В настоящее время учителя и воспитатели современной школы понимают, что без использования психологических знаний, без опоры на достижения современной психологической науки невозможно успешно осуществлять учебный, воспитательный и развивающий процесс.
Обучение в Институте Психологии и Педагогики помогает мне, воспитателю ГПД, решать поставленные задачи.
Большую практическую помощь в работе оказывает книга Н.П. Локаловой “120 уроков психологического развития младших школьников”, в которой представлена психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1–4-х классов.
Эта программа помогает повысить общий уровень психологического развития (речь, анализ, синтез, самоконтроль), формирует такие качества и умения, которые способствуют лучшему усвоению школьниками учебного программного материала, развивает мотивационно-личностную сферу, сенсорную сферу, создаёт положительный эмоциональный фон через подвижные игры, спортивные упражнения и игровые задания.
Стимулирующее воздействие на психическую деятельность физических упражнений, подвижных игр и движений известно давно.
Под их влиянием увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы, возрастает уровень работоспособности.
В своей работе я использую отдельные развивающие игры, упражнения, тренинги комфортного общения.
Для создания положительного эмоционального фона в группе продлённого дня я провожу следующие упражнения:
- Упражнение “Улыбнись!”
- Упражнение “Давай познакомимся!”
- Упражнение “Скажите добрые слова друг другу”.
- Упражнение “Азбука хороших слов”
(Дети называют добрые, ласковые, вежливые слова на заданную букву.)
(Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”).
На прогулке воспитанники любят участвовать в тренингах комфортного общения.
- “Скажи комплимент...”
- “Доброе пожелание”.
- “Доверие”.
- “Поменяйтесь местами те, кто...”
(Родился зимой, у кого есть сестра, у кого серые глаза, те, кто летал на самолёте и т.д.) и др.
Разыгрываем ситуации, которые учат детей взаимодействию друг с другом, с родителями, взрослыми.
- Ситуация “Хочу и буду...”
- Ситуация “Меня обижают...”
- Ситуация “Я в школу не пойду!” и др.
В свободное время дети с удовольствием играют в полюбившиеся игры.
“Письмо инопланетянина”.
- “Аналогии”.
- “Выбери главное”.
- “Часть – целое”.
- “Раздели на группы”.
- “Волшебники” и др.
(Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”)
В период переходного возраста (ранний подростковый возраст 10–11 лет) в детском коллективе обостряются проблемы девиантного поведения. Причины отклонений в поведении детей могут быть разными: личностные индивидуальные особенности ребёнка; нарушения в сфере общения; непринятие ребёнка детским коллективом; проблемы в семье; неуспеваемость в учёбе; конфликтные отношения с учителем и др.
Наблюдения за детьми, диагностическое обследование, индивидуальный подход к ребёнку, беседы, игры, тренинги, совместная деятельность, консультации родителей помогают детям преодолевать возникающие проблемы.
С целью изучения эмоционального состояния и наличия агрессивности в нашей группе была проведена диагностика (методика “Кактус”) (М.А. Памфиловой).
Обследование дало интересные результаты:
22 человека принимали участие |
|||
9 человек (признаки агрессивности) |
17 человек (признаки демонстративности, стремление к лидерству) | 9 человек (дистанцированность от семьи, стремление к самостоятельности) | |
5 девочек (оборонительный ответный характер) | 4 мальчика (нарушение общения, изгои) |
Целью другого диагностического задания “Кто я?” было донести до детей идею их уникальности, отличие одних людей от других. Задание вызвало большой интерес у детей. Оказалось, совсем непросто написать 10 слов – эпитетов о себе, дать характеристику другому человеку или представить себе мнение родителей о своём ребёнке. Не все дети справились с этим заданием. Для некоторых было откровением узнать о себе мнение других детей.
Схожие цели преследует игра “Зеркало”, где дети становятся правдивым зеркалом и говорят ребятам об их достоинствах и недостатках.
Использование психолого-диагностических приёмов и технологий в работе с детьми в условиях ГПД дополняет процесс полноценного развития ребёнка, развивает способность выражать свои чувства, своё мнение, отстаивать свою позицию, укрепляет дружбу и взаимопонимание, формирует позитивное восприятие воспитанниками окружающего мира, создаёт в группе положительный эмоциональный фон.