Знание неврологических основ в логопедии является основополагающим в работе с детьми, имеющими патологию развития речи. Изучение дисциплины “лечебная педагогика” начинается со слов Ушинского: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна изучать его во всех отношениях”. Речевые отклонения нельзя вырывать из контекста неврологической патологии, поскольку нарушения речи возникают как следствие патологических процессов, обусловленных наличием неврологических заболеваний.
На нашем семинаре мы, не внедряясь в дебри нейрофизиологии, попытаемся воспроизвести схему взаимодействия речевых и моторных зон коры головного мозга и влияние этого взаимодействия на качество психических функций детского организма.
Развивающаяся психика детей до 9 лет пластична и готова к коррекции. Полноценное формирование психических процессов служит необходимым условием для успешного развития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования собственных действий, рефлексии, ответственности, организованности и многих качеств, необходимых для успешного овладения детьми школьной программой. В свою очередь полноценное развитие всех перечисленных качеств возможно при наличие определенных условий. Это и благоприятная наследственность (а качественная незрелость мозговых структур передается по наследству), нормальное протекание беременности и родов без осложнений, благоприятное окружение ребенка в период развития речи и познавательных процессов, и главенствующая роль в системе психофункционального развития ребенка отводится формированию и развитию мозга.
Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого всего 350–400 граммов, к 1 году он утраивается, а к 6годам – близок к весу мозга взрослого человека. Каждая извилина имеет свою функцию, каждая бороздка, щель. Не говоря уже о том, что два полушария взаимодействуют между собой посредством импульсов, идущих от нервных окончаний. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются. Например, поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, т.к. в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой картотекой. При поражении этой зоны, хранящиеся звуковые образы слов распадаются, и при нормальном слухе человек остается, образно говоря, глухим к словам. Речевые зоны отличаются от всех других одной особенностью. В области второй и третьей лобной извилины находится речевая моторная зона, зона Брока (у правшей – в левом, у левшей – в правом полушарии). Верхняя дополнительная зона играет вспомогательную роль. Все три зоны взаимодействуют и работают как единый речевой механизм. Особенность этой зоны заключается в мощной компенсаторной возможности. Когда поражена одна из речевых зон коры, возникшие при этом нарушения речи через некоторое время частично восстанавливаются. Сохранные зоны коры берут на себя выполнение функций удаленной зоны. К примеру, слуховые и зрительные области при поражении восстановить невозможно.
Развитие мозга идет путем напластывания и надстройки новых уровней над старыми, и служат базисом для новых. Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела.
Задержка речи может возникнуть, если в полной мере не было развито пространственное восприятие, соматогнозис, зрительное восприятие, обоняние, осязание, межполушарное взаимодействие. Фонематический слух, как функция левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае возникают грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у 7-летнего ребенка (у каждого индивидуально) “внешняя речь” и, следовательно “внешнее мышление”. Значит, читать и размышлять вслух ему необходимо до тех пор, пока не будет сформирована “внутренняя” речь и “внутреннее” мышление.
Головной мозг не может полноценно работать, если человек страдает такими недугами как нестабильность шейных позвонков, остеохондроз, сколиоз, гельминты, понижение или повышение функций желез внутренней секреции. В частности, эти заболевания снижают способность усваивать что-то новое.
Рядом с речевыми зонами в коре головного мозга моторные центры пальцев рук. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. При этом работает еще одна особенность: “влияние проприоцептивной (механизм сжимания и разжимания) импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а это сказывается на подготовке руки к письму. У некоторых детей помимо недостатков речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, дефицит внимания, неспособность к волевым усилиям).
С такими детьми работают многие специалисты – сами учителя, психологи, логопеды и врачи. Подходы у всех разные: педагог мыслит феноменологически – он рассматривает явление. Это явление он диагностирует, описывает, его особенности классифицирует и предлагает способы коррекционно-педагогического воздействия.
Успех коррекционно-воспитательной работы во многом зависит от слаженности и дружеской взаимопомощи между специалистами. Неоценимую помощь в работе логопеда в развитии речи и мелкой моторики оказывают занятия с детьми в кружке бисероплетения. Многолетняя совместная работа логопеда и педагога дополнительного образования в нашей школе приобрела четкие очертания и преобразовалась в модель предметно-манипулятивной деятельности, в которой работают два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром – “предметное мышление” и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на функцию речи.
Двигательные навыки, приобретенные детьми в процессе занятий бисером, используются ими затем в учебной деятельности. Все это носит практическую направленность целостно-смыслового характера обучения. Работа с бисером совершенствует моторику рук, укрепляет мышцы пальцев и кистей, тонкие и мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. В результате комплексной работы двух специалистов у детей-логопатов продуктивное воображение, произвольное внимание, образная память способствуют осознанному действию пальцев рук и формирует способность адекватно воспринимать информацию, осуществлять действия с последующим оречевлением. Работа с бисером позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. В работе с бисером у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. бисероплетение – это мир под его контролем. В начале занятия детям объясняются способы плетения, приемы работы, путь прохождения проволоки. В процессе работы с бисером мы решаем ряд конкретных задач:
- преодоление моторной неловкости,
- формирование связной речи,
- осознанное и запрограммированное действие по схеме,
- расширение словарного запаса,
- формирование абстрактно-образного мышления,
- приобретение коммуникативных навыков.
При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предмета целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети изготавливают различные фигурки, а затем учатся рассказывать. Между ребенком и педагогом во время работы устанавливаются доверительные отношения, и эта особенность позволяет применить бисероплетение на определенных этапах работы с заикающимися детьми, корригирую не только речевое поведение, но и эмоционально-волевую сферу ребенка, когда в работе с бисером ребенок забывает о своем речевом несовершенстве. Как правило, дети-логопаты плохо ориентируются в пространстве, плохо считают, имеют проблемы коммуникативного характера, а технология бисероплетения с использованием сказочной тематики обогащает словарь, помогает уточнить знания о предметах, их назначении, классифицировать по логическим категориям: игрушки, животные, цветы, сказочные персонажи. Работа с бисером сопровождается не только оречевлением собственных действий, но и скороговорками, пословицами, загадками, составлением коротких рассказов. Обязательным компонентом занятия является пальчиковая гимнастика и упражнения для глаз. По завершению плетения персонажей сказки, например, “Кот в сапогах”, “Теремок”, “Муха-Цокотуха”, “Доктор Айболит”, “Знаки зодиака” дети становятся участниками театрализованного представления образов, созданных их руками.
Такой элемент арттерапии и терапии бисером способствует практическому осуществлению целостного характера обучения во взаимодействии логопеда и педагога дополнительного образования, в частности, развития тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.
Использованная литература
1. Поваляева М.А. “Справочник логопеда”, Ростов-н/Д: Изд-во “Феникс”,2008.