Тип урока: Обобщающий
Форма урока: Комбинированный
Методы работы:
Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся по изученной теме "Углерод и его с оединения" для решения реальных жизненных задач.
2. Научить переносить имеющиеся знания в область творческой исследовательской деятельности.
3. Продолжитьвоспитание коммуникативной личности.
4. Воспитание у учащихся культуры здоровья.
5. Формирование культуры выполнения лабораторных опытов.
6. Стимулировать интерес учащихся к предмету.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран,образцы,лабораторное оборудование.
Девиз: "Единственный путь, ведущий к знанию ,- это деятельность"
План урока
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют всех нас. Имея базу теоретических знаний по данной теме попробуем вникнуть в самую глубину проблемы, объяснить влияние данного вопроса на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации, а также разработать меры профилактики.
На столе: ракушки, спил дерева, карандаш, колба с углекислым газом, комнатное растение.
Вопрос: Что объединяет эти предметы? И как они связаны с темой урока?
1.Углерод-химический элемент.(учащиеся после характеристики углерода как химического элемента, что углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений- алмаза и графита, отмечают причину разных свойств алмаза и графита.
"Уголь- ценнейшее из полезных ископаемых"
Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы встречаемся в сказке "Мороз Иванович": "Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная" Какие методы очистки воды использует Рукодельница?
Объясняя описанное явление, учащиеся отмечают здесь два метода очистки воды- фильтрование и адсорбцию - и дают определение последнего.
Одно из наиболее очевидных свойств угля - горение. Учащимся предлагается написать уравнение этой реакции и привести другие примеры проявления углеродом восстановительных свойств и записать уравнения реакций.
Творческое задание:
- В большую открытую емкость поместили свечу и зажгли ее. Свеча горела нормально. Затем в сосуд поместили вату и подожгли ее. Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла. Объясните, почему погасло пламя свечи.
Демонстрация опыта: К газированному напитку прилить лакмус
Почему меняется окраска напитка?
Рациональный выбор топлива | Интенсификация фотосинтеза | Очистка промышленных выбросов от углекислого газа |
1. Замена угля и нефти газом | 1. Горение свечи на открытом воздухе | 1. Колба с известковой водой к концу урока помутнела, что доказывало наличие углекислого газа в атмосфере классной комнаты |
2. Широкое использование альтернативных, экологически чистых источников энергии, таких, как энергия Солнца, ветер, тепло земных недр и другие; | 2. Горение свечи под банкой. | 2. Поглотитель углекислого газа -гидроксид кальция. |
3. Внедрение энергосберегающих технологий и эффективное энергосбережение. | 3. Горение свечи в закрытом сосуде в присутствии зеленого растения | 3. Более рациональный способ регенерации воздуха- использовать пероксид натрия. |
4. Растения служат своего рода корректорами изменения концентраций компонентов воздуха. |
Сегодня, согласно подсчетам Всемирной метеорологической организации, ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается в среднем около 1т диоксида углерода на душу населения. Снижение содержания этого вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3-4% углекислого газа
человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10% могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в помещениях.В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1%.
Класс разбили на три группы. Группам предложили рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы.
Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье.
Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха углекислым газом отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системы человека, и кровеносной системы.
После выступлений групп мы предложили учащимся класса выбрать оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести в районе местожительства (посадка деревьев, особенно хвойных. вырубка старых насаждений, облагораживание улиц, дворов, ликвидация свалок)
Вывод: При отсутствии интенсивного загрязнения атмосфера может самоочищаться. Проблемы же возникают, когда человек своим вмешательством нарушает природные системы.
Экспериментальные задания прикладного характера:
- Точный состав напитков держится в секрете. Но на этикетках все же указаны составные части; газированная вода, сахар, краситель, ароматические вещества, кофеин. Как экспериментально определить наличие в лимонаде диоксида углерода. Кислоты, присутствие красителя?
Выполнение лабораторного опыта:
1.Анализ на углекислый газ.
2.Адсорбция красителя.
3.Анализ на кислоту.
Вопросы и задания для обсуждения
- Как можно удалить углекислый газ из напитка? (Вспомните о зависимости растворимости газов в воде от различных условий.)
- Почему гидрокарбонат натрия реагирует с напитком быстрее, чем карбонат кальция?
Вывод урока.
Итог урока.
Домашнее задание: решить задачу При спокойном дыхании (16 вдохов в минуту) в течение одного вдоха в легкие поступает около 400 мл воздуха. Определите объем (н. у.) и массу кислорода и углекислого газа, содержащихся в том объеме воздуха, который проходит через легкие человека за час. В воздухе 21% кислорода и 0,03% углекислого газа по объему.( Ответ: 81 л, или 115 г кислорода; 0,1 л, или 0,2 г углекислого газа ).