Цели: Показать истоки возникновения фразеологизмов; обогатить словарный запас учащихся; прививать интерес учащихся к изучению мифов Древней Греции.
Оборудование: рисунки с изображением машины времени и пунктами назначения (Древняя Греция; Феодальная Европа; Русь Златоглавая); рисунки с изображением людей разных профессий (повар; моряк; портной; сапожник); изречение К.Пруткова; выставка книг и словарей, индивидуальные карточки, ребусы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводная часть
Учитель: Тема нашего урока - фразеологизмы. Сегодня мы совершим путешествие на машине времени в прошлое, чтобы понять, как зарождались фразеологизмы, как их использовали ранее и применяют сейчас. Для этого нам нужно построить машину времени. Каждый ваш правильный ответ - винтик в построении нашей машины.
3. Словарная работа
У.: Вам нужно услышать во фразеологизме словарное слово, записать его, а устно дать объяснение значения каждого фразеологизма.
(Один ученик работает у доски, а остальные - в тетрадях.)
Как об стенку горох, ветер в голове, дать берёзовой каши, стреляный воробей, считать ворон, медведь на ухо наступил, сапоги каши просят, как кошка с собакой (живут), трещит как сорока, яблоку негде упасть, как корова языком слизала |
4. Изучение нового материала
У.: Машину мы построили. Начнём путешествие с Древней Греции.
(Демонстрация изображения пункта назначения.)
– У древних греков было много мифов, связанных с богами. Самый главный…
Д.: Зевс.
У.: Но сегодня на уроке прозвучит легенда, которая косвенно связана с Зевсом. Это миф о яблоке. (Демонстрация яблока.)
Это яблоко простое, а бывает ЗОЛОТОЕ. Вот о нём-то и пойдёт повествование.
(Ученик рассказывает о возникновении выражения ЯБЛОКО РАЗДОРА и демонстрирует книги с мифами. Приложение 1)
5. Минутка чистописания
У.: Запишите новый фразеологический оборот ЯБЛОКО РАЗДОРА.
(Дети выполняют задание.)
– Что же обозначает выражение ЯБЛОКО РАЗДОРА? Когда так говорят?
6. Повторение изученного материала
У. Мы с вами на уроках внеклассного чтения знакомились с мифом об аргонавтах. Кто это? Почему их так назвали? Какова цель их путешествия?
На доске:
Аргонавты – это м…фическ… учас…ники перв… дальн…плавания на к…р…бле (А/а)рго, которые, преодолев препятствия, завладели з…л…тым руном.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
– Объясните свой выбор.
7. Развитие речи
У.: Есть в русском языке другие словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ. Например: золотая рожь, золотое кольцо, золотые руки. Какое из этих выражений отнесём к фразеологизмам? Что значит ЗОЛОТЫЕ РУКИ? Почему так говорят?
8. Физкультминутка
9. Развитие речи (продолжение)
У.: Передвигаемся дальше по ленте времени. Итак, мы в ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ.
(Демонстрация изображения пункта назначения.)
– Представьте: замки, окружённые высокими стенами и глубокими рвами, заполненные водой; рыцари в сияющих доспехах, верхом на лошадях; прекрасные дамы в длинных платьях и простые люди, которые шили эти платья, пекли хлеб, ковали мечи, привозили из дальних стран товары. Всё это они делали для своих господ-феодалов.
(Демонстрируются рисунки с изображением моряка, сапожника, портного, повара.)
– Соотнесите рисунки и выражения. Людям каких профессий они принадлежат?
На доске:
два сапога пара тёртый калач |
на живую нитку отдать концы |
У.: У каждого народа есть свои фразеологизмы. Есть они и у нас. Следующий пункт назначения – РУСЬ ЗЛАТОГЛАВАЯ.
Подберите однокоренные слова к слову Русь. Запишите.
(Дети записывают слова: Русь, русский, русич.)
– Выделите корень. Чудо, правда? У слов есть корень. А где ещё встречается корень?
(Дети дают ответы.)
– Корень – основная, главная часть. Слово КОРЕНЬ имеет много значений. Как называются слова, имеющие несколько значений.
Д.: Многозначные слова.
У.: Часто в средствах массовой информации (газеты, телевидение) используют изречения. Одно из таких выражений принадлежит К. Пруткову. Оно звучит так: ЗРИ В КОРЕНЬ. Как понять это выражение?
(Дети дают ответы.)
У.: У любой страны, у любого народа есть свои предания, легенды, мифы, сказки. В наших сказках часто используются животные, которые умеют плакать, разговаривать, то есть качества людей приписываются животным. И во фразеологизмах животные занимают не последнее место.
Выберите из слов, которые даны в скобках, те, которые используются в составе фразеологизма.
(ЗАЯЦ, КОЗЁЛ, КОТ) НАПЛАКАЛ
(МЕДВЕЖЬЯ, ВОЛЧЬЯ, СОБАЧЬЯ) УСЛУГА
ЗНАЕТ (СОБАКА, КОШКА, ЛИСИЦА) , ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА
(Выполнение задания детьми, обоснование выбора слова, объяснение значения фразеологизма, запись в тетрадь.)
У.: Фразеологизмы очень живучи. Они появились очень давно, жили до нас, живут сейчас, будут, я думаю, жить и после нас.
А зачем народ создавал эти фразеологизмы?
Д.: Самобытность речи, меткость изречения, эмоциональность, красочность языка.
У.: Так как фразеологизмы используются и в наши дни, то давайте воспользуемся своими знаниями и создадим более красочный меткий репортаж со стадиона. На стадионе проходит игра между двумя командами мордиков. Кто такие мордики? “Включите” воображение. У каждого из вас будет своё представление об игроках.
(У детей индивидуальные карточки с текстом.) Приложение 2
– Замените выделенные слова фразеологизмами.
(Ответы детей.)
– Запишите любые два предложения с фразеологизмами.
10. Закрепление изученного материала
У.: Мы знаем, что фразеологические сочетания - устойчивые обороты речи, характерные для данного языка. Следующее задание проверит ваше умение в правильном построении фразеологизма. Вам нужно исправить слова, чтобы получить верные выражения.
На доске:
Он был упрямым, хоть палку на голове теши. Ребята пожелали ему ни пуха ни костей. У нашего Романа медвежий аппетит.
(Дети работают самостоятельно.)
– Посмотрите, художник нарисовал такие картинки, что трудно разобраться. Может вы расшифруете?
(Работа с ребусами.)
– А вот эти фразеологизмы тесно связаны с вашим домашним заданием: зарубить на носу, вешать нос, водить за нос. Что общего в этих выражениях?
11. Домашнее задание
У.: Найти и записать фразеологизмы со словом НОС. Для работы используйте словари.
(Демонстрация справочной литературы.)