Задачи:
- Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о лошадях, их внешнем виде, образе жизни, питании, размножении;
- познакомить с некоторыми породами лошадей и их значением для человека.
- Коррекционные:
- развивать словесно-логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- научить наблюдать сравнивать и делать выводы;
- расширять представление об окружающем мире, обогащать активный словарь.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся любовь к животным, в том числе к лошадям;
- учить их заботиться о животных, понимать их красоту и ценность для человека.
Тип урока:
- по дидактической цели – комбинированный;
- по характеру познавательной деятельности – проблемный.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Средства обучения:
- вербально-информационные (учебник, рабочая тетрадь);
- наглядные (иллюстрации, фотографии и рисунки лошадей, таблица «Домашние животные»):
- визуальные (презентация).
Межпредметные связи:
- места обитания диких лошадей – Центральная Азия, Северная Америка (география, 8 класс);
- правописание слов – тяжеловозные, легкоупряжные, верховые (русский язык).
Оборудование: фотогазета «На ипподроме», рисунки лошадей, таблица «Домашние животные», книга Санди Рансфорда «Лошади и пони», журнал «Арабские лошади на Ставрополье», проектор, презентация «Лошади».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 – 3 мин.)
Приветствие, проверка готовности к уроку,
знакомство учащихся с темой урока и его задачами.
II. Актуализация знаний учащихся (10 – 12 мин.)
Повторение материала урока по теме «Непарнокопытные животные».
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. По каким признакам можно узнать
непарнокопытное животное? (Непарнокопытные
имеют по одному развитому пальцу, покрытому
роговым копытом).
2. Кто к ним относится? (Лошади, ослы, зебры).
3. Где живут непарнокопытные в природе? (Непарнокопытные
– жители открытых просторов степей и пустынь).
4. Какие особенности строения помогают
непарнокопытным жить на открытых просторах
степей и пустынь? (Длинные сильные ноги,
которые поднимают тело высоко над землей, высоко
расположенная голова с зоркими глазами, хорошее
обоняние и отличный слух).
5. Чем и как питаются непарнокопытные? (Непарнокопытные
– травоядные животные. Желудок у них
однокамерный, пищу вторично не пережевывают).
6. Сколько жеребят в год рождает лошадь? (Одного
жеребенка).
Какими рождаются жеребята? (Жеребята рождаются
развитыми: почти сразу же после рождения встают
на ноги и начинают сосать молоко).
7. Где и кем была обнаружена дикая лошадь? (Дикая
лошадь была обнаружена более ста лет назад
русским ученым-путешественником Николаем
Михайловичем Пржевальским в пустынях
Центральной Азии).
8. Сообщение «Лошадь Пржевальского» (ученик 1
уровня) (Приложение 1).
9. Сообщение «Гордые мустанги» (ученик 1 уровня) (Приложение 2).
III. Изучение нового материала (15 мин.)
1. Рассказ-беседа. Учитель рассказывает о значении лошадей.
Домашние лошади издавна использовались для
езды и для перевозки грузов. Большую долю работы
они выполняли при обработке полей, были
источниками мяса и кожи. С развитием техники
лошади утратили свое былое значение: во многом их
заменили машины. Однако и в наше время домашние
лошади незаменимы на селе и в небольшом городе.
На селе их используют для обработки почвы,
перевозки урожаев с огородов, подвозки дров.
Большое значение имеет конный спорт. У нас в
Бурятии большим спросом пользуется мясо лошадей,
а также вкусный лечебный напиток кумыс, который
изготовляют из молока кобылиц.
В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
- Для чего используются лошади на селе?
- Зачем лошадей содержат на ипподроме?
- Какие продукты питания получат человек от лошадей?
Учащиеся, используя свой жизненный опыт и впечатления от посещения ипподрома, активно участвуют в беседе. Делается вывод, который учащиеся записывают в тетради:
Лошади используются:
- для езды и перевозки грузов;
- для обработки почвы на селе;
- конный спорт;
- мясо лошадей, кумыс – вкусный лечебный напиток.
2. Работа с учебником
Лошади, используемые человеком для разных целей, отличаются породами.
Чтение материала в учебнике и подготовка ответа на вопрос «На какие группы можно разделить лошадей по цели использования?» (учебник, с. 217-218) (Один ученик читает, остальные следят и формулируют ответ на вопрос). Ответы учащихся сопровождаются словесной конкретизацией учителя и оформлением схемы на доске. Схему учащиеся переносят к себе в тетрадь.
Какие породы лошадей можно отнести к каждой из групп? Чем они различаются между собой?
Породы лошадей |
||
Тяжеловозные |
Легкоупряжные |
Для верховой езды |
Владимирский тяжеловоз | Орловский рысак | Донские лошади |
Сильные, ходят быстро, но бегают плохо | Отличаются быстротой бега | Отличаются резвостью и выносливостью |
IV. Закрепление (10 мин.)
- Выполнение теста (Приложение 3). Самооценка.
- Просмотр Презентации «Лошади» (Приложение 5).
V. Задание на дом (3 мин.)
Дифференцированные задания:
- Прочитать текст, рассмотреть рисунки и ответить на вопросы после текста (с. 217-218) – для учащихся 3 уровня.
- Составить таблицу «Породы лошадей», используя текст учебника и записи в тетради (Рабочая тетрадь, с. 48, зад.11 – для учащихся 1 и 2 уровня.
VI. Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся (3 мин.)
Материал, используемый для комментирования при просмотре слайдов. (Приложение 4)
Экскурсия на ипподроме