9), (Приложение 10), (Приложение 1).
  3. Разучивание и выполнение самостоятельно пальчиковой гимнастики по схемам и книгам.
  4. Самостоятельная работа с бусинками и крупным бисером.
  5. Использование различных трафаретов для предметного и сюжетного рисования.
  6. Вышивание иглой (пластмассовой) с цветными нитками на специальном панно.
  7. Работа с тканью различной фактуры.
  8. Творческие игры с цветными нитками.
  9. Выполнение различных заданий и упражнений в книжках – раскрасках и тетрадях.
  10. Совместная работа с родителями по изготовлению поделок из природного материала.
  11. Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты, манси по мотивам хантыйской сказки работниками Лянторского этнографического музея.
  12. Подбор экспонатов и оформление выставки “Декоративное творчество народа ханты”
  13. Проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды (Приложение 6).

Ход занятия

Воспитатель Действия детей, предполагаемые ответы
– Ребята, я хочу пригласить вас в удивительную страну, которая находится совсем рядом с нами.  
Звучит музыка народов Севера. Дети входят в помещение, где установлена имитация хантыйского чума с предметами быта.
– Чудесный, холодный край. Чье это жилище перед нами? Как оно называется? Жилище северных народов. Чум – хантыйский дом.
Какие народы живут рядом с нами в северном крае? (Приложение 6) Ханты, манси, якуты, ненцы.
Суров этот край, но люди здесь живут удивительные: смелые, закаленные, мастеровые. Длинными зимними вечерами, занимаясь рукоделием, они рассказывают интересные сказки. Хотите послушать? Тогда возьмите волшебные талисманы, надевайте их, располагайтесь удобно и слушайте северную сказку.  
Звучит запись сказки.

“Жила – была одна женщина со своими детьми. Часто мать занималась шитьем, а дети играли. Она много работала и устала. Попросила мать своих детей помочь ей дошить малицу. Но напрасно, никто из детей не захотел работать. Огорчилась, женщина, оставила работу незаконченной, взяла в руки перышки. привязала к рукам – стали они крыльями, малица ее покрылась перьями, превратил ась она в птицу и улетела. Наигрались дети, проголодались, вспомнили о маме, а ее нет. Шаман забрал ее к себе, чтобы ему вечно служила ...”

Девочка в национальном хантыйском костюме выполняет игровые действия по тексту сказки.

Дети слушают сказку.

– Ребята, как вы думаете, почему мама улетела птицей? Как бы вы поступили на месте детей? Как вы чувствовали себя, если бы это случилось с вашей мамой? Дети высказывают свое эмоциональное отношение, предлагают отыскать маму.
– Ну что ж, ребята, если вы согласны, тогда не будем терять времени и отправимся в путь. Нам предстоит нелегкая работа. Не испугаетесь трудностей? Что это на дорожке? (Приложение 3)

Эти следы оставлены давно. Куда же они ведут? Как вы думаете, кто находится там? Если вы знаете, покажите мне руками.

– Следы животного.

Дети выполняют пальчиковое упражнение “Медведь”

– Ребята, мне кажется, здесь побывал злой шаман. Не видите ли вы его следов, что он нарушил, что здесь неправильно? – На берлоге черные снежинки.
– Давайте быстро исправлять недоброе колдовство шамана. Возьмите волшебные листочки и фломастеры.  
Звучит мелодия вьюги. Дети выполняет упражнение “Обведи по точкам” и укрывают “чистыми” снежинками берлогу (Приложение 2).
– Молодцы, ребята! Одно препятствие мы преодолели. Идём дальше? Не устали? Тогда будьте внимательны в пути. Дети находят следы оленя, узнают и называют их. Идут по ним “как олени” (Приложение 3).
– И здесь побывал шаман! Разогнал всех оленей загона. Поможем оленеводам.

Звучит мелодия “Олени”

Проводится подвижная игра “Поймай оленя”

 
– Всех оленей собрали? Получилось большое ... – Стадо.
– Вот и второе испытание позади. Я горжусь вами! Идем дальше. Дети замечают следы птиц (Приложение 3).
– Какая птица могла оставить следы в нашей местности зимой? Дети называют зимующих птиц.
– Вспомните, ребята, в кого превратилась мама?

Может это она указывает нам путь? Покажем руками птиц и полетели.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику “Большая птица”, затем подходят к столам.
– Мы попали в чудесную комнату, где видим много замечательных вещей. Дети узнают и коротко описывают предметы хантыйского быта, их украшения (Приложение 5), одежду (Приложение 4), отмечают характерный орнамент, состоящий из геометрических фигур.
– Кто мог изготовить все это? Вспомните, ребята, мама успела закончить свою малицу перед тем, как обернулась птицей? Давайте мы оставим игры и забавы и поможем маме. Дети берут основу поделки (Приложение 1) и выполняют творческую работу с использованием подготовленного разнообразного материала (Приложение 7), (Приложение 8).
– Вспомните, ребята, какой мы прошли путь? После завершения работы, дети несут украшенные малицы к чуму, выкладывают их около него, любуются поделками, оценивают работы друг друга, называют материалы, которые использовали для украшения.
– Как вы думаете, вернется ли мама снова в свой чум к детям? Почему? Дети называют этапы занятия, отмечают, что больше запомнилось.
– Давайте оставим эти замечательные малицы, сделанные руками детей, у чума и будем надеяться на скорое возвращение мамы. Дети отвечают.

Используемая литература:

  1. “Кукушка” – ненецкая сказка в переводе К. Шаврова.
  2. “Айога” – нанайская сказка в переводе Ф. Нагишкина.
  3. “Бескрылый утенок” – ительменская сказка в пересказе М. Вашагина.
  4. “Гарпамди – меткий стрелок” – нанайская сказка А. Пассар.
  5. “Пудин и лягушка” – нанайская сказка в обработке К. Белобородова.
  6. “Девочка – лебедь” – северные сказки В Санги.
  7. “Природный парк Кондинские озера” – иллюстрированный буклет.
  8. “Ханты. Манси… Кто ты?” Книга на основе материалов фино-угорского фестиваля под редакцией Ю. Шесталова.