Урок математики по теме "Умножение на трехзначное и двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить навыки письменного умножения на трёхзначное и двузначное число.
  • Совершенствовать умения решать задачи на движение и нахождение площади многоугольников.
  • Развивать математические способности, грамотную речь, внимание, интерес к предмету.
  • Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Оборудование: карточки, магнитофон, презентация птиц, шапочки с изображением птиц.

Ход урока

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

Сообщение темы, цели урока.

Сделал я скворечник новый
И принёс домишко в сад
Только мой скворец знакомый
Не летит домой назад
Может он с дороги сбился?
Может, он погиб в пути?
Может, просто заблудился
И не может сад найти?

- Как вы думаете, кто спешит к нам на урок? Ребята, зачем весной к деревьям прикрепляют скворечники? (Чтобы птицы могли укрыться в непогоду, отложить яйца, чтобы появившимся птенцам было спокойно расти).

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну пернатых друзей, во время, которого мы будем решать примеры на умножение многозначных чисел на трёхзначное и двузначное число, решать задачи на движение, нахождение площади и узнаем интересные сведения из жизни птиц.

А в помощь возьмём сосредоточенность, дружелюбие,

Успехов вам!

Устный счёт.

- Какая птица прилетает раньше всех из тёплых стран? (грач).

(Грачи - вестники весны величиной с ворону, оперение сине- чёрное. У взрослых птиц вокруг клюва голая грязно - белая кожа. Населяют светлые леса и парки от западных границ до Приамурья. Голос - хриплое "краа". Грач, следуя за плугом способен съесть за день 400 червей).

Грач приготовил для вас задание (4 уч - ся работают по карточкам)

12 * 15 24 * 30 938 : 100
40 * 32 50 * 40 (150 * 10) : 100
35 * 11 20 * 240 (140 : 70) * 400

- Молодцы, ребята, работали хорошо, дружно.

Работа по теме.

Вслед за грачами к нам прилетают ... (скворцы)

(Небольшие и средние по величине птицы. Обитают преимущественно в открытых местностях. Гнездятся в дуплах. В кладке от 3 - 8 голубых яичек. Весной вместе с грачами ходят по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом без устали отыскивают и поедают гусениц, жуков - листоедов. Например, вскармливая птенцов, скворцы прилетают к гнезду раз 200 - 300 в день. За это время они приносят тысячи насекомых).

Скворец тоже прилетел с заданием: с. 184 № 7

верхняя строка - 1 вариант, нижняя - 2 вариант.

Решение задачи (условие задачи на карточках)

Из гнезда вылетели одновременно в противоположных направлениях два стрижа. Один из них летел со скоростью 108 км/ ч, а другой 120 км/ ч. На каком расстоянии друг от друга будут птицы через 2 часа?

-О чём говорится в задаче?

-Как называется наука, изучающая птиц?

-А что должны сделать мы, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу?

-Что известно в задаче?

-Можем сразу ответить на вопрос задачи?

108 + 120 = 228 (км/ч)- скорость удаления стрижей

228 * 2 = 456 (км) - будут друг от друга птицы

108 * 2 + 120 * 2 = 456 (км)

Физкультминутка.

- Птицы приносят не только пользу природе и человеку. Они радуют нас своим пением. Соловей - знаменитый певец, он предлагает вам отдохнуть и послушать голоса птиц.

- Закройте глаза. Представьте, что вы в весеннем лесу.

- Прислушайтесь (Звучит фонограмма птичьих голосов, звук постепенно убавляется).

- Какое впечатление на вас произвело пение птиц?

Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они подают и образовались названия многих птиц.

- "Чиби - чиби!" - зовёт кого - то чибис.

- "Те - тер!" "Те - тер! " - называет себя тетерев.

- Как вы думаете, какие звуки издают синицы (Синь - синь!)

- Дрозды (Дро - дро!)

- Скворцы (Скор - сквор!)

-А теперь поиграем в игру "Птичий хор":

1 ряд будут произносить звуки скворца - "сквор - сквор"

2 ряд - чибиса - "чиби - чиби"

3 ряд - синицы - "синь - синь".

Когда я произнесу слово "скворцы" - поёт 1 ряд, слово "чибис"- поёт 2 ряд, слово "синица" - поёт 3 ряд.

Когда я скажу слово "все вместе" - поют 3 ряда.

Молодцы! Дружный хор у нас получился.

Самостоятельная работа.

Вслед за соловьём прилетает жаворонок.

(Лесной жаворонок величиной с воробья. Весит 20 -25 граммов. Спинная сторона рыжевато - бурая с тёмными продольными пестринами. Брюшная сторона белая. На голове небольшой хохолок. Гнездо строит на земле, еду находят тоже на земле, но часто садятся на деревья. Второе имя - юла - эти птицы получили за свою характерную песню "Юли-юли-юли")

У жаворонка тоже задание.

Дифференцированные задания (ученики по выбору выполняют задания по карточкам)

*304 * 13 103 * 320
324 * 340 324 * 21

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов в 5 раз больше. Сколько гусениц приносит своим птенцам пара скворцов?

Длина опытного участка прямоугольной формы, занятого пшеницей равна 20 м, а ширина 13 метров. Найди площадь участка. Составь обратную задачу.

Взаимопроверка.

Молодцы! Жаворонок благодарит за работу.

Геометрический материал.

- А к нам прилетела кукушка.

(Немного меньше голубя, спинная сторона серая, горло и верхняя часть груди светло -серая, на хвосте белые пятна и узкая полоска на конце. Кукушки откладывают от 10 до 25 яиц - по одному в каждое чужое гнездо, снимая с себя все заботы о будушем потомстве. Проделав это, они спокойно отправляются на зимовку - улетают взрослые кукушки рано. За лето кукушка поедает до 270000 крупных гусениц и майских жуков)

-Выполним задание, которое нам подкинула кукушка.

-Назовите фигуры, не содержащие угол А. (ВСДЕ, ВСЕ, СДЕ).

Назовите фигуры, для которых отрезок СЕ является общей стороной (АВСЕ, СЕД, ВСЕ).

-Молодцы!

Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу.

Путешествуя, что повторили, что узнали нового?

Что понравилось больше всего?

Что вызвало затруднение?

Я благодарю всех за работу и надеюсь, что вы будете заботиться о наших пернатых друзьях.

Домашнее задание.

С.184 № 8.