Цели урока:
- Закрепить навыки письменного умножения на трёхзначное и двузначное число.
- Совершенствовать умения решать задачи на движение и нахождение площади многоугольников.
- Развивать математические способности, грамотную речь, внимание, интерес к предмету.
- Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Оборудование: карточки, магнитофон, презентация птиц, шапочки с изображением птиц.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Сообщение темы, цели урока.
Сделал я скворечник новый
И принёс домишко в сад
Только мой скворец знакомый
Не летит домой назад
Может он с дороги сбился?
Может, он погиб в пути?
Может, просто заблудился
И не может сад найти?
- Как вы думаете, кто спешит к нам на урок? Ребята, зачем весной к деревьям прикрепляют скворечники? (Чтобы птицы могли укрыться в непогоду, отложить яйца, чтобы появившимся птенцам было спокойно расти).
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну пернатых друзей, во время, которого мы будем решать примеры на умножение многозначных чисел на трёхзначное и двузначное число, решать задачи на движение, нахождение площади и узнаем интересные сведения из жизни птиц.
А в помощь возьмём сосредоточенность, дружелюбие,
Успехов вам!
Устный счёт.
- Какая птица прилетает раньше всех из тёплых стран? (грач).
(Грачи - вестники весны величиной с ворону, оперение сине- чёрное. У взрослых птиц вокруг клюва голая грязно - белая кожа. Населяют светлые леса и парки от западных границ до Приамурья. Голос - хриплое "краа". Грач, следуя за плугом способен съесть за день 400 червей).
Грач приготовил для вас задание (4 уч - ся работают по карточкам)
12 * 15 | 24 * 30 | 938 : 100 |
40 * 32 | 50 * 40 | (150 * 10) : 100 |
35 * 11 | 20 * 240 | (140 : 70) * 400 |
- Молодцы, ребята, работали хорошо, дружно.
Работа по теме.
Вслед за грачами к нам прилетают ... (скворцы)
(Небольшие и средние по величине птицы. Обитают преимущественно в открытых местностях. Гнездятся в дуплах. В кладке от 3 - 8 голубых яичек. Весной вместе с грачами ходят по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом без устали отыскивают и поедают гусениц, жуков - листоедов. Например, вскармливая птенцов, скворцы прилетают к гнезду раз 200 - 300 в день. За это время они приносят тысячи насекомых).
Скворец тоже прилетел с заданием: с. 184 № 7
верхняя строка - 1 вариант, нижняя - 2 вариант.
Решение задачи (условие задачи на карточках)
Из гнезда вылетели одновременно в противоположных направлениях два стрижа. Один из них летел со скоростью 108 км/ ч, а другой 120 км/ ч. На каком расстоянии друг от друга будут птицы через 2 часа?
-О чём говорится в задаче?
-Как называется наука, изучающая птиц?
-А что должны сделать мы, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу?
-Что известно в задаче?
-Можем сразу ответить на вопрос задачи?
108 + 120 = 228 (км/ч)- скорость удаления стрижей
228 * 2 = 456 (км) - будут друг от друга птицы
108 * 2 + 120 * 2 = 456 (км)
Физкультминутка.
- Птицы приносят не только пользу природе и человеку. Они радуют нас своим пением. Соловей - знаменитый певец, он предлагает вам отдохнуть и послушать голоса птиц.
- Закройте глаза. Представьте, что вы в весеннем лесу.
- Прислушайтесь (Звучит фонограмма птичьих голосов, звук постепенно убавляется).
- Какое впечатление на вас произвело пение птиц?
Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они подают и образовались названия многих птиц.
- "Чиби - чиби!" - зовёт кого - то чибис.
- "Те - тер!" "Те - тер! " - называет себя тетерев.
- Как вы думаете, какие звуки издают синицы (Синь - синь!)
- Дрозды (Дро - дро!)
- Скворцы (Скор - сквор!)
-А теперь поиграем в игру "Птичий хор":
1 ряд будут произносить звуки скворца - "сквор - сквор"
2 ряд - чибиса - "чиби - чиби"
3 ряд - синицы - "синь - синь".
Когда я произнесу слово "скворцы" - поёт 1 ряд, слово "чибис"- поёт 2 ряд, слово "синица" - поёт 3 ряд.
Когда я скажу слово "все вместе" - поют 3 ряда.
Молодцы! Дружный хор у нас получился.
Самостоятельная работа.
Вслед за соловьём прилетает жаворонок.
(Лесной жаворонок величиной с воробья. Весит 20 -25 граммов. Спинная сторона рыжевато - бурая с тёмными продольными пестринами. Брюшная сторона белая. На голове небольшой хохолок. Гнездо строит на земле, еду находят тоже на земле, но часто садятся на деревья. Второе имя - юла - эти птицы получили за свою характерную песню "Юли-юли-юли")
У жаворонка тоже задание.
Дифференцированные задания (ученики по выбору выполняют задания по карточкам)
*304 * 13 | 103 * 320 |
324 * 340 | 324 * 21 |
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов в 5 раз больше. Сколько гусениц приносит своим птенцам пара скворцов?
Длина опытного участка прямоугольной формы, занятого пшеницей равна 20 м, а ширина 13 метров. Найди площадь участка. Составь обратную задачу.
Взаимопроверка.
Молодцы! Жаворонок благодарит за работу.
Геометрический материал.
- А к нам прилетела кукушка.
(Немного меньше голубя, спинная сторона серая, горло и верхняя часть груди светло -серая, на хвосте белые пятна и узкая полоска на конце. Кукушки откладывают от 10 до 25 яиц - по одному в каждое чужое гнездо, снимая с себя все заботы о будушем потомстве. Проделав это, они спокойно отправляются на зимовку - улетают взрослые кукушки рано. За лето кукушка поедает до 270000 крупных гусениц и майских жуков)
-Выполним задание, которое нам подкинула кукушка.
-Назовите фигуры, не содержащие угол А. (ВСДЕ, ВСЕ, СДЕ).
Назовите фигуры, для которых отрезок СЕ является общей стороной (АВСЕ, СЕД, ВСЕ).
-Молодцы!
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу.
Путешествуя, что повторили, что узнали нового?
Что понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Я благодарю всех за работу и надеюсь, что вы будете заботиться о наших пернатых друзьях.
Домашнее задание.
С.184 № 8.