Занятие по развитию речи для детей с ОНР (I–III ст.) или коррекционных классов (3–4-й классы) "Сказка о частях речи"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Помочь детям понять и представить абстрактные явления в языке (части речи)
  • Развивать мышление и творческое воображение.
  • Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.

Задача: научить дифференцировать части речи на слух.

Оборудование:  схемы, обозначающие части речи, раздаточные карточки 3-х цветов.

Действующие лица:

Ведущий (учитель)
Грамматика,
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Сегодня мы побываем в царстве русского языка. К нам пришли гости. Проходите, пожалуйста.

Грамматика: Я – теоретическая грамматика. Какие части речи вы знаете?

Дети отвечают: Существительное, глагол, прилагательное.

Грамматика:  (поёт) А как их понимать, как их различать? Это точно надо знать! Пригласим их в гости. Госпожа  Существительное! Просим Вас!

Грамматика: Ребята, на какой вопрос отвечает Существительное?

Дети: Кто? Что?

Существительное: Да,  вы правы, я – главная часть речи. (Поёт) Существует на свете герой и предмет,он открывает начало, весь свет.
Кто? – живой, что? – неживой. Это главный наш герой. Это он – почтальон, пёс, мальчик. Это мой герой – мужской род (показывает квадрат синего цвета). Ваши примеры.

Ученики называют примеры: сон, кот.

Существительное: ДВот она, героиня наша. Кто она? (поёт) Девочка, конфетка, салфетка, табуретка. Она моя. (Показывает квадрат красного цвета).
Ваши примеры: Белка, клетка, кот  – (нет), кошка. А ещё в русском языке есть существительные среднего рода. Оно.  Оно   часто оканчивается на О.   Ведро, яблоко. (Показывает квадрат жёлтого цвета). Ясно, дети? Ваши  примеры  существительных среднего рода? (Дети  придумывают существительные.)

Грамматика: Поняли, что такое имя существительное? А теперь новая героиня – это принцесса, которая раскрашивает мир в разные цвета, и раздаёт предметам разные признаки. Какая это часть речи?

Дети: Это – имя Прилагательное.

Прилагательное: Это я. Здравствуйте, милые детки. Какие вы чудесные. Какой наш герой? (Показывает кружки трёх цветов) Пёс умный, чёрный и большой (синий круг). Она  – красивая, молодая (красный круг). А яблоко – оно какое? Спелое, красное (жёлтый кружок).

Ведущий: Поиграем  в игру «Подбери  нужное слово».

Прилагательное говорит слова – существительные, а признак предмета прилагательное подбирают дети. Существительное называет  признак  предмета, а дети подбирают   название  предмета.

Грамматика: А теперь пришёл глагол! Действия покажет он.

Глагол: (поёт) Раньше прыгал, говорил. А сейчас  носит., варит и горит. Будет завтра делать он  что? Будет петь, играть и кушать торт! (Глагол показывает треугольники трёх цветов).

Грамматика: Ясно вам,что значит Глагол?

Ведущий даёт детям задание: Что делал раньше? Что делает сейчас? Что будет делать?

Грамматика выводит всех героев: Это части речи наши. Кто главнее и кто краше?

Дети отвечают...

Грамматика: Все они нужны,  все они важны. Но каждый на своём месте.

Части речи поют: Мы самые важные, друзья твои надёжные.

Выходит Глагол.

Глагол: Русский язык твой верный друг – он начало всех наук.

(Эту инсценировку показали ученики 5 класса в ГПД в мае2009 г для  учеников 2-3  класса.(Алия Букембаева и ВоваЗайцев ученики 5 класса  сочинили стихи о вежливости и культуре речи,которые будут звучать в конце спектакля.)

Доброе  слово

Доброе слово, вежливое слово.
Доброе слово и кошке приятно –
Это каждому ребенку понятно.
Вежливым будь – находи слова,
Такие как звёзды, цветка лепесток
И каждый, даже неграмотный, это поймёт.
Что мы только не слышим в школе, с экрана,
А ты скажи что-то приятное маме,
соседу по парте, младшей сестрёнке–
И она обращаться будет также с тобою.
Приятность и Вежливость
Это большая награда и
Ты в силах сделать
Всем этот подарок.
Ответ мы, конечно, получим не сразу,
Вначале все удивятся,
Но всем будет приятно.