Цели занятия:
- Помочь детям понять и представить абстрактные явления в языке (части речи)
- Развивать мышление и творческое воображение.
- Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.
Задача: научить дифференцировать части речи на слух.
Оборудование: схемы, обозначающие части речи, раздаточные карточки 3-х цветов.
Действующие лица:
Ведущий (учитель)
Грамматика,
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Сегодня мы побываем в царстве русского языка. К нам пришли гости. Проходите, пожалуйста.
Грамматика: Я – теоретическая грамматика. Какие части речи вы знаете?
Дети отвечают: Существительное, глагол, прилагательное.
Грамматика: (поёт) А как их понимать, как их различать? Это точно надо знать! Пригласим их в гости. Госпожа Существительное! Просим Вас!
Грамматика: Ребята, на какой вопрос отвечает Существительное?
Дети: Кто? Что?
Существительное: Да, вы правы, я –
главная часть речи. (Поёт) Существует на
свете герой и предмет,он открывает начало, весь
свет.
Кто? – живой, что? – неживой. Это главный наш
герой. Это он – почтальон, пёс, мальчик. Это мой
герой – мужской род (показывает квадрат синего
цвета). Ваши примеры.
Ученики называют примеры: сон, кот.
Существительное: ДВот она, героиня
наша. Кто она? (поёт) Девочка, конфетка,
салфетка, табуретка. Она моя. (Показывает
квадрат красного цвета).
Ваши примеры: Белка, клетка, кот – (нет), кошка.
А ещё в русском языке есть существительные
среднего рода. Оно. Оно часто
оканчивается на О. Ведро, яблоко. (Показывает
квадрат жёлтого цвета). Ясно, дети? Ваши
примеры существительных среднего рода? (Дети
придумывают существительные.)
Грамматика: Поняли, что такое имя существительное? А теперь новая героиня – это принцесса, которая раскрашивает мир в разные цвета, и раздаёт предметам разные признаки. Какая это часть речи?
Дети: Это – имя Прилагательное.
Прилагательное: Это я. Здравствуйте, милые детки. Какие вы чудесные. Какой наш герой? (Показывает кружки трёх цветов) Пёс умный, чёрный и большой (синий круг). Она – красивая, молодая (красный круг). А яблоко – оно какое? Спелое, красное (жёлтый кружок).
Ведущий: Поиграем в игру «Подбери нужное слово».
Прилагательное говорит слова – существительные, а признак предмета прилагательное подбирают дети. Существительное называет признак предмета, а дети подбирают название предмета.
Грамматика: А теперь пришёл глагол! Действия покажет он.
Глагол: (поёт) Раньше прыгал, говорил. А сейчас носит., варит и горит. Будет завтра делать он что? Будет петь, играть и кушать торт! (Глагол показывает треугольники трёх цветов).
Грамматика: Ясно вам,что значит Глагол?
Ведущий даёт детям задание: Что делал раньше? Что делает сейчас? Что будет делать?
Грамматика выводит всех героев: Это части речи наши. Кто главнее и кто краше?
Дети отвечают...
Грамматика: Все они нужны, все они важны. Но каждый на своём месте.
Части речи поют: Мы самые важные, друзья твои надёжные.
Выходит Глагол.
Глагол: Русский язык твой верный друг – он начало всех наук.
(Эту инсценировку показали ученики 5 класса в ГПД в мае2009 г для учеников 2-3 класса.(Алия Букембаева и ВоваЗайцев ученики 5 класса сочинили стихи о вежливости и культуре речи,которые будут звучать в конце спектакля.)
Доброе слово
Доброе слово, вежливое слово.
Доброе слово и кошке приятно –
Это каждому ребенку понятно.
Вежливым будь – находи слова,
Такие как звёзды, цветка лепесток
И каждый, даже неграмотный, это поймёт.
Что мы только не слышим в школе, с экрана,
А ты скажи что-то приятное маме,
соседу по парте, младшей сестрёнке–
И она обращаться будет также с тобою.
Приятность и Вежливость
Это большая награда и
Ты в силах сделать
Всем этот подарок.
Ответ мы, конечно, получим не сразу,
Вначале все удивятся,
Но всем будет приятно.