Цели: расширить знания учащихся о творчестве писателя; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, живописи, музыке; продолжить работу по развитию речи, обогащению словарного запаса детей, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать память, мышление, внимание; творческие способности; воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
– Готовясь к уроку внеклассного чтения, я думаю, что вы уже подружились с поэтом, переводчиком, сказочником С.Я.Маршаком. Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
2. Введение в тему урока. Актуализация знаний
– С.Я.Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства .Вы разучивали “Детки в клетке”,затем перелистывали “Разноцветную книгу”,смеялись над “Рассеянным с улицы Бассейной ”, над дамой, которая сдавала багаж.
3. Артикуляционная разминка
– Сегодня на разминке вспомним отрывок из стихотворения Маршака “Багаж”.
– Прочитайте глазками.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте выразительно.
– Прочитайте скороговоркой.
Дама сдавала багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
4. Работа по теме
– Произведения Маршака интересны и незабываемы. Какую сказку вы прочитали готовясь к уроку?
(На доске запись: С.Я.Маршак “Двенадцать месяцев” пьеса– сказка)
– Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?
(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
– Назовите главных действующих лиц пьесы?(ответы учащихся)
5. Словарная работа
– Как вы понимаете значение слова мачеха?
– Что вы можете рассказать о мачехе из нашей сказки? Какая она?
– Каково значение слова падчерица?
– Какой представил нам эту девочку Маршак?
– Ребята, читая сказку, какие слова вам были непонятны?
(Дети называют слова, разбор значения слов.)
6. Первичное понимание текста
– Понравилась ли вам сказка?
– Вспомним и кратко перескажем её содержание.(краткий пересказ.)
– Для того чтобы передать содержание вы использовали слова. Какие виды искусства помогут вам передать настроение описать природу? (Живопись, музыка.)
– Действие нашей сказки происходит в какое время года?
– Я предлагаю вам, выступить в роли художников и заглянуть в зимний лес. Какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение зимней непогоды?
(Дети по шаблону рисуют зиму.)
– Найдите в тексте как описывает лес автор?
– Вот в такой лес отправилась наша героиня. (Девочка появляется на рисунке.)
– Какие чувства вы испытали когда читали об этом?
– В таком лесу и замёрзнуть недолго. Давайте погреемся.
7. Физкультминутка
Покачайтесь
Покружитесь
Распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.
8. Продолжение работы по теме
а) Работа с пословицами.
(На доске пословицы, названия месяцев пропущены.)
– Если вы правильно распределите слова в пословицах, сможете ответить на вопрос. Кто помог Падчерице, выполнить задание капризной Королевы?
........... – году начало зиме середина. (Январь.)
........... силён метелью, а ............. .капелью. (Февраль, Март.)
........... с водой, .............. с травой. (Март, Апрель.)
б) Работа с текстом
– Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.
(Дети читают:
Январь.– Не трещите морозы…..
Февраль.– Ветры, бури, ураганы….
Март.– Снег теперь уже не тот….
Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)
Подснежник – первый цветок весны. Сегодня на уроке он у нас в гостях. (Показ.)
– Сперва понемножку
Зелёную выставив ножку
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“– Я вижу погода тепла и ясна,
Скажите ведь правда, что это весна?”
– А как о подснежнике рассказали бы вы? (Дети пишут мини– сочинение. Чтение работ.)
9. Обобщение по теме. Итог урока
– Почему братья– месяцы пришли на помощь
Падчерице?
– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту
историю?
– Какие отрицательные качества высмеивает
автор?
– Понравился ли вам наш урок?
– Какое задание было самым интересным?
– Хотели бы вы ещё раз встретиться с
произведениями С.Я.Маршака?
(Оценивание работы детей во время урока .Выставление отметок.)