Урок русского языка по теме "Учимся различать приставки и предлоги". УМК "Начальная школа XXI века", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

Ход урока

1. Организационный момент

– Чему учимся на уроках русского языка?

– Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

– Желаю вам успеха.

2. Актуализация знаний

На доске запись:

в на за по от под с до

– Что это? (Приставки.)

– Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

– Откроем первую часть таблицы:

  Приставка  
это Часть слова  
пишется слитно  
     

(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)

– Соберите слова, в которых есть приставки

На доске: приставка
влететь
отплыть
донести
съехать

Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

– Кто не согласен? Почему?

– Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

На доске: приставка
влететь
отплыть
донести
съехать
предлог
в окно
от берега
до стола
с горы

– Что заметили?

– Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – "предлог".)

3. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)

Задача урока:

– узнать, что такое предлог;
– научиться различать предлог и приставку.
– Что знаете о предлоге?
– Что хотели бы узнать?

4. “Открытие” учащимися нового

Посмотрите на слова с предлогами.

– Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы):

  Приставка Предлог
это Часть слова Самостоятельное слово
пишется слитно отдельно
     

– Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)

– Как отличить предлог от приставки?

Работа в парах:

На доске записаны предложения:

Митя побежал по тропинке.
Митя побежал по узкой тропинке.

Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

Время выполнения – 2 минуты.

(Ответы.)

Вывод: между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

(Открывается нижняя строка таблицы):

  Приставка Предлог
это Часть слова Самостоятельное слово
пишется слитно отдельно
вставить

слово

нельзя можно

 – Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”

– Проверим по учебнику (с. 151).

Физкультминутка для глаз

5. Закрепление

С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).

– Как отличить предлог от приставки?

  • Выполним упражнение с комментированием:

Задание: записать слова, раскрывая скобки.

(по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу

(Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)

  • Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.

Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.

( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

Вывод: Как различить предлог и приставку?

6. Самостоятельная работа

Попробуйте применить это правило самостоятельно.

– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом

Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.
Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.

Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

… катилась … небо синяя туча и … шумела.

(Время выполнения задания – 4 минуты.)

Проверка:

– Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

– Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

– Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

Физкультминутка

7. Диагностика

– Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

1 вариант

Отметь слова с предлогами:

1. (от)крывать
2. (по)земле
3. (от)мороза
4. (про)читать
5. (на)столе

2 вариант

Отметь слова с предлогами:

1. (на)берегу
2. (у)лететь
3. (в)театр
4. (за)ходить
5. (за)окном

Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:

  • высокий – 3
  • средний – 2
  • низкий – 1

(Время выполнения – 3 минуты.)

– Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

7. Рефлексия

Какая учебная задача была поставлена на уроке?

– Достигли мы цели?

– Что такое предлог?

– Как различить предлог и приставку?

– Что понравилось?

– Что было трудным?

– Покажите своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).