Удивительный мир эмоций

Разделы: Работа с дошкольниками


Удивительный мир эмоций

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональное состояние, которое испытывает дошкольник, легко прочитывается на лице, в позе, в жестах и во всём поведении.

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы. К. Изард писал: “Эмоции энергенизируют и организуют восприятие, мышление и действие”.

Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. В настоящее время технологизация жизни способствует “обесчувствованию” современников. Наши дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Поэтому работа, направленная на развитие эмоций у детей, очень актуальна и важна на современном этапе. C дошкольного возраста необходимо привлечь внимание детей к эмоциям, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций.

С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определённых реальных отношениях с окружающейся действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Над предметными чувствами поднимаются более обобщённые чувства, как-то: чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического и.т.д.

Для работы с “предметными чувствами” была создана модифицированная программа “Удивительный мир эмоций”. Из 10 базовых эмоций мы остановились на следующих: радость, удивление, гнев, страх, вина, обида.

Каждая из этих эмоций ведёт к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

В основу модифицированной программы мы взяли тренинговую программу эмоционального развития дошкольников С.В.Крюковой “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”.

При создании программы опирались на принципы поэтапной организации работы О.В.Хухлаевой и использовали структуру занятий С.В. Крюковой.

Основная её цель: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, создать условия для проживания ребёнком определённого эмоционального состояния.

Об эмоциональном состоянии человека мы определяем по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса, позе и жестам. Поэтому сформулировали следующие основные задачи:

Знакомство детей с основными базовыми эмоциями.

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

Учить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через интонацию, жесты, мимику.

Развивать способность детей управлять своими чувствами и эмоциями, конструктивно разрешать конфликты.

Имея трёхлетний опыт работы по данной программе и, учитывая особенности наших детей, мы расширили перечень задач, включив задачи по обучению детей умению владеть своими чувствами и конструктивному разрешению конфликтов. Исключили знакомство с такими чувствами, как “самодовольство”, “отвращение”, “брезгливость” и “робость”, так как считаем, что они трудны для осознания ребёнком дошкольного возраста. Увеличили количество занятий с целью закрепления знаний о различных чувствах на базе знакомых детям эмоций. Дополнили содержание занятий играми, упражнениями.

Для реализации программы использовали такую форму дополнительного образования, как кружок “Улыбка”. Участники – дети 5–6 лет.

Программа рассчитана на 20 занятий и включает в себя три последовательных этапа:

  • на 1 этапе происходит знакомство с базовыми эмоциями: радость, спокойствие, гнев, страх, вина, удивление, обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств;
  • на 2 этапе происходит обучение детей умению владеть своими чувствами и принимать во внимание чувства другого человека, а также обучение конструктивному разрешению конфликтов;
  • 3 этапе подводятся итоги занятий. С этой целью проводятся заключительные занятия в творческой мастерской и игра – развлечение с участием родителей и детей.

Приложение 1 (Приложение можно спросить у автора статьи)

 Учебно-тематический план

Этапы Содержание Количество занятий в год
1 Знакомство с базовыми эмоциями Первичное знакомство с чувством

Распознавание и произвольное проявление разных чувств

10

3

2 Обучение конструктивному разрешению конфликтов Умение владеть своими чувствами 4
3 Итоговый Творческая мастерская

Игра-развлечение

2

1

Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов, продолжительность их составляет 25-30 минут. Оптимальное количество участников – 8 человек.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому в основу построения программы мы взяли игровые упражнения, направленные на обеспечение психологического благополучия ребенка в детском саду.

Занятие состоит из нескольких частей: вводная, основная и завершающая.

В вводной части взрослый устанавливает контакт между всеми участниками и настраивает их на совместную работу. С этой целью проводятся игры и упражнения “Назови своё имя и покажи это в движении”, “Пропой своё имя”, “Паровозик с именем”, “Имя шепчет ветерок”.

На рабочую часть занятия приходится основная смысловая нагрузка. Первичное знакомство с чувствами: радость, грусть, страх, злость начинается с прослушивания мелодии или с чтения эпизодов из сказок или рассматривания иллюстраций.

Следующим моментом являются игры, в которых используются схематические изображения эмоций (пиктограммы). Эти игры помогают сформировать у детей экспрессивные эталоны. Например, игра “Волшебные шары”. Детям предлагаются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребёнок выбирает себе шар и схематически изображает на нём эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.

Упражнение “Закончи предложение учит понимать и называть своё и чувства других людей. Например, “Я радуюсь, когда…”, “Моя мама радуется, когда…”.

В основную часть занятия также входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Например, при знакомстве с чувством радости дети выполняют этюд “Встреча с другом, исполняют “Танец радости”.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, развивающие умения управлять своим состоянием, способствующие саморегуляции, а именно:

  • мимическую гимнастику, которая снимает общее напряжение и развивает выразительность речи;
  • дыхательную гимнастику;
  • игры и упражнения на мышечную релаксацию для снятия уровня возбуждения и напряжения. Например, “Солнечный зайчик”, “Спасаем птенчика”, “Ручеёк радости”.

Занятия заканчиваются общей игрой или другой коллективной деятельностью (например, созданием общего рисунка).

Обучаясь по данной программе, дети расширяют круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще наблюдается эмпатия к окружающим.

Список литературы:

  1. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М: Айрис – ПРЕСС, 2004.
  2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере – М: ВЛАДОС, 2004.
  3. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам!. Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. – М: Генезис, 2002.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие.- М: Генезис, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль “Академия развития”, 1996.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М:АРКТИ, 2000.
  7. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М: Совершенство, 1998.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.