Цели:
- образовательная: охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу XVIII в.; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в России; показать, что Полтавское сражение было переломным моментом в Северной войне;
- развивающая: продолжить развивать навыки работы с учебником, умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
- воспитывающая: раскрыть полководческое искусство Петра I, патриотизм и мужество русского народа в борьбе со Швецией.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- учебник под редакцией А.Н. Сахарова “История России к XVII – XIX в.”
- тетради
- карта “Россия в н. XVIII в.”
- м/м проектор
- видеохрестоматия “Ожившая история” XVIII в.
Внутрипредметные связи: 1701–1714 гг. – война за Испанское наследство в Европе.
Основные понятия:
- регулярная армия
- рекруты
Важнейшие даты:
- 1700–1721 гг. – Северная война
- 1700 г. – поражение русских под Нарвой
- 1701 г. – победа русских войск под Дерптом
- 1702 г. – взятие Орешка
- 16 мая 1703 г. – основание С-Петербурга
- 1704 г. – взятие Яма, Копорье, Дерпта, Нарвы
- 28.IX.1708 г. – победа у д. Лесной
- 27.VII.1709 г. – разгром Карла XII, Полтавская битва.
Выдающиеся личности: Е.И. Украинцев, Карл XII, М.М. Голицын, Я.В. Брюс, Б.А. Репнин, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, Ф.М. Апраксин, А. Меншиков.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Всем желаю получения хороших знаний, отличных ответов. На прошлом уроке вы начали изучение эпохи Петра Великого и рассмотрели вопросы, о начале его правления, исходя из этого ответьте, пожалуйста, на следующие, вопросы, а ваши ответы я буду оценивать при помощи специальных знаков.
2. Проверка домашнего задания
А) Вопросы классу:
– Каковы были основные направления внешней политики России в конце XVII – началеXVIII веков? (На юге выход к Азовскому и Чёрному морям, а на севере к Балтийскому морю.)
– Каким образом ПётрI начал решать эти задачи? (Организовал поход на Азов.)
II слайд (Приложение 2.)
3) Б) Найдите ошибку. /Читаю текст, даю 1 мин. на обдумывание, проверяю ответы./
Будучи в Архангельске в разговорах с Лефортом Петр обсуждал вопрос о море, его крайней необходимости для России и сейчас вы прочитаете текст об Азовском походе и найдёте те ошибки, которые в нем допущены.
В 1693 г. был издан указ всем служилым людям с требованием собираться в поход на Крым. Во главе войска был поставлен Петром I Г.А. Потемкин. Его отряды двинулись по Дунаю и захватили четыре турецких крепости. Две из них были разрушены, а в двух других оставлены русские гарнизоны. Еще одна часть русского войска под командованием Ф.А. Головина шла по Волге и Дону. Третья группа русских войск под командованием Ф. Лефорта двигалась сухим путем и сильно задержалась.
Основные события развернулись на Днепре. Главным объектом боевых действий стала мощная турецкая крепость Азов. Русские войска подошли к ней в июле 1693 г. Осада крепости длилась три месяца. В результате крепость была захвачена и разрушена
Работа над ошибками.
Указ о подготовке к Азовскому походу был издан в 1695 г., и все события этого отрывка происходят в этом же году.
Первую часть русского войска возглавлять Г.А. Потемкин не мог, т.к. он родился только в 1739 г., командовал этими частями Б.П. Шереметев.
Войска Шереметева двигались не по Дунаю, а по Днепру – Придунайские земли не входили тогда в состав Российского государства.
Основные события развернулись на Дону, в Приазовских территориях, которые принадлежали Турции.
Захватить крепость в этом походе русским войскам не удалось, для чего и был предпринят второй Азовский поход в 1696 году, который закончился победой русских войск. Город стал базой для армии Петра на южных рубежах.
– Почему первый Азовский поход закончился неудачей? (Для осады Азова необходимо было иметь флот.)
– В 1697 году Пётр отправляет Великое посольство, каковы были его цели? (Найти союзников для войны с Турцией.)
– Почему же европейские страны не хотели воевать с Турцией? (Европейские страны готовились к войне за “Испанское наследство” и это благоприятствовало России в международной обстановке.)
Вывод: После Великого посольства южное направление внешней политики меняется на северное, и Петр ведет тайные переговоры за спиной Швеции с Турцией об окончании войны, чтобы начать новую войну, но уже с северной соседкой.
– А чем это было вызвано? (Желанием Росси вернуть прибалтийские территории и выход к Балтийскому морю.)
– Ребята, а были ли у России попытки до XVIII века разрешить вопрос выхода в Балтийское море? (Иван Грозный в ходе Ливонской войны)
– Вспомните, когда Россия окончательно потеряла прибалтийские земли? (После Смутного времени 27 февраля 1617г., по Столбовскому договору Швеции передавались земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Иавнгород, Ям, Копорье, Орешек. Россия потеряла выход к Балтийскому морю.)
III слайд
Задачи урока. Сегодня мы с вами должны выяснить: каким образом ПетруI удалось решить проблему возвращения этих территорий и определить, какую роль оказало Полтавское сражение на ход Северной войны, для этого мы рассмотрим следующие вопросы:
IV слайд
План урока.
3. Объяснение нового материала
а) Начало Северной войны. Причины. Получив известие о заключении перемирия с Турцией на 30 лет, 8 август 1700г., 9 августа Россия объявила войну.
Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 21 с абзаца № 3 до мелкого текста.
V слайд
1) Определите, какие причины, побудили Россию к началу Северной войны?
а) необходимость возвращения древних русских земель у Финского залива;
б) объективными потребностями развития экономики;
в) отсутствие выхода к морю грозило экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.
VI слайд
2) Как Петр готовил Россию к войне? (Стал с конца XVII в. создавать полки регулярной армии, провел Рекрутские наборы.)
Рекруты – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
3) Какие страны вступили в Северный союз против Швеции? (1699г., Россия, Дания, Саксония; показываю на карте)
VII слайд Портрет Карла XII .
В 1700 году начались военные действия между Данией и Швецией. Но Дания развалилась как карточный домик. 18-летний Карл XII, несмотря на молодость, он проявил яркие полководческие способности. После этого “шведский лев”, как его стали называть, ринулся в Прибалтику.
VIII слайд Карта
б) Нарва.
Русское войско выступило к Нарве – крепости на восточной границе Карла XII в Прибалтике 22 августа, а 23сентября уже началась её осада. Петр сам руководил осадой, но пороха, ядер и бомб хватило только на 2 недели.
IX–X слайд Нарва.
Карл подошел к Нарве 18 ноября 1700 г., Петр уехал в Новгород, чтобы поторопить оставшиеся войска, а Карл XII 19 ноября подвел свою армию к русским позициям, растянутым на 7 верст.
Под прикрытием разыгравшейся метели шведы атаковали русские позиции. Иностранные офицеры, служившие в русской армии, в том числе и командующий Шарль Де Кроа сдались в плен. Стойко держались лишь лефортовцы, гавардейцы.
Карл XII, одержавший быструю и легкую победу, все же боялся удара русских в тыл и приказал восстановить разрушенный мост через р. Нарву, чтобы русские смогли уйти на восточный берег.
Русские потеряли 6 тыс. человек, почти все офицеры либо погибли, либо попали в плен, так же 135 пушек достались противнику.
Но Карл XII недооценил русского царя и отправился под Ригу, где вступил в войну против Августа II, с которым у Петра было заключено соглашение.
XI слайд
в) Преобразования и первые победы.
Нарвское поражение стало школой для Петра, но он его назвал “великим счастьем”, потому что оно “леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило”.
1) 1705 г. окончательна введена рекрутская повинность
2) На Урале началось строительство металлургических заводов
3) Было снято часть церковных колоколов (изготовлено 300 орудий)
4) Поиск денег – ведение новых налогов, прибыльщики.
5) Олонецкая верфь – постройка 43 кораблей.
XII слайд Карта (Показать места первых побед)
Уже в ходе начавшихся преобразований Пётр начинает боевые действия и первую победу одерживает, хоть и не в Прибалтике, а под Архангельском, но над шведскими кораблями. В конце 1701 года одержана победа у деревни Эрестфер под Дерптом, разгромлен корпус г. Шлиппенбаха. Шведы потеряли 3 тыс., а 350 человек попало в плен к русским. Эта победа имела огромное моральное значение, Б.П.Шереметьев был произведён в фельдмаршалы. Постепенно от шведов очистили земли по Неве, в 1702 г. была взята крепость Орешек (Нотебург), которую Пётр переименовал в Шлссельбург (т. е ключ-город ко всей Лифляндии). Пётр писал “Првда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен”. Весной 1703 г. взяли Ниеншанц, небольшой городок в устье реки Невы. Пётр стремился закрепиться на отвоёванных территориях, которые исторически принадлежали России, строя там крепости.
XIII–XIV слайд Строительство Санкт-Петербурга 16 мая 1703г.
В 1704 г. русские войска атаковали Нарву и после короткой, но яростной атаки Нарва пала, что означало рубеж на первом этапе войны.
Тем временем Карл XII овладел Варшавой, вторгся в Саксонию.
Август II запросил мира. Карл XII повернул свою армию против России, решив дать русским генеральное сражение.
XV слайд – карта
г) Полтавская битва.
Шведский король имел 63 тыс. солдат, русский царь – 100 тыс., но на стороне Карла XII были боевой опыт, наступательная инициатива, слава непобедимого полководца. Однако на пути к Полтаве произошло несколько крупных схваток.
XVI слайд – Таблица
1708 г., июль, с. Головчино | Поражение русских войск под
командованием Репнина; Поворот на Москву Карла XII |
1708 г., август, с. Доброе | Победа русских войск во главе с
Голицыным; Шведы повернули на Украину, надеясь на гетмана Ивана Мазепу, который обещал поддержку продовольствием, физической силой и даже восстанием против царя. |
1708 г., сентябрь, д. Лесная | Победа русских над корпусом г. Левенгаупта |
Если в первом случае потеряли достаточно солдат, во втором шведы потеряли 3 тыс. человек, русские – 375, то Левенгаупт оставил на поле 8 тыс. убитых, почти всю артиллерию и весь обоз с продовольствием, привел королю 6,7 тыс. голодных, оборванных солдат.
Карл XII подошел к Полтаве и 3 месяца осаждал её, 4 июля к Полтаве приехал Петр. Турция, на которую надеялся Карл XII, отказалась вести войну против России, но несмотря ни на что, шведский король 26 июня решил дать генеральное сражение.
XVII слайд – Полтавская битва.
Вопрос классу: Что такое генеральное сражение?
Предлагаю им приложение № 1, зачитываем определение. (см. Приложение 1)
Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – н. XIX в. исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий.
XVIII слайд – вопросы
Задание классу: Прослушав мой рассказ и просмотрев отрывок:
- Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия.)
- Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы.)
- Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”.)
- Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
- Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)
XIX слайд – карта
А.С. Пушкин посвяти этому событию, которому в этом году исполняется 300 лет, поэму “Полтава”.
Отрывок из поэмы “Полтава”:
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Битва началась в 3-м часу 27 июня 1709 г. Соотношение сил было таковым: со стороны русских 42 тыс. человек, со стороны шведов 30 тыс., превосходство в артиллерии: 102 орудия русских против 39 шведских. Пехота шведов пошла в наступление и бросилась на русские редуты – специальное насыпанное укрепление. Только со второй попытки шведам удалось преодолеть укрепления, Карл XII решил обойти полосу редутов слева. Но Будищинский лес слишком близко подступал к полю сражения. В результате разгоревшегося боя 6 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы шведов г. Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от основных сил. Меншиков отправился за ними в вдогонку с 5 батальонами пехоты и 5 драгунскими полками разбил противника и взял Шлиппенбаха в плен.В это время шведы прорвались сквозь редуты, но из-за шквального огня русских вынуждены были отойти к Будищенскому лесу, поле боя очистилось.
Петр, оставив в лагере 9 батальонов резерва, к 8.00 утра выстроил главные силы в две лини: центр- пехота и артиллерия по бокам кавалерия под командованием Брюса и Меньшикова. Карл же сумел растянуть свою пехоту в одну линию. Русские полки по общему сигналу начали атаку.
Просмотр видеофрагмента.(3 мин. 40 сек.)
На обеде Петр предложил свой знаменитый тост:
– За здоровье учителей, за шведов!
– Хорошо же, Ваше величество, – тут ответил граф Пипер, первый министр Карла XII, – отблагодарили своих учителей.
ИТОГИ: (стр. 28 учебника)
Шведы потеряли: более 8 тыс. убитыми, 3 тыс. пленными.
Русские потеряли – 1345 убитыми, 3290 ранеными.
XX слайд – с вопросами задания.
д) Подведение итогов, проверка задания.
- Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия)
- Какова причина поражения КарлаXII , по мнению автора документа, который вы получили для подготовки на дом.
- Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы)
- Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”)
- Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
- Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)
XXI слайд – “Пётр I в Полтавском бою” Тиннауэр И.
XXII слайд
ВЫВОД: Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Опасность его, как генерального сражения состояла в том, что в итоге можно было потерять всё, выиграв сражение в войне наступает перелом!
Домашнее задание: пар. 42, вопрос № 2,5,6.
Список использованной литературы:
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М. Вако. 2005.
- Интеллектуальные игры на уроках истории.
- Рыжов К.В. Все монархи России. М. Вече. 2003.
- Интернетресурсы.