Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, слуховую память;
  • развивать связную речь, формировать неречевые способы общения;
  • формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь;
  • воспитывать умение слушать друг друга

Предварительная работа: частичное чтение сказки “Цветик – семицветик”, заучивание слов из сказки “Лети, лети лепесток…”, дидактическое упражнение “Если бы я был… (например, солнцем), я бы…”, беседа “Заветное желание”

Направление работы Содержание занятия Оборудование
 

релаксация, подготовка организма к сосредоточенной деятельности

Организационный момент  
1. Релаксационное упражнение “Растение”

Воспитатель: (дети сидят на коленях на ковре). Представьте себе, что вы маленькие семена самых прекрасных растений. Теплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.

Сообщение темы
2. Чтение сказки “Цветик – семицветик” Текст сказки В. Катаева “Цветик-семицветик”
3. Беседа, дидактическое упражнение “Что сначала, а что потом?”

Воспитатель.

Послушайте предложение: К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок и сушку или к ней пристала собака?

 
развитие слуховой памяти, связная речь Расскажите, как у Жени оказался цветик-семицветик.

Внимательно слушайте предложение: Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку. Что Женя сделала раньше, а что позже: сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку?

сюжетные картинки по сказке
тренировка памяти, передача эмоций посредством цвета 4. Творческое упражнение “Раскрась цветик – семицветик”

Воспитатель: Вы запомнили, какого цвета лепестки были у цветика – семицветика? Сейчас мы будем раскрашивать по одному лепестку и вспоминать, как Женя использовала каждый из лепестков (по очереди дети рассказывают)

бумажный цветок, карандаши
снятие психофизического напряжения, формирование неречевых средств общения Физминутка. (стоя на ковре в кругу)

Мимическое упражнение “Нежный цветок”

Воспитатель. Представьте себе, что в руках у меня волшебный, нежный, хрупкий цветок. Бережно, осторожно будем предавать его друг другу, чтобы не помять и не сломать

целостное восприятие Дидактическое упражнение “Собери вазу”

Воспитатель. Помните, как Женя разбила вазу? У меня тоже есть несколько расколотых ваз. Соберите все кусочки, чтобы вазы стали целыми (собирают). Вот видите, чтобы сделать что-то хорошее надо просто постараться!

разрезные картинки
умение оформлять в речи впечатления, собственное отношение, развитие связной речи Продолжение беседы по тексту

Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Как вы думаете, могла ли Женя лучше использовать лепестки цветика – семицветика?

Заключительная часть

Подведение итога

Воспитатель. Посмотрите на цветик – семицветик, который вы сами разукрасили. Заберите его домой. Как только вам захочется помочь кому-нибудь, захочется совершить какой-нибудь добрый полезный поступок, отрывайте по одному лепесточку и произносите волшебные слова и у вас обязательно все получиться! Не отрывайте лепестки просто так! Многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства! Надо только постараться, потрудиться, заработать своими добрыми, хорошими поступками!

Останется и в группе один волшебный цветок, и первой желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в группе “Радуга” были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!